Сервисная полиция Алматы: от ненависти к доверию - Exclusive
Поддержать

Сервисная полиция Алматы: от ненависти к доверию

Станет ли казахстанская полиция сервисной, то есть дружелюбной к нашим гражданам? Это звучит как сказка, которую хотят сделать былью в Алматы. Члены Общественного совета Алматы организовали встречу представителей полиции, НПО и активистов города.

В прошлом году официальные СМИ широко разрекламировали пилотный проект по открытию сервисных центров полиции во всех районах Алматы. Сейчас в стационарных зданиях полиции сосредоточены все основные службы: следственные, оперативные и патрульные подразделения, а также миграционная служба и дежурная часть, при этом доступ к ним ограничен. Теперь, по задумке, при сервисных центрах будут созданы межведомственные группы обеспечения безопасности, состоящие из сотрудников различных ведомств, акиматов и общественников, которые будут решать вопросы на месте. Все это должно повысить доверие к правоохранительной системе и решить задачу профилактики преступлений.

Но то, как на деле полицейские готовы перейти на сервисную модель взаимодействия с населением, наглядно продемонстрировал тот факт, что мероприятие началось с большим опозданием. Выяснилось, что пришедшие на встречу члены Общественного совета элементарно не могли зайти в здание управления полиции Алмалинского района.

– Меня пропустили только после бесконечных согласований, – говорит эксперт ОС Алибек Шапенов. – И это при том, что я – приглашенный участник встречи, которая была запланирована районным управлением. Как же будут строиться отношения полиции с простыми гражданами, которые приходят в фронт-офис? Вы должны служить народу, а по факту от него закрылись. Пока мы элементарно не снесем заборы и не убедим руководство наверху это сделать, барьер между гражданами и вами будет увеличиваться. Я считаю, что сама идея создания сервисных центров вредная. Можно представить, с какой геометрической прогрессией там начнут расти кадры! В итоге полицейских, как и оперуполномоченных не будет в опорных пунктах. В сервисном центре окажутся и следователи. В итоге они будут не раскрывать преступления, а протирать штаны. Следователи и участковые должны быть доступны для населения, а фактически до них невозможно дозвониться.

Первый зам. начальника управления политики Алмалинского района Алматы Булат Жамбаев попытался парировать члену Общественного совета:

– В чем-то я с вами согласен. Но мы люди в погонах, исполняем наказы и не можем никак повлиять на решение создавать сервисные центры. Сама по себе идея хорошая. Но самое главное – менять сознание наших полицейских. Сейчас мы вместе с каждым нашим сотрудником проводим беседы, стараемся набирать тех, у кого более серьезное образование. С полицейскими должны работать психологи. У нас сейчас проблема дефицита сотрудников, не хватает 30 участковых, то есть половины личного состава. Люди перерабатывают, а им надо выделять время своей семье, отдыхать. Поэтому мы собираемся объединить два-три опорных пункта в один.

Жамбаев считает, что их фронт-офис справляется со своей задачей. Здесь отсутствует волокита и практически нет очередей. В целом, по словам полицейского, обращающиеся граждане остаются довольны. Он согласен, что во фронт-офисе должно проходить обучение полицейских, но, в то же время, он считает, что сегодня полицейского способен «обидеть» любой блогер, который «может подбежать и оскорбить полицейского. И он молча это сносит».

– Это же ненормально! Что вы такое говорите?!– возмутился Шапенов. – Если человек нарушает закон, оскорбляет кого-то, тем более при исполнении, он должен нести ответственность! Что это за полицейские, которые не могут адекватно отреагировать на нарушение законности, в том числе, в отношении себя. Если вы себя не можете защитить, как вы можете защитить наших граждан?! На мой взгляд, населению не нужны никакие сервисные центры. Людям нужно получать адекватную помощь от полицейских, начиная от начальника, кончая последним постовым. Не хамское отношение, не стояние в коридоре или на КПП в виде просящих, а достойное обслуживание. Если человека плохо обслужили в магазине, он оттуда может уйти, но если ему хамят в полиции, ему просто некуда больше деться. Они же монополисты! Почему человек должен стоить под вашими дверями? Полиция все время апеллирует к тому, что ее оружием могут завладеть злоумышленники. Но ведь можно оборудовать комнату хранения оружия. И все! А на деле полиция сама себя охраняет. Люди платят налоги, чтобы содержать полицию, которая по факту от них оградилась высокими каменными заборами, колючей проволокой. Одно отделение полиции в Наурызбайском районе чего стоит!

Сегодня первоочередная задача – поднять имидж полицейского, – уверена председатель комиссии №1 Общественного совета по правопорядку полковник полиции в отставке Айгуль Шопшекбаева.

– К сожалению, у нас человек, который надел форму полицейского, думает, что может прессовать граждан, – говорит полковник полиции. – Сервисная же полиция предусматривает цивилизованное отношение к гражданам. Тогда имидж полицейского поднимется в разы. Чего мы, увы, сегодня не имеем. Хотя в январе во время известных событий полицейские улучшили свой имидж, но, увы, он сошел на «нет» из-за пыток людей, которые нарушили закон. И это тогда, когда ни один правоохранительный орган, кроме полицейских, не противостоял беспределу. Там не было ни КНБ, ни прокуратуры. В мирное время вы потеряли людей и продолжаете это делать. Все мы помним, как один стрелок в Алматы положил 8 человек. Он спокойно ходил по этажам полиции, а потом ездил по городу, убивал. И делал бы это дальше, если бы герой-алматинец его не остановил. А ведь пошел он убивать не просто так, а потому, что не получил адекватного решения своих проблем, в том числе и со стороны правоохранительных органов. Мы повсеместно слышим: не знаю, приходите завтра, это не к нам и так далее. Это отнюдь не добавляет уважения и любви к полицейским.

Одними карательными мерами полиция, уверена Шопшекбаева, проблему не решить. Людям в погонах надо в корне менять свое сознание и отношение к тем людям, которые к ним приходят со своей бедой и ждут, чтобы им помогли.

– Каждое второе преступление в Алматы приходится на мошенничество, – акцентировала представитель Общественного совета. – Их жертвы нередко сводят счеты с жизнью. Есть факты, когда следствие не принимало заявления от граждан, даже не вникая в суть вопроса. Об этом нам известно не понаслышке, а из обращений граждан в Общественный совет. Когда в полицию люди приходят со своей бедой, нужно относиться к ним с пониманием, а не отфутболивать и переводить мошенничество в гражданско-правовые отношения. У мошенника телефон не отвечает, а договор -фиктивный. В какой суд прикажете его вызывать?

Представители Общественного совета и ранее предлагали убрать барьеры между полицией и гражданами, в том числе и в виде многочисленных ограждений. Однако, полиция надежно защищена заборами, которые снесли в мегаполисе во всех остальных объектах, включая школы. Теперь ОС намерен провести мониторинг работы фронт-офиса.

Пока не ясно, как на деле будет реализован проект сервисной полиции. По итогам проведенного ДП Алматы анализа, ежедневно районные подразделения полиции посещают в среднем до 1 тысячи 470 граждан, 446 из них – по вопросам миграционного законодательства, 150 – по вопросам процессингового центра, 35 – по вопросам лицензионно-разрешительной деятельности, 29 – по правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений и др. Вместе с тем, ежесуточно на пульт “102” поступает в среднем 2 тысячи 258 звонков различного характера.

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *