Шэньчжэнь как технологический центр Азии - Exclusive
Поддержать

Шэньчжэнь как технологический центр Азии

Уже много десятилетий Кремниевая долина является образцовым для всего мира центром технологий. Многие азиатские города, например, Бангалор, Пинанг, Шэньчжэнь, Сингапур и Тайбэй, стараются создать схожие инновационные экосистемы. Однако особенно успешным оказался Шэньчжэнь, расположенный в южнокитайской провинции Гуандун.

В 1979 году, когда Дэн Сяопин начал проводить в Китае политику «реформ и открытости», Шэньчжэнь был небольшой рыбацкой деревушкой: его ВВП равнялся $28 млн, из которых 37% приходилось на первичный сектор. Сегодня Шэньчжэнь – это ведущий инновационный центр Китая, а его ВВП достигает почти $500 млрд, из которых 40% приходится на высокотехнологичные отрасли. В прошлом году в общей сумме экспорта из Шэньчжэня ($348,4 млрд) на долю высокотехнологичной продукции пришлось более 50%, а в «Индексе глобальной конкурентоспособности городов» Шэньчжэнь занял седьмое место в общем зачёте и первое в Китае.

Преображение Шэньчжэня началось в 1980 году, когда Дэн Сяопин решил создать именно здесь первую в Китае «особую экономическую зону», в которой должна была формироваться экспортно-ориентированная экономика. Фирмы из соседнего Гонконга (тогда ещё британской колонии, но уже центра международной торговли и финансов) быстро начали переносить производство в Шэньчжэнь, где стоимость земли и рабочей силы была низкой.

Возникшая в итоге модель «впереди магазин, сзади завод» способствовала притоку прямых иностранных инвестиций и трансферу технологий и ноу-хау. К 1994 году на долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поступавших в Шэньчжэнь через компании из Гонконга, приходилась почти половина всех ПИИ, поступавших в провинцию Гуандун, а к 2005 году на долю промышленного сектора приходилось 53% ВВП Шэньчжэня.

Впрочем, преображение Шэньчжэня лишь только начиналось. Когда в 2006 году правительство решило содействовать развитию высокотехнологичных отраслей и отечественных инноваций в Шэньчжэне, объём инвестиций в научные исследования и разработки в этом городе резко увеличился: с 3,3% ВВП в 2007 году до 5,8% ВВП в 2023 году. Это даже выше, чем 5,6% ВВП в Израиле – стране с самыми высокими в мире расходами на НИОКР (в пересчёте на долю ВВП).

Помимо НИОКР, Шэньчжэнь активно инвестировал в развитие человеческого капитала. Пользуясь близостью к Гонконгу (со всеми его капиталами, талантливыми кадрами и рыночным доступом), Шэньчжэнь сформировал открытую, инклюзивную и динамичную местную инновационную и деловую культуру, привлекательную для талантливых кадров из других регионах Китая и из зарубежных стран. Более 65% постоянных жителей Шэньчжэня (всего их 17,8 млн) родились за пределами этого города.

Кроме того, в Шэньчжэне была создана динамичная местная экосистема исследований. Вдохновляясь примером Кремниевой долины, где ближайшие университеты, включая Стэнфорд и Калифорнийский университет в Беркли, обеспечивают постоянное предложение талантливых сотрудников и проводят передовые исследования, Шэньчжэнь предложил китайским университетам мирового класса земли и гранты, чтобы они открывали там местные филиалы. В Шэньчжэне есть кампусы Пекинского университета, университета Цинхуа и Китайского университета в Гонконге, при этом почти половина их студентов остаются в городе работать после выпуска.

У Шэньчжэня была ещё одна сильная сторона: широкий круг производителей, обладающих ресурсами и возможностями для создания прототипов, а это критически важно для проверки жизнеспособности новых идей или изобретений. Именно это помогло привлечь сюда инновационные компании, включая Huawei (сейчас оценивается в $128 млрд), China Merchants Bank (рыночная капитализация $111,4 млрд), а также Ping An Financial Group, BYD и Tencent, которые оцениваются в $97,2 млрд, $92,5 млрд и $443,74 млрд соответственно.

Эти пять фирм сегодня входят в топ-20 крупнейших компаний страны по рыночной стоимости. И их потенциал далёк от исчерпания. Взгляните на Tencent, крупнейшего в мире издателя видеоигр, владельца самой доходной в мире мобильной игры, разработчика и оператора социальной сети WeChat, которая является крупнейшей и наиболее инновационной в Китае. Кроме того, Tencent – это ведущая венчурная фирма, которая приобрела или вложилась в более чем 800 компаний, иностранных и отечественных. Приобретая доли в инновационных технологических компаниях – от Tesla до Enflame и Zhipu (это стартапы чипов для искусственного интеллекта), Tencent закрепилась в секторе искусственного интеллекта (ИИ). В 2020 году компания объявила, что инвестирует $70 млрд в облачные вычисления, ИИ и блокчейн-технологии.

Помимо этих известных гигантов, в Шэньчжэне базируются примерно 30 «единорогов» (компаний, которые не котируются на бирже, основаны после 2000 года и имеют оценочную стоимость выше $1 млрд), а это почти столько же, сколько во всей Германии (36), чья экономика является пятой в мире по размерам. Одна из таких компаний – цифровой банк WeBank – входит в десятку самых дорогих «единорогов» в мире. И поэтому неудивительно, что Шэньчжэнь может похвастаться вторым по размерам фондовым рынком в Китае: его общая рыночная капитализация составляет $4,29 трлн, что выше, чем в Гонконге, а электронный торговый оборот равен $1,39 трлн.

Есть основания полагать, что экономическое будущее Шэньчжэня будет светлым: годовые темпы роста ВВП этого города равны 6%, что выше, чем у Пекина, Шанхая и Гуанчжоу. Впрочем, для сохранения темпов роста и динамики Шэньчжэню нужно будет адаптироваться к быстро меняющемуся глобальному экономическому ландшафту, который отличается широким применением геополитически мотивированных санкций против Китая, особенно его технологического сектора.

Эффективная адаптация, несомненно, возможна. Ведущий в мире производитель электромобилей BYD сейчас столкнулся с повышением пошлин в США и Европе, однако ему всё же удаётся найти выход на мировые рынки благодаря своим передовым технологиям аккумуляторов. Компания Huawei выдержала жёсткие санкции США отчасти благодаря использованию собственных микрочипов и операционных систем. Богатство и гибкость инновационной экосистемы Шэньчжэня, а также её благоприятный для бизнеса характер, дадут возможность многим фирмам адаптироваться к возникающим трудностям.

Есть и другой полезный фактор: Шэньчжэнь расположен в Большом заливе Гуандун-Гонконг-Макао. Это интегрированная экономическая зона, которая включает девять городов и два специальных административных региона. Сотрудничество с соседними городами позволило Шэньчжэню укрепить связи с Глобальным Югом. Однако сейчас, когда устойчивость Шэньчжэня в качестве ведущего промышленного и инновационного центра подвергается наиболее серьёзному испытанию, способность города максимально использовать все эти связи в значительной мере определит, выдержит ли он это испытание.

Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org

Эндрю Шэн

Почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете. Сяо Гэн – председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор Института политики и практики при Шэньчжэньском финансовом институте Китайского университета Гонконга (Шэньчжэнь).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *