Создала ли столица новые устойчивые полюсы роста? - Exclusive
Поддержать

Создала ли столица новые устойчивые полюсы роста?

Перенос столицы на север, помимо всех прочих причин, должно было кардинально повлиять на развитие всех регионов страны, создав новые «полюсы роста». Случилось ли это на самом деле? 

В Государственной программе развития регионов до 2025 года определены четыре ключевые агломерации (города Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Актобе). Однако пока мультипликативный эффект агломераций на макрорегионы не существенен и не способствует устойчивому развитию на всех уровнях. Судя по статистике, центрами притяжения для экономически активного населения и молодежи по-прежнему являются города Нур-Султан и Алматы, тем самым увеличивается риск их перенаселенности. В этом же документе упоминается введение рейтинга регионов на основе экономических показателей и результатов опросов бизнеса, однако они не включают в себя социальную сторону развития регионов, хотя этот фактор является особенно важным для рационального расселения людей и повышения экономической и демографической плотности. При этом пандемия только укрепила очень важный для нашей страны международный тренд: на глобальном уровне ожидается рост населения в малых и средних городах и пригородах, развитие полицентричной агломерационной структуры и общее замедление темпов роста урбанизации. При этом признается большая зависимость экономического роста от уровня урбанизации, но первое автоматически не гарантирует второго.

Кроме того, по прогнозам Всемирного Экономического Форума, несмотря на рост населения в мегаполисах и крупных городах, к 2030 году наибольший прирост прогнозируется в городах среднего размера (население от 1 до 5 млн чел.), которые имеют большие шансы стать сильными экономическими центрами. Правда, это приведет к повышению стоимости проведения необходимой инфраструктуры, а также увеличению энергопотребления и выбросов в окружающую среду. Однако, как правило, это является следствием перераспределительной и компенсационной, но не создающей возможности для экономического роста региональной политики. А коротко говоря, отсутствием целостной стратегии национального роста. 

И наконец, третьей особенностью нашей модели является низкое развитие промышленности, поэтому наш драйвер – сектор услуг. Как результат, мы имеем неконтролируемую урбанизацию трех республиканских городов и, как следствие, увеличение в них разрыва между богатыми и бедными. О кризисе региональной политики говорит тот факт, что уже сейчас северные регионы Казахстана имеют отрицательные миграционные потоки, как внутренние, так и внешние, а также показатели низкой рождаемости и высокого старения. В то же время, по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения между областью с самым высоким показателем (Атырауской) и областью с самым низким показателем (Туркестанской) существует 15-кратный разрыв. Более того, в трех областях (Алматинской, Жамбылской и Туркестанской) ВРП на душу населения в 3-4 раза ниже среднего национального показателя в 3,3 миллиона тенге. В ключевых городах Алматы и Нур-Султан уровень дохода на душу населения достиг среднего показателя городов ОЭСР, в то время как все другие области значительно от них отстают. Нур-Султан и Алматы, где суммарно проживают 18% населения, обеспечили 30% всего национального ВВП и 12% от всех экспортных операций в стране. 

Дорогая моя столица

После периодов быстрого роста реальные темпы роста экономики столицы замедляются по причине исчерпания «эффекта низкой базы». В этом же ряду высокая доля государственного и квазигосударственного сектора и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность для инвесторов, ориентированных на эффективность. Экономика города недостаточно сбалансирована и имеет ограниченный экспортный потенциал. Экспортируемые товары имеют низкую технологическую сложность и представлены в основном товарами добывающего и аграрного секторов и большей частью не производятся в городе. Денежные доходы населения в Нур-Султане в реальном выражении сокращаются последние 10 лет со средним темпом 1,7% в год на фоне республиканских показателей, которые имеют положительную динамику. Растут социальные расходы. 

