Старший жуз не имеет отношения к казахской государственности
«Бии вовсе не были судьями, а более половины истории существования Казахского ханства Старший жуз был вне казахской государственности. Казахская государственность – это история народа, проживавшего на территории Среднего и Младшего жузов», – утверждает доктор исторических наук, директор Казахского НИИ тюркологии и монголистики из Актобе Талгат Жумаганбетов.
Бийская революция
В сознании современного казахстанского общества бии – это судьи. Памятник трем биям – Толе, Казыбеку и Айтеке – был установлен возле первого здания Верховного суда РК в 1999 году. Но в Казахском ханстве бии были больше хозяйственными арбитрами, но никак не судьями.
– Казахское слово «би» – это сокращенное от слова «билеуші», то есть управляющий хана. Первые сведения о биях в Казахском ханстве упомянуты в реформах Ис-Мухаммад-хана (годы правления – 1589-1628), известного в народе как Есим-хан, – рассказывает Талгат Жумаганбетов. – Ему удалось решить целый ряд тяжелых задач. Во-первых, с ойратской угрозой; во-вторых – он победил внутреннюю оппозицию во главе с ханом Турсуном (сыном хана Хакназара); в-третьих – расширил границы Казахского ханства до оазиса Шаш и долины Ферганы (современный Узбекистан), а в отдельные периоды доходил до границ Турфана и Кашгара (сейчас – СУАР).
Главными его внутренними врагами оказались торе-чингизиды. Ему все время приходилось отбивать их атаки на трон, поэтому он провел реформу политической системы. В отечественной историографии это называется «бийская революция».
Борясь против сепаратизма и посягательств на трон, Есим-хан ограничил политические права чингизидов и увеличил права биев, а также беков – высокопоставленных чиновников. Кстати, то, что в казахской мифологии беков считают родоправителями, не соответствует истине. Да, они были выбраны из среды родоправителей, но сами таковыми не были. Казахи своих родоправителей называли уважительно «аксакал», а если он был молодым – «карасакал». В русских документах они именуются «старшинами».
При хане Есиме и его сыне – хане Жанибеке II (1628-1648) – окончательно оформилось пятичленное административное деление государства: три жуза и две области – Ташкента с округом (в составе Казахского ханства с 1589-го вплоть до 1925 года, когда состоялась реформа Валерьяна Куйбышева, Ташкент считался казахским городом) и территории кыргызов-бурутов, вошедших в состав ханства при хане Тахире в первой половине XVI века. Над каждым из них хан назначал бия, по-современному – «акима области».
Судьями бии стали только после окончательной ликвидации Российской империей суверенитета ханской власти в Казахстане. «Временное положение по управлению…» императора Александра II в 1869-70 годах лишило чингизидов даже показного суверенитета. А многочисленным биям разного ранга разрешили заниматься только судебной практикой на основе «адата» – традиционного казахского права.
О трех биях
Теперь о трех знаменитых биях – Толе, Казыбеке, Айтеке. В последние годы начали массово тиражировать памятники в их честь. Помимо Астаны, они появились под Шымкентом и даже в маленьком райцентре Кандыагаш (Актюбинская область).
– И здесь мы опять сталкиваемся с мифологией, которой подвержены малограмотные люди, – говорит Талгат Жумаганбетов. – Во времена хана Тауекеля II Казахское государство уже состояло из шести областей. Помимо перечисленных пяти во второй половине XVII века в состав Казахского ханства добровольно вошли каракалпаки, поэтому оно стало называться «алты алаш», так как бийский совет состоял из шести человек. Кроме известных трёх биев – Толе, Казыбека и Айтеке – в нем заседали от кыргызов Кокым-би Карашорулы, от каракалпаков – Сасык-би и Мохаммад-би от рода кият и остатков рода катаган, то есть от Ташкента. Старшим бием был не Толе-би. В тот период смотрели на знатность. «Золотыми родами» по традиции от улуса Джучи были два рода – кият и конграт. Каракалпак Сасык-би как раз был из рода конграт, поэтому он и был назначен председателем совета биев Казахского ханства.
Во времена второй казахско-джунгарской воины (1723-1730) часть казахов нашла приют на землях каракалпаков. И именно там проходили казахско-каракалпакские курултаи, известные высылками двух бесполезных посольств в Петербург с просьбами о помощи – оба раза они получили отказ.
Миф о Старшем жузе
Немаловажный исторический факт – на этих курултаях не было ни кыргызов, ни представителей Старшего жуза.
– И тут мы подходим к еще одному мифу, вышедшему из среды русской части казахстанского общества, – продолжает Талгат Жумаганбетов. – Они знают о патронимических (по праву старшинства) традициях казахского народа, поэтому, не вдаваясь в исторические детали, решили, что в Казахстане все решает Старший жуз. Но это не иначе как попытка отдельных кругов нашего общества натравить одну часть казахов на другую. Попытка была почти удачной. Президенту Назарбаеву в конце 90-х годов пришлось даже разбираться – выходцами из каких жузов являются его министры. Оказалось – из разных.
В тот период проходили разные дискуссии. Бытовало даже такое обывательское мнение – «казахов из Младшего и Среднего жузов нельзя допускать к управлению, так как они больше всего находились под влиянием России». Схожие мысли высказывались и другими участниками этих прений. Такие мысли могли появиться только у людей, плохо знающих свою историю. Существует парадокс казахской истории и истории Старшего жуза, которая накрепко связана с кыргызами-бурутами.
История этих двух административных областей Казахского ханства в XV-XVIII века была связана с многочисленными войнами – первоначально с ойратами, позже (после 1630 года) – с джунгарами. Анализ этих войн показывает, что Старший жуз и кыргызы после каждой неудачной битвы оказывались в составе Ойратского, позже – Джунгарского государства. Старший жуз по объективным причинам меньше всего участвовал в становлении Казахского ханства.
Разберем «по косточкам» факты. Конец XV и весь XVI век – это период определения и становления территории Казахского ханства. Только при хане Ис-Мохаммаде (Есиме), то есть в начале XVII века, Казахское ханство приобретает тот вид, который приближен к современному.
В 1616 году Старший жуз и кыргызы попадают в зависимость от государства ойратов. В 1625-30 годы оно разваливается, Старший жуз и кыргызы освобождаются и возвращаются в состав ханства. На территории Западной Монголии, Алтая и Восточного Туркестана тем временем быстро образуется государство джунгаров и в 1635-40 годах разразилась первая казахско-джунгарская война. Во главе казахского войска встал хан Жанибек II и его младший брат, султан Жангир. Казахи проигрывают сражение хунтайши Ердене-батуру. Жангир (будущий хан) попадает в плен. Старший жуз и кыргызы снова в подданстве у западных монгол. Только в 1640 году, после мирных переговоров, султана Жангира выкупают из плена, Старший жуз и кыргызы возвращаются вновь в лоно ханства. Однако мир был недолгим. В 1643-47 годах – новая война. Сначала казахи и кыргызы победили в Орбулакской битве джунгаров, но к 1646 году проиграли им. Сардар, младший брат хана Жанибека, и его семья попали в плен, а Старший жуз остался в составе Казахского ханства.
В 1648 году после смерти хана Жанибека новым ханом стал Жангир. 1652 году хунтайши Батур начал третью воину с казахами. Тяньшанские кыргызы и казахи Старшего жуза были разбиты и приняли подданство джунгар. Хан Жангир в битве погиб. Старший жуз и кыргызы возвратились в состав Казахского ханства только при хунтайши Галдане-Бошокту (1671-1697): четвертая война против казахов у того не задалась, и он покончил жизнь самоубийством.
В 1716 году джунгары совершили упреждающий удар по казахам, которые готовились к войне против Джунгарии уже в союзе с Российской империей. К 1718-19 годам хан Кайып снова потерял Старший жуз и кыргызов. Поэтому в шестой войне против джунгар в 1723-30 годах они не участвовали. Более того, воинские подразделения казахов, могулов и кыргызов привлекались джунгарами против казахов «үлкен хана» Абилхаира. Вассальный джунгарам Толе-би назначается акимом Ташкента. После перемирия между казахами и джунгарами в 1730 году Старший жуз в очередной раз возвращается в состав Казахского ханства.
Однако уже в 70-80 годах XVIII века Старший жуз и кыргызы постепенно входят в состав Кокандского эмирата и там остаются до 1871 года – пока не вошли в состав Российской империи после разгрома Коканда. Таким образом, более половины истории Казахского ханства Старший жуз был вне казахской государственности. Казахская государственность – это история народа, проживавшего на территории Среднего и Младшего жузов.
– Этими фактами я хочу развеять ещё один миф – якобы джунгары хотели устроить геноцид казахам, который создан «черным принцем» казахской истории – Тлеукажы Шоинбаевым, выступившим в свое время во главе кампании против первого доктора исторических наук Ермухана Бекмаханова, закончившегося для последнего 25 годами ссылки, – подводит итог Талгат Жумаганбетов. – Казахам Старшего жуза под крылом джунгар жилось совсем неплохо, те вовсе не собирались вырезать их. Сегодня настала пора пересмотреть основные концепты отечественной истории.
8 Комментариев
это явное подстрекательство
Конграт-ulations!!!
🤯😕
Конгратulations!!!
🤯😬😕
Очень печально, что подобные псевдоученые работают в университете. Наверное, работает на «хайп», а не целостность найти.
Чмошники..рабы калмыцко- киргизские …
[…] роль которого в казахской государственности подвергается сомнению, стал рассадником криминала, то территория Младшего […]
хисторик из задрыщенска забыл упомянуть, что весь запад и север был под ойрат-калмыками, когда жонгары захватили часть Жетысу, большую часть времени казахские жузы обитали в каратауской квартире на землях старшего жуза
Все правильно. Все расставил по местам. И Улы жузу указал его место. Только воровать мастера.