«Средний коридор» для «средней страны» - Exclusive
Поддержать

«Средний коридор» для «средней страны»

Тема прошедшего заседания Совета безопасности оказалась весьма неожиданной. Особенно учитывая, что оно прошло буквально на следующий день после отъезда Владимира Путина – «Стратегические риски реализации транспортно-логистического потенциала страны». Учитывая, что из уст Токаева в последнее время тема логистики сыплется при всяком удобно и даже неудобном случае, она обретает новые краски.

Обычно любые мероприятие с участием президента нуждаются в расшифровке, а если это касается Совбеза, то туман недомолвок и недосказанности сгущается особенно. Но даже из официального сообщения Акорды ясно — тема была настолько серьезной, что в заседании принимали участие не только все члены Совета, но и другие члены правительства и не только.

Отмечалось, что с докладами выступили руководители госорганов и нацкомпаний. Они рассказали о «работе по решению системных проблем по комплексу направлений, включая железнодорожные, автомобильные, морские и воздушные перевозки, трубопроводный транспорт». Что за проблемы и какие предложены меры по их решению – ни слова, тем более, были упомянуты все направления транспорта.

Что касается выступления Касым-Жомарта Токаева, то и о нем сказано в третьем лице без единой прямой цитаты и конкретики. Но, отмечая «высокую актуальность развития транзитных грузоперевозок», президент выделил «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ), а также упомянул о расширении транспортных мощностей для экспорта отечественной продукции. «Это требует снятия инфраструктурных ограничений и других барьеров, повышения качества транспортно-логистических услуг, совершенствования системы тарифообразования». Вот и прозвучал тот самый «Средний коридор», который оказался чуть ли не панацеей в логистическом игнорировании Российской Федерации. В остальном дежурный набор слов закончился универсальной фразой: «По итогам рассмотрения президент дал ряд конкретных поручений правительству».

Логика логистики

Чтобы хоть что-то прочитать «между строк» этого официального сообщения, необходимо напомнить, что ТМТМ в виде «договора о намерениях» и первоначальных соглашений существует уже более 10 лет – 7 ноября 2013 год в рамках II Международного транспортно-логистического бизнес-форума «Новый Шелковый путь» руководителями железнодорожных компаний Казахстана, Азербайджана и Грузии был учрежден координационный комитет по развитию ТМТМ. Однако в действие этот маршрут вступил только в феврале 2017-го.

К этому времени к нему подключились некоторые другие страны и их транспортно-логистические компании, включая Украинские железные дороги. Но до полномасштабного вторжения России в Украину о ТМТМ мало кто вспоминал. Тогда в большей степени обращали внимание на «Северный коридор» и маршрут «Север-Юг», которые, по сути, являлись российскими проектами. Даже если оставить в сторону политику, то Россия за счет даже частичной реализации этих логистических направлений довольно неплохо выигрывала. Это подразумевало не только лоббирование своих интересов в рамках евразийского пространства, но и прямые действия против конкурентных маршрутов.

Режим антироссийских санкций, понятное дело, круто изменил ситуацию с логистикой. «Северный коридор» был успешно похоронен, и тогда мир стал обращать внимание на ТМТ, который был прозван Middle Corridor – «Средний коридор». С экономической точки зрения он был более затратный, чем «Северный», но других альтернатив, по сути, нет. Если не считать морского пути из Европы в Азию и обратно, который был проложен еще в эпоху великих географических открытий, как запасной вариант от не менее великого Шелкового пути. Того самого, о котором на недавнем международном форуме в Пекине казахстанский президент отозвался, что он сейчас переживает свой ренессанс. В общем, с исторической точки зрения, все возвращается на круги своя.

Выход без выхода к морю

По понятным причинам в Пекине на форуме «Один пояс, один путь» Токаев говорил о «Среднем коридоре» с акцентом на китайскую выгоду, но не забывая о своей. До этого, в сентябре, Касым-Жомарт Кемелевич более прямо об этом заявил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, что «Казахстан уже является надежным связующим звеном для почти 80 процентов сухопутных транзитных перевозок между Азией и Европой», и что «Средний коридор» может значительно укрепить взаимодействие Востока и Запада и увеличить темпы торговли между важнейшими рынками. Кроме этого, казахский президент затронул проблему глобальной продовольственной безопасности, намекнув, что Казахстан готов выступать в качестве регионального хаба поставок продовольствия, а также прямо сказал о необходимости увеличения роли «средних государств» в международной политике – в частности, через Совбез ООН.

Можно было бы сказать, что мировые лидеры услышали казахского президента и осознали его правоту, но тема «В обход России» уже полтора года развивалась не только в политическом, но и в экономическом смыслах (на второе постоянно делает упор Токаев) и даже превратилась в некий лозунг-девиз, имеющий полную поддержку. Это стало ясно по нескольким эпизодам поездки Токаева в Берлин (там он, кроме встреч с руководством страны, принял участие в саммите «С5+1» и международном экономическом форуме), недавних визитах Макрона и Орбана, а также встрече глав Организации тюркских государств в Астане, на которой тоже поднималась тема транспортных связей.

Тема логистики была выделена и на переговорах с российским президентом Владимиром Путиным на прошлой неделе. Правда, стороны договорились укреплять транспортный потенциал в рамках ЕАЭС и двусторонние грузоперевозки, а также «продолжать работу над совершенствованием международного транспортного коридора «Север – Юг» и других маршрутов, способствующих транспортной связанности и межрегиональной кооперации». В совместном заявлении также говорится, что РК и РФ собрались «вести системный анализ качества логистической инфраструктуры и каналов поставок для устранения «узких мест» и ограничений». По сути, это было очень похоже на официальное признание поиска лазеек в логистических антироссийских санкциях. Но в целом создалось впечатление, что какого-либо прорыва в этом направлении (на север или с севера) ожидать не приходится.

Риски и «ириски»

Зато на Восток и Запад уже открыты все перспективы. Более того, процесс запущен, Европа и Азия не просто дали свое согласие, но и выразили крайнюю заинтересованность в скорейшем развитии и полномасштабном использовании «Среднего коридора». Казалось бы, все хорошо и можно только работать во благо экономики страны и ее международного имиджа, но ведь неспроста на Совбезе заговорили о рисках. Так что это за риски?

Преимущества этого проекта для Казахстана очевидны. Использование транзитного потенциала влечет за собой приток прямых инвестиций (европейских, китайских, да и многих других заинтересованных), что должно дать мощный толчок для развития и совершенствования внутренней инфраструктуры, начиная от строительства дорог до развития туристической отрасли. Кроме этого, укрепляется внешнеполитический имидж Казахстана.

Но, как всегда, реальность внесет свои коррективы. Во-первых, пресловутая коррупция, неизбежно сопровождающая и менее аппетитные проекты. А путь, начиная с сухого порта в Хоргосе и заканчивая морским в Актау — это и таможня, и строительство дорог, и вливание в систему различных кланов (прежних и новых), и так далее – простора в этом много.

Другие внутренние риски связаны с правовых характером. Это как раз то, о чем Токаев говорил на пятничном заседании – инфраструктурные ограничения, привычка наших транспортников работать по старой, еще советской системе, бюрократия, тарифообразование и тому подобные вещи.
Второй момент – внешние опасения, а именно «российский фактор». Будем надеяться, что ревнивое отношение Кремля к ТМТМ было хоть как-то смикшировано на последней встрече Токаева с Путиным. Но в любом случае Акорде предстоит демонстрировать чудеса дипломатии и правового урегулирования тех самых «узких мест». Одним из рисков в этом плане могут стать попытки обхода санкций по доставке тех или иных грузов в Россию. Причем, не только из Китая, но и стран Евросоюза.

Но есть и риски, которые мало или совсем не зависят от Астаны, ее договоренностей с внешними игроками (Берлином, Парижем, Брюсселем, Пекином, Москвой, Вашингтоном и всеми другими) и дипломатического опыта Касым-Жомарта Токаева. Речь идет о военно-политическом кризисе на Ближнем Востоке, который может расширить свою географию, а в него могут втянуться страны, через который прорублен «Средний коридор». Но это уже точно тема для отдельного разговора. И тут мы не можем не согласиться с президентом Токаевым, что необходимо увеличивать и конкретизировать роль так называемых «средних стран», куда причисляется и Казахстан. Хотя бы для того, чтобы «навариться» на ТМТМ как в былые времена, когда кочевники правили миром и устанавливали свои правила на Евразийском континенте.

Максат Нурпеисов




5 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Как в блендер накидали слова, смысл текста очень «глубокий», такой «глубокий», что просто засорила мозги когда читала