Развитие города тесно сопряжено с развитием близлежащих населенных пунктов. Объединяя 4 района Акмолинской области (Аккольский (4 округа), Аршалынский, Целиноградский, Шортандинский) в крупнейшую агломерацию Северного макрорегиона, столица исполняет роль города-ядра. Общая численность населения в этих районах составила более 160 тысяч человек, при этом наибольший прирост наблюдается в Целиноградском районе (с 62,5 до 76,9), в то время как в Аккольском районе произошла убыль населения (с 29,4 до 29,5). В прилегающих к столице районах области наблюдается положительный естественный прирост (6,5 тысяч человек за последние 5 лет) и высокий приток мигрантов из других регионов республики. Наиболее привлекательным для мигрантов является Целиноградский район (здесь расположены крупнейшие населённые пункты: с. Косшы, с. Коянды, с. Караоткель, с. Талапкер, с. Каражар). Одним из факторов, обуславливающих подобный приток граждан, является доступность жилья. Целиноградский район является одним из лидеров области по показателям жилищного строительства. Уровень обеспеченности жильем составляет 23,2 кв. м. при среднем значении по области в 22 кв.м. По итогам 2018 года в эксплуатацию введено жилья в 4 раза больше, чем в среднем по области, при пересчете на душу населения. 

В то же время населенные пункты не обладают необходимым уровнем доступа к базовой инфраструктуре, а новые потоки прибывающих граждан создают дополнительную нагрузку. Лишь 19% жителей Целиноградского района имеют доступ к центральному отоплению, проблемными остаются оснащенность жилищного фонда канализацией и водоснабжением. Теплоснабжение населения частными компаниями усложняет политику тарификации данных услуг. Более того, в крупнейших населенных пунктах все еще присутствует нехватка питьевой воды. Подобные явления напрямую связаны с отсутствием здесь точных данных о численности людей. Фактическое число проживающих в них значительно превышает количество зарегистрированных граждан. Это, в свою очередь, ограничивает возможности района в получении бюджетных средств (методика расчета трансфертов напрямую зависит от численности населения), что и обуславливает острую нехватку в базовой инфраструктуре. 

Подобный дисбаланс в развитии ядра агломерации и прилегающих к нему территорий способствует маятниковой миграции (порядка 40 тысяч занятых из районов ежедневно осуществляют маятниковую миграцию в ядро агломерации), что в свою очередь увеличивает нагрузку на социальную, коммунальную и дорожную инфраструктуру столицы. Привлекательность столицы еще более подчеркивает более высокая средняя заработная плата, превосходящая средний показатель по Целиноградскому району в 2 раза. Для г. Нур-Султана, испытывающего определенные проблемы с доступом к различным видам инфраструктуры, текущее положение представляет потенциальную угрозу. Более того, текущей Программой развития Акмолинской области близкорасположенные населенные пункты не позиционируются как точки экономического роста, что снижает приоритетность их развития.

Таким образом, регионы упираются в проблему государственного управления, которое только на 20% состоит из индикаторов, инициированных местными акиматами, остальная часть – это декомпозированные индикаторы из документов более высокого уровня. Помножьте этот показатель на мощь бюрократии и станет понятно, что ни о каком учете реальных потребностей регионов и речи быть не может. К слову, несмотря на соответствующую программу в рейтинге «Качество жизни в городах мира» Казахстан находится на 72 месте из 77 оцениваемых стран. 

Нарастающий социально-экономический кризис как никогда актуализировал проблему развития регионов, что требует кардинального пересмотра бюджетных отношений между центром и регионами. При этом одним из ключевых компонентов повышения распределения бюджетных средств должно стать развитие местного самоуправления. И в этом смысле есть позитивный опыт «бюджетов участия», позволяющий населению участвовать в процессе управления бюджетом города, уже протестированный в 2019 году в городах Нур-Султан и Алматы. Правда, осведомленность жителей этих городов пока вызывает вопросы, но прецедент уже создан и есть надежда, что он получит развитие. 

Повод для очень осторожного оптимизма 

Судя по данным, анализ ВРП города позволяет сделать несколько наблюдений. Нур-Султан, в отличие от республики в целом, в значительной степени зависит от объемов потребления органов государственного управления и валового накопления основного капитала. При этом экономика города носит неторгуемый характер, имеет отрицательный чистый экспорт. Анализ ВРП методом добавленных стоимостей показывает, что город по-прежнему сильно зависит от сектора строительства и операций с недвижимостью, что подтверждает вывод о неустойчивости городской экономики в силу ее несбалансированности. Структура занятости по секторам остается стабильной на протяжении исследуемого периода и в основном представлена секторами торговли, строительства, образования и государственного управления. Инвестиции в основной капитал по-прежнему остаются важным фактором экономического роста. За 2017-2020 годы доля частных инвестиций выросла с 75,7% до 80%, то есть на 1 тенге госинвестиций приходится 4-5 тенге частных. В структуре экономики по размерности бизнеса преобладает малый и средний бизнес. Он формирует 54,2% номинального ВРП города. Каждый третий житель столицы занят в предпринимательстве. Более половины налоговых поступлений в бюджет — это налоги от малого и среднего бизнеса. За 2017-2020 годы уровень инновационной активности вырос в 1,8 раза. 

Анализ секторов промышленности показывает, что на формирование его показателей наибольшее влияние оказывает обрабатывающая отрасль, доля которой в общем объеме производства составляет порядка 90%. В то же время недостаточно развиты секторы «экономики знаний» (информационные технологии, умные и технологичные производства, креативные сектора экономики, образование, здравоохранение, профессиональные и бизнес услуги). Размеры сектора умных и технологичных производств в г. Нур-Султан небольшие – 1% от общего ВДС и 1,5% от общего числа занятых. Его доля невысока в рамках обрабатывающей промышленности – 23% ВДС и 32% занятости. Отрасль ИКТ занимает 5% от ВРП. Сектора креативной экономики отстают по показателям инфраструктуры от городов-ориентиров, а именно количеству театров, музеев, проведенных музыкальных выступлений, количеству библиотек и кинотеатров. В городе ограниченное количество вузов, в которых можно получить образование в области креативных индустрий. Образование и здравоохранение также составляют незначительные доли от ВРП города – 3,5% и 3% соответственно. 

По состоянию на 1 декабря 2020 года население столицы за 2017-2020 годы выросло на 14,5% и составило 1,180 млн чел., в основном за счет миграции населения из других регионов республики. Увеличилась более чем 1,2 раза доля молодёжи в населении города (с 194,1 тыс.чел. до 233,7 тыс.чел.), число студентов университетов (с 30,03 тыс.чел. до 54,4 тыс. чел.). Улучшаются показатели социального обеспечения, в частности, в сферах обеспечения жильем и жилищно-коммунальными услугами, инфраструктурой здравоохранения и образования. Общий жилой фонд города за 3 года увеличился на 9,7% и превысил 22,7 млн. кв. метров, среднедушевая площадь жилых помещений выросла почти в 1,5 раза. Ожидаемая продолжительность жизни по итогам 2019 года превысила 76,21 лет. Младенческая смертность снизилась более чем в 2 раза. Уровень безработицы в столице является самым низким по республике. В г. Нур-Султан сегодня высокий уровень доходов населения и низкий уровень бедности по сравнению со среднереспубликанскими показателями. Среднедушевые денежные доходы в 1,6 раза выше, чем в среднем по республике. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума не превышает 1%. Это обеспечивает привлекательность города для межрегиональной миграции.

В то же время сохраняются проблемы в сфере образования — дефицит ученических мест и мест в дошкольных учреждениях, а также переуплотненность в школах. В сфере здравоохранения проблемы качества связаны как высокой нагрузкой на инфраструктуру здравоохранения и низким уровнем обеспеченности медицинскими кадрами, что отрицательно сказывается на уровне медицинского сервиса, так и с отсутствием системного подхода к профилактике заболеваний.

Центр глобальной Евразии: от амбиций к реальности

Нур-Султан имеет амбиции стать глобальным евразийским городом как место пересечения финансов, товаров, услуг, технологий и информаций. Это значит, что в ближайшие годы на карте страны должна появиться еще одна крупная агломерация. Но периферийное географическое положение города относительно крупнейших мировых рынков, отсутствие вблизи его границ обширных запасов полезных ископаемых и невозможность конкурировать по издержкам на труд из-за высокой стоимости жизни создают значительные барьеры для развития традиционных промышленных секторов и объективную необходимость для специализации на высокотехнологичном производстве и креативной экономике. Нур-Султану предстоит решить задачу интеграции в международные транспортные коридоры и торговлю в Евразии, чтобы капитализировать своё географическое положение и в полной мере использовать масштабные возможности, проистекающие из новой роли Азии как центра мировой экономики и технологий.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.