Ya Metrika Fast


English version

Сохранит ли Ташкент инвестиционный интерес к Чабахару?

Общество — 14 октября 2025 12:00
0
Изображение 1 для Сохранит ли Ташкент инвестиционный интерес к Чабахару?

29 сентября 2025 года вступило в силу решение Госдепартамента США о возобновлении режима санкций в отношении иранского порта Чабахар. Этот сдвиг отражает последовательность политики президента Дональд Трампа по оказанию «максимального давления» на Иран с целью предотвращения его ядерной программы.

Санкции, безусловно, станут серьезным ограничителем развития Чабахара, что ударит не только по геоэкономическим интересам Тегерана, но и стратегическим планам таких весомых акторов мировой политики, как Индия и Россия. Обе страны наращивают взаимную торговлю и крайне заинтересованы в налаживании быстрых путей сообщений друг с другом. Крупным совместным инфраструктурным проектом выступает международный транспортный маршрут (МТК) «Север-Юг», узловым звеном которого определен глубоководный порт Чабахар.

На фоне двойного повышения США тарифов на индийские товары Нью-Дели укрепляет экономические связи с Россией и Китаем. Активизирован переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), что обещает дать дополнительный импульс расширению торгового присутствия Индии в евразийском пространстве. Такая перспектива актуализирует вопрос межрегиональной транспортной связности, чему призван МТК «Север-Юг», а также Чабахарское соглашение, подписанное Индией, Ираном и Афганистаном в 2016 году. Именно афганский фактор в 2018 году помог Нью-Дели убедить Вашингтон снять санкции с Чабахара. Фактически морская гавань служит для индийских производителей торговыми воротами как в Иран и Афганистан, так и в Центральную Азию. В мае 2024 года Индия заключила с Ираном 10-летний контракт об эксплуатации порта Чабахар и обязалась направить дополнительные $370 млн на инфраструктурное преобразование транспортного узла.

По итогам 2023 года объем торговли Индии и центральноазиатских государств достиг $1,7 млрд. Больше половины регионального импорта в Индию, который состоит в основном из минерального топлива и нефти, обеспечил Казахстан. Узбекистан стал главным покупателем индийских экспортных товаров.

В 2024 году товарооборот между Узбекистаном и Индией приблизился к $1 млрд. Для более эффективного результата намечено запустить новый мультимодальный коридор «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Индия» с использованием порта Чабахар. Важно отметить, что иранский сухопытный транзит по сравнению с морскими путями через Европу или Китай почти на треть сокращает стоимость и время транспортировки грузов из Индии в Центральную Азию и обратно. В центральноазиатском сегменте новый маршрут может быть расширен на Кыргызстан и Таджикистан, поскольку обе страны полагаются на Узбекистан при выходе в открытые моря.

С 2020 года Ташкент в рамках специальной рабочей группы ведет активный диалог с Нью-Дели и Тегераном по совместному использованию глубоководного порта Чабахар, имеющего прямой доступ к Индийскому океану. В 2023 году была достигнута договоренность о строительстве логистического центра, а также терминалов и складов на территории порта Шахид Бехешти в Чабахаре. Эти планы остаются не реализованными, что может сигнализировать об осторожном подходе Узбекистана к вопросу инвестиционного участия в развитии Чабахарского порта. Повторное попадание Чабахара под санкции, скорее всего, усилит такую позицию, но не приведет к игнорированию его транзитных возможностей. Так как диверсификация логистических маршрутов в южном направлении необходима Ташкенту в целях минимизации рисков безопасности и оптимизации затрат на международные перевозки.


Примечательно, что 9 сентября 2025 года в Тегеране состоялась первая трёхсторонняя встреча политических консультаций между Ираном, Индией и Узбекистаном, где стороны вновь обсудили вопрос эффективного использования портовых мощностей и транспортной инфраструктуры Ирана для расширения взаимной торговли. Во время переговоров узбекская сторона не упоминала о реализации договоренностей по инвестированию в Чабахар.

Инвестиции в иранский порт вряд ли будут рентабельны для Узбекистана, поскольку на долю страны приходится незначительная часть грузоперевозок между Центральной Азией и Индией – всего 5,5%. Основные потоки концентрируют Казахстан (61,1%) и Туркменистан (29,4%). Отчасти это связано со структурой казахского и туркменского экспорта в Индию, где преобладают углеводородное сырье и продукты неорганической химии. Другая причина заключается в участии Астаны и Ашхабада в индо-российско-иранском флагманском проекте МТК «Север-Юг», из которого Узбекистан был исключен вследствие строительства железной дороги «Казахстан-Туркменистан-Иран» в 2014 году.

В 2022 году Ташкент предложил альтернативный маршрут, связывающий Россию с Индией через Центральную Азию и Афганистан. Год спустя в рамках Транспортного форума стран-членов ШОС был запущен процесс создания мультимодального транспортного коридора «Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан», протяженностью 5532 км. Новая логистическая цепочка позволит доставлять грузы из северной части Евразии в Южную Азию за 20 дней или в три раза быстрее, чем морскими путями. При расширении коридора на Европу и Индию, будет создано беспрецедентное условие для транспортной связности двух крупных экономических центров мировой торговли по суши. После строительства железной дороги «Узбекистан-Афганистан-Пакистан» (Трансафганского или Кабульского коридора), а также сопряжения транспортных систем стран Содружества и полуострова Индостан формируемый сухопутный маршрут станет мономодальным, что сделает его более практичным и экономически выгодным.

В этой связи, Ташкент ускоряет реализацию Кабульского коридора по маршруту «Термез-Найбабад-Майданшахр-Логар-Харлачи», с ориентировочной стоимостью порядка $7 млрд. 17 июля 2025 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали рамочное межправительственное соглашение о разработке технико-экономического обоснования проекта. По предварительным расчетам, к 2030 году потенциальный грузопоток по Трансафганской железной дороге составит до 22 млн тонн в год, к 2040 году – до 34 млн тонн. Основная часть грузов будут транзитными, в том числе ориентированные на обширный рынок Индии.

Ташкенту следует усилить взаимодействие с Нью-Дели на уровне дипломатических и профильных ведомств, чтобы заручиться поддержкой южноазиатского партнера в развитии железнодорожного коридора через Афганистан и Пакистан. В условиях возрастания рисков в отношении иранского порта Чабахар, представляется своевременным акцентировать внимание индийской стороны на возможностях Кабульского коридора. Такому сдвигу может способствовать практическая реализация инициативы Узбекистана по формированию единого транспортного пространства ШОС с единым координирующим органом, что станет подспорьем для интеграции сети железных дорог стран членов Организации.


Наргиза Умарова

Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований УМЭД,  аналитик Негосударственного научного учреждения «Bilim karvoni», Узбекистан

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.