Скучнейшие выборы в Казахстане стали рекламироваться еще дороже - Exclusive
Поддержать

Скучнейшие выборы в Казахстане стали рекламироваться еще дороже

В середине октября Exclusive.kz проанализировал траты избирательной комиссии для предстоящих внеочередных выборов президента страны. На тот момент ЦИК осуществил закупки суммарно на 1,3 млрд. тенге, а большая часть денег приходилась на рекламу. С приближением даты голосования избирком продолжил заключать новые контракты. Мы проверили, что изменилось за месяц. 

После предыдущей нашей публикации избирательная комиссия Казахстана потратила новыми лотами еще как минимум 80 млн. тенге. В основном приобретения связаны с техническим оснащением. Например, были куплены картриджи для принтеров на общую сумму 2,5 млн. тенге, система конференцсвязи стоимостью 1,1 млн. тенге, услуги по научно-технической обработке (учет, упорядочивание, сохранность) документов за 131 тысяч, изготовление поверительных пломб за 55 тысяч. Однако, при этом, на государственном портале до сих пор не появилось затраты для приобретения новых избирательных урн, о которой член ЦИК сообщала еще в сентябре.

Наибольшая сумма среди новых закупок избирательной комиссии приходится на приобретение оперативного центра информационной безопасности – в него ЦИК заложил 31 млн. тенге. Также куплены 41 новых компьютеров суммарно за 18,7 млн. тенге (33 компьютера одним лотом стоили по 455 тысяч тенге за штуку, 8 компьютеров вторым лотом – по 465,5 тысяч) и техническое обслуживание копировальных аппаратов за 2,1 млн. тенге. 

Но, самое главное, за прошедшее время избирательная комиссия увеличила траты на рекламу. Стоимость шести связанных с публикациями в СМИ лотов, которые участвовали в предыдущем нашем анализе, была повышена на 12%. Так, например, в середине октября за один из наиболее дорогостоящих рекламных договоров (размещение информационных баннеров) была установлена цена 29,6 млн. тенге, – сейчас у него же стоит стоимость 33,2 млн. тенге.

Помимо этого ЦИК заключил один новый контракт для размещения аудиороликов на радио – на 6,6 млн. тенге. Также потрачены 12,5 млн. на проведение двух семинаров, предположительно, про значимость выборов и обсуждение их результатов (однако конкретная тема мероприятий на госпортале не указана, отмечено лишь, что они пройдут в ноябре). Таким образом, затраты избирательной комиссии на рекламу выборов выросли в общей сложности на 24,9 млн. тенге. Реклама остается наиболее дорогим пунктом государственных трат, связанных с проведением выборов.

При этом, пока избирательная комиссия тратит деньги на билборды, видео- и аудиоролики, публикации в СМИ, государственные ресурсы информируют граждан крайне неохотно. На днях общественный фонд «Ел Дауысы», контролирующий в этом году проведение выборов, опубликовал результаты наблюдения за работой акиматов. Согласно данным активистов, абсолютно все местные органы до сих пор не разместили полную информацию о предстоящих выборах, которую они по закону должны были выложить на своих сайтах. 

Абсолютным аутсайдером является Шымкент, который полностью проигнорировал свои обязательства по всем 8 документам: публикация самого факта и даты проведения выборов, места встреч кандидатов с избирателями, официальный список мест размещения агитационных печатных материалов, общее количество избирательных участков, информация для лиц с инвалидностью, календарный план проведения выборов, состав участковых и территориальных избирательных комиссий и единые call-центры для избирателей по проверке включения в списки избирателей. Большое количество проблем также выделено у Алматинской и Акмолинской областей. Самым примерным акиматом общественники признали Абайскую область – они упустили размещение лишь одного документа (информации для лиц с инвалидностью). Остается непонятным, почему трата денег на рекламу, насколько можно судить по порталу государственных закупок, находится для избиркома в большем приоритете, нежели официальное информирование местными органами.

Отметим также, что в ближайшем будущем правительство Казахстана планирует засекретить данные о тратах избирательной комиссии в период проведения выборов. Соответствующий законопроект был внесен премьер-министром Алиханом Смаиловым для рассмотрения парламентом в конце августа, незадолго до объявления Токаевым проведения внеочередных выборов президента. Если проект закона одобрят, то уже в следующем году, когда в Казахстане пройдут выборы новых депутатов, мы не сможем узнать подробности о государственных закупках ЦИКа, – они попросту не будут размещаться. 

Текущие выборы президента общество Казахстана называет самыми скучными и непрозрачными в истории страны. Причины такого наименования Exclusive.kz разбирал в материале «Установка провести самые незаметные для избирателя выборы Токаева».

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.