Старый Казахстан хочет взять реванш за счет деструктивных религиозных течений? - Exclusive
Поддержать

Старый Казахстан хочет взять реванш за счет деструктивных религиозных течений?

На прошлой неделе депутат Ермурат Бапи в своем запросе на имя генпрокурора и председателя КНБ дал понять, что старый Казахстан готов взять реванш в том числе за счет активности деструктивных религиозных течений. Как «бородачи» проявляли себя в новейшей истории Казахстана? Не спровоцируют ли запреты и ограничения эту самую агрессивность?

Актуальный запрос

Каковы главные акценты депутатского запроса Ермурата Бапи? Во-первых, это угрозы, который несет «старый режим», включающий в себя некоторую часть населения, пропагандирующую идеи ваххабизма, угрожающего казахскому национальному развитию» и который, «хотел сохранить свою власть как можно дольше, разделив страну на социальные группы». Во-вторых, «внутри самой государственной власти есть высокопоставленные чиновники, поддерживающие ваххабизм и чуждые течения». Имен депутат не назвал, но упомянул ряд областей, среди которых Атырауская, Актюбинская, Мангустауская, Алматинская и Улытау, также подчеркнув, что «малый бизнес этих регионов, особенно связанный с рыночной торговлей, захватывают ваххабиты – приверженцы салафизма».

Примечательно, что это сказано именно сейчас и прозвучало в парламенте, где до недавних пор тоже можно было встретить тех, кого причисляли к «приверженцам салафизма». Кстати, в тот же день на эту же тему высказался мажтлисмен от «Ак жола» Казыбаек Иса, который посчитал «необходимым законодательно запретить религиозные течения, подрывающие национальные интересы и традиции, национальное единство и угрожающие государству».

Вскоре после этого министерство культуры и информации подтвердило эту версию, отметив, что в казахстанском сегменте сети интернет с начала года выявлено почти 15 тысяч «материалов, содержащих принципы пропаганды терроризма и религиозного экстремизма». Но в силу того, что в нашем законодательстве нет даже понятия «деструктивные религиозные течения», ведомство решило предложить запретить ношение никабов и хиджабов в общественных местах.

В это же время президент Токаев на съезде педагогов вспомнил, что Казахстан – это светское государство и заявил, что «самое главное, воспитать поколение, обладающее открытым мировоззрением, ясным сознанием, верное традициям». В общем, как-то к месту и единовременно все продемонстрировали редкое единодушие. Ношение хиджабов и платков в школе, а также их отличие от никабов и других «религиозных одеяний», это, как вы понимаете, отдельный разговор. Равно как и про сходства и отличия ваххабизма от салафизма (который, между прочим, сторонится от ваххабизма и является государственной религией в той же Саудовской Аравии). Но обратимся к предыстории.

Бородачи с автоматами

Бывший председатель партии «Руахният», а ныне гражданин Великобритании Серикжан Мамбеталин, отреагировал на заявление Ермурата Бапи признанием на своей странице в Facebook, что некогда был дружен с Кайратом Сатыбалды. Мол, тот подружился с королевской семьей (она большая, если что), и саудиты обязались финансировать строительство мечетей в Казахстане, но имамы должны были проповедовать их версию Ислама. Плоды этого мы наблюдаем сейчас, отметил Мамбеталин, напомнив, кроме прочего, про Кантарские события. Тут добавим, что месяца полтора назад прошла информация, что отстраненная от власти Семья ищет новые пути для реванша. Якобы, в нем за информационную артподготовку отвечает Дарига Назарбаева, а вот за силовой блок – Самат Абиш, который чуть позже очень удобно опять попал в орбиту следствия.

Если это так или даже примерно так, то ничего удивительного, и он мог просто продолжить дело брата. А веди именно Сатыбалды уже на протяжении, как минимум, полтора десятка лет ассоциируется не только с «деструктивными течениями в Исламе», но и некими боевыми группами, связанными с ними. А вот «бородачи с автоматами» периодически напоминали о себе, причем, именно в тех регионах, на которые указывал пальцем Бапи.

Так, в Актюбинской области летом 2011 года развязалась настоящая война между силовиками и «представителями нетрадиционных религий». Перестрелки продолжались несколько дней, и до сих пор не ясно, что же там было на самом деле. Точно так же, как и в других местах. Например, в Атырау и области в тот период тоже периодически светились «террористы», которые особых требований не высказывали, но под соответствующую статью УК РК попадали. Правда, чаще всего посмертно.

Но то, что покрыто мраком тайны до сих пор, это события в тогда Алматинской области на границе с КНР. В конце мая 2012 года был расстрелян и сожжен пограничный пост «Арканкерген», где одной из наиболее вероятных альтернативных версий была причастность к бойне отрядов Кайрата Сатыбалды. Тут дело не только в подготовке и ведении боевых действий, а также в том, что это дело с огромными «белыми пятнами» (хотя на самом деле – кроваво-красными пятнами) так и не было расследовано объективно и честно. Почему-то даже «новый Казахстан» не стремится это сделать.

В этом же регионе в том же 2012-ом году случилась резня в Иле-Алатауском нацпарке, взрыв в Таусамале, перестрелка в Баганашиле и так далее. Через четыре года было нападение группы «исламистов» на военных в Актюбинске. Также были зафиксированы подобные случаи и в других регионах. Но по большей части это походило не на террористический акт, как таковой (обычно террористы высказывают какие-то требования или же берут на себя ответственность за свои действия), а скорее некая демонстрация возможностей. И заметим, что такие напоминания практически стихли после того, как кресло председателя КНБ РК занял Карим Масимов. Это было осенью 2016-го, а за год до этого Самат Абиш стал первым зампредом Комитета.

Совпадение? Возможно. Но возможно и то, что такие вылазки попросту прекратились по приказу сверху. Поэтому можно предположить, что все это (а мы указали лишь некоторые факты) было не проявление отдельных и разрозненных групп и одиночек, а четко организованная структура, которая проявляла себя в нужное время и в нужном месте. Апогеем и проявлением всех наработанных навыков, как все понимают, стали Январские события.

Опасность не ушла?

Но давайте предположим, что спецслужбы начнут повальные задержания «деструктивных элементов». Не приведет ли это к тому, что они выйдут на площади? Понятно, что группа вооруженных «бородачей» вряд ли пойдет штурмом на Акорду или даже правительство. Под сомнением даже то, что они могут взять в заложники какую-нибудь из палат парламента (благо, здания рядом находятся). Но