Синтетические наркотики – проблема благополучных семей
Сегодня употребление синтетических наркотиков – проблема всего мира и Казахстан не исключение. Экстази ушло в прошлое, сейчас молодежь подсела на «скорость» и другие новые синтетические наркотики, которые изготавливаются подпольно. Гражданская инициатива «Narkostop» помогает бороться с наркозлом не только в Алматы, но и по всей республике.
– Проект был запущен год назад, – говорит куратор «Narkostop» Нуржан Жакупов. – При этом, синтетические наркотики – проблема именно благополучных семей и сильно отличается от наркомании, которая была в 90-х годах. Если тогда наркотики начинали употреблять от безысходности, то теперь – от скуки. Дети из неблагополучных семей употребляют дешевый наркотик. А мефедрон и «скорость», одна доза которых стоит 15 тысяч тенге, предпочитают дети, молодые люди, взрослые из благополучных семей. К слову, мефедрон 15 лет назад был легален в ряде стран Европы. Однако сейчас за его распространение можно получить большой тюремный срок, так как мефедрон наносит огромный вред психике и физическому здоровью человека.
На синтетическую наркоту «подсаживают» молодежь на различных вечеринках, в ночных клубах. Сначала людям дают их только понюхать, и многие впадают в зависимость. Найти наркотики довольно просто. Если вы видели странные надписи на асфальте, стенах домов, то, скорее всего, это и есть ссылки на сайты, где продается отрава. Затем нужно заплатить через киви-кошелек или другим способом через интернет, и наркокурьер в условленном месте сделает закладку.
В интернет-магазине, где продаются наркотики – все в лучших традициях маркетинга. Даются бонусы наркотиками за лучшую фотографию, или, например, предлагается привести трех друзей и получить бонус опять-таки в виде дозы. Организаторы проекта решили, что, прежде всего, нужно бороться с первопричиной наркозла. И с помощью большой армии добровольцев принялись закрашивать так называемые наркограффити.
– Если человек сразу не найдет наркотик, то у него появится время, чтобы подумать. И чаще всего он не втягивается в употребление. Борьба за первую дозу очень важна. В это время как раз и решается вопрос, останется ли человек в обществе, или станет наркоманом, – говорит сотрудник проекта Карима Жубанова. – У нас по городу выходят на закраску граффити порядка полутора тысяч человек. За один выход они убирают до тысячи надписей. Сегодня в проекте участвуют и жители Алматы. Особенная активность – в Алмалинском районе. Некоторые неравнодушные граждане за свой счет приобретают подходящие по техническим характеристиками камеры, которые фиксируют наркопреступления.
– Прежде чем уничтожить наркограффити, их обязательно фотографируют и направляют в полицию. Там по камерам наши сотрудники отслеживают, когда они были сделаны и устанавливают совершившее это преступление лицо. Нужно понимать, что если человек задержан за нанесение граффити, то его могут привлечь к ответственности от трех шести лет, – добавила старший оперуполномоченный УПН ДП Алматы майор полиции Сулушаш Досболова. – К слову, на постсоветском пространстве такая статья в 2019 году внесена в уголовный кодекс только Казахстана. В течение этого года к ответственности привлечено около 9 лиц, которые делали подобные надписи. Кроме того, полиция направляет указанные в граффити надписи на блокировку. Закладка наркотиков тоже наказывается лишением свободы на срок от 5 до 20 лет.
«Narkostop» – системный комплексный проект, который затрагивает разные аспекты борьбы с наркоманией. Нужно отдать должное городскому акимату, который поддержал нужное начинание, и выделил на его реализацию 37 млн. тенге в год. На эти деньги работает колл-центр, восемь досуговых центров в каждом районе. Они оборудованы по рекомендациям ООН. Их программы нацелены на развитие критического мышления. Ну и конечно, ведется борьба с наркограффити.
По словам Каримы Жубановой, Всемирной Организацией здравоохранения наркомания давно признана пандемией. Потому что способ распространения этого зла идентичен вирусу. Один наркоман в год заражает примерно пять человек. Последствия синтетической наркомании гораздо страшнее, чем от того же ковида: у человека через некоторое время начинается деменция, и он становится ментальным инвалидом, максимум, что он может – это подметать пол. Он не в состоянии сосредоточиться, планировать завтрашний день, прыгает с темы на тему, очень импульсивен. У наркоманов сильно страдает дисциплина, человек может неделями не выходить на работу. Если еще вчера гражданин был юристом или бухгалтером, то через два года после начала употребления наркотиков он перестает быть нормальным специалистом. Человек выпадает из жизни, начинает воровать, попадает за решетку.
«Narkostop» также сотрудничает с частными реабилитационными центрами. Лечение там составляет порядка 15 миллионов тенге на одного человека. Курс длится шесть месяцев. Далеко не у каждой семьи есть такие средства. Кроме того, курсы лечения надо повторять. На бесплатное лечение отбирают не всех наркозависимых, а лишь тех, у кого высокий реабилитационный потенциал, то есть тех, кто начал употреблять наркотики недавно. Если организаторы проекта видят, что у человека есть шансы выкарабкаться, но нет денег, то они договариваются с реабилитационными центрами о бесплатном лечении, и очень благодарны им за такую помощь.
В общей сложности «Narkostop» получает в таких центрах 26 мест в год. К сожалению, если личность человека уже разрушена, то лечить его бесполезно. Наркоманы умирают лет через 12 потребления.
– Среди тех, кто прошел там реабилитацию – студентка одного из медвузов Мадина (имя изменено), – рассказывает Карима. – Она начала употреблять наркотики, а через какое-то время уже не могла жить без них. Мадина из очень состоятельной семьи, ее родители живут в Астане и занимают высокие посты. Когда мы начали звонить родителям, они нам не поверили. И такая реакция, нужно сказать, характерна. Родители хотели забрать ребенка домой, с тем, чтобы проблема «рассосалась» сама собой. Хотя так просто это не проходит. Мадина, к счастью, не поддалась уговорам родителей не лечиться. Сейчас у девушки год чистоты. Но мама не захотела вместе с ней пройти реабилитацию, а это очень важно. Родители в разводе и сейчас ее поддерживает отец, а вот с мамой запрещено общаться, так как она может спровоцировать срыв.
– Мы видим, что к употреблению наркотиков приводит и игромания, – добавил Нуржан Жакупов. – Попав в долговую яму, находясь под психологическим давлением, молодые люди часто начинают употреблять наркотики. У нас много ребят 18-20 лет, которые, мало того, что в многомиллионных долгах, так еще и идут на преступления, воровство.
К нам обращаются в основном родители игроманов, когда их дети вынесли из дома все. Игроманы также подвержены суицидам. Полгода назад у нас был случай, когда мы направили в частный реабилитационный центр парня, у которого повесился друг.
По мнению психологов, нельзя вызывать у наркозависимого чувство стыда и вины, так как это может привести к срыву. Ни в коем случае нельзя упрекать наркомана, также нужно знать его триггеры. То есть в присутствии больного человека не стоит хотя бы включать фильмы, где содержатся картинки употребления наркотиков.
Комментариев пока нет