Совпадают ли интересы Ташкента и Душанбе на международном транзитном треке? - Exclusive
Поддержать

Совпадают ли интересы Ташкента и Душанбе на международном транзитном треке?

Сотрудничество Узбекистана и Таджикистана в сфере транспорта и транзита следует рассматривать в парадигме интенсификации регионального взаимодействия. В 2018 году страны Центральной Азии на высшем уровне актуализировали вопрос сближения своих транспортно-коммуникационных систем с целью расширения транзитного потенциала региона.

Ташкент и Душанбе прилагают большие усилия для реализации этой задачи, которая гармонирует с национальными транспортными стратегиями обоих стран. Напомним, в Таджикистане принята «Государственная целевая программа развития транспортного комплекса до 2025 года», тогда как в Узбекистане разработана и представлена к утверждению «Стратегия развития транспортной системы до 2035 года».

В 2018 году по итогам первого государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Таджикистан было подписано Соглашение о транзите грузов через территорию Узбекистана. Инициатором документа выступила таджикская сторона, которая таким образом рассчитывала получить более выгодные условия в использовании узбекского транзита при обслуживании международных грузоперевозок. Важной вехой в достижении этой цели стала договоренность властей Узбекистана и Таджикистана об обоюдной отмене бланков разрешений для автотранспортных средств, осуществляющих транзитный проезд по их территории. Ежегодно Узбекистан пропускает через свою границу более 36 тысяч таджикских грузовых автомобилей, задействованных в транзитных поставках. Отказ от разрешительной документации должен привести к интенсификации данного процесса, а вместе с ним – расширению транзитных возможностей двух государств со всеми вытекающими последствиями.  

Решению подобного рода практических задач предшествовало несколько знаковых событий, среди которых следует особо отметить восстановление деятельности 8 автомобильных пунктов пропуска на общей границе, а также возобновление грузового и пассажирского сообщения по ключевым транспортным маршрутам. К примеру, в 2018 году была восстановлена железная дорога «Галаба – Амузанг – Хошади», связывающая южные области Узбекистана и Таджикистана. Реабилитирована автомобильная трасса «Душанбе – Худжанд – Чанак», обслуживающая евразийские транзитные перевозки.

Примечательно, что в первый же год активизации транспортного сообщения объем товарооборота между Узбекистаном и Таджикистаном увеличился на более чем 50% и с тех пор продолжает неуклонно расти. Так, за последние семь лет зафиксирован почти четырехкратный рост взаимной торговли с $197 млн до $757 млн. На сегодняшний день Таджикистан занимает 11-место во внешнеторговом обороте Узбекистана.

Объемы двусторонних грузоперевозок еще более впечатляют. С 2016 по 2023 года в сегменте железнодорожного транспорта этот показатель вырос в 25 раз, по автомобильному транспорту – в 2 раза, что в совокупности превысило 9 миллионов тонн. Конечно же, эта цифра далеко не соответствует реальному потенциалу двух стран, которому предводительствуют высокие темпы демографического и экономического роста.

По прогнозам Всемирного банка, в 2024 году ВВП Таджикистана и Узбекистана увеличится на 6,5% и 5,3% соответственно. В среднесрочной перспективе ожидается экономический рост на уровне 4,5-5,5%. С учетом такой тенденции поставлена цель довести товарооборот до $2 млрд, что будет означать кратное увеличение грузопотока в обоих направлениях. Для его своевременного и качественного обслуживания нужно модернизировать транспортную инфраструктуру, создавать современную систему управления транспортом, налаживать быстрые и бесперебойные пути сообщений. Выполнение этих задач требует значительных финансовых затрат, в чем возможности наших стран сильно ограничены.

Одним из эффективных решений проблемы дефицита инвестиций в транспортную отрасль Узбекистана и Таджикистана может стать совместная интеграция государств в международные транспортные коридоры. Это будет способствовать повышению их транзитного потенциала и приносить солидный доход.

В силу своего географического расположения Узбекистан и Таджикистан выступают в качестве узлового звена в цепи поставок между крупнейшими экономическими центрами Евразии. Участие в глобальных транспортных проектах, с одной стороны, дает возможность Душанбе и Ташкенту усилить связь с мировыми рынками и расширить географию экспорта, а с другой – зарабатывать на транзите международных грузов. Понимая это, оба государства приоритизировали в своих транспортных стратегиях вопрос создания взаимовыгодных торговых маршрутов межрегионального значения.

Большие надежды подает проект мультимодального коридора «Китай – Таджикистан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Европа». Он появился благодаря слиянию двух транспортных артерий, введенных в строй в 2022 году. Это автодорога «Китай – Таджикистан – Узбекистан» и железнодорожный маршрут «Узбекистан – Туркменистан– Иран – Турция». Для Узбекистана новый автомобильный коридор примечателен тем, что позволит разгрузить перевал Камчик, соединяющий Ташкентскую область с Ферганской долиной за счет перенаправления потока крупногабаритных фур на территорию Таджикистана. Таджикистан же благодаря узбекскому транзиту получает сравнительно быстрый доступ к рынкам Турции и Евросоюза. 

Вместе с тем Душанбе прорабатывает и другие маршруты с выходом на аналогичные рынки. Они идут в обход Узбекистана. В частности, возобновлена работа по строительству железной дороги «Таджикистан – Афганистан – Туркменистан» (так называемый проект ТАТ). В июле текущего года Министерство транспорта Таджикистана и Корейское агентство по международному сотрудничеству (КОIСА) договорились о разработке технико-экономического обоснования проекта железной дороги «Джалолиддини Балхи – Нижний Пяндж», которая будет подведена к границам Афганистана. Эта магистраль станет частью проекта ТАТ, который, в свою очередь, составит конкуренцию мультимодальному торговому маршруту «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман», запущенному в 2016 году на основе Ашхабадского соглашения.

Кроме того, Таджикистан стремиться к реализации другого не менее важного железнодорожного маршрута в направлении «Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран» или Дороги пяти наций. Полноценная реализация проекта с расширением его на Запад (в качестве альтернативного выхода для стран Восточной и Центральной Азии к рынкам Европейского союза) и Ближний Восток (для соединения с арабскими монархиями Персидского Залива) не только способствует эффективной интеграции Таджикистана в глобальную цепочку поставок, но и укрепит позиции страны на афганском треке. Следует признать, что значение Таджикистана в развитии трансафганских коммуникаций пока недооценено. Это связано как с неприязнью официальным Душанбе нового правительства Афганистана, так и с простаиванием некоторых стратегических инициатив, в которых Таджикистан мог бы играть критическую роль. Самой многообещающей из них является проект восстановления древнего торгового маршрута под названием Ваханский коридор.

Маршрут пролегает через высокогорную Вахнанскую долину (территория Малого Памира в афганской провинции Бадахшан), где соединяются границы Афганистана, Китая, Таджикистана и Пакистана.

При открытии Ваханского коридора Таджикистан получит кратчайший выход к рынкам Китая и Пакистана, а также более отдаленных стран и континентов через пакистанские порты в Индийском океане. При таком раскладе страна имеет большой шанс стать узловым звеном в цепочке поставок «Центральная Азия – Южная Азия» и создать конкуренцию узбекскому транзиту, значение которого, как ожидается, еще больше возрастет после запуска железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», намеченного на 2030 год.  

Реализация ваханской инициативы пока ограничена фактором безопасности в Афганистане, сложностью местного рельефа и дороговизной проекта. Тем не менее, в августе текущего года талибы заявили о завершении строительства 50-километровой гравийной дороги, соединяющей Бадахшан с Синьцзян-Уйгурским автономным регионом Китая. Работа выполнена за счет бюджетных средств. Чтобы превратить тракт в полноценный транзитно-торговый маршрут, нужны огромные инвестиции. Здесь власти Афганистана уповают на Пекин, который придерживается выжидательной позиции в отношении Ваханского коридора.

Несмотря на потенциальную возможность возникновения конфликта интересов на транспортно-транзитном треке, Узбекистану и Таджикистану все же выгодно сотрудничать, а не конкурировать друг с другом. В текущей ситуации странам следует сосредоточиться на устранении узких мест в вопросе транспортного сближения. Необходимо обеспечить сопряженность транспортных стратегий и тарифно-ценовой политики, работать над улучшением позиций по всем показателям Индекса эффективности логистики (LPI), включая, качество инфраструктурыи транспортных услуг, эффективность таможенного оформления,своевременность поставок грузов и прочие.

Наргиза Умарова

Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований (ИПМИ) Университета мировой экономики и дипломатии (УМЭД), аналитик Негосударственного научно-исследовательского учреждения «Караван знаний», Узбекистан




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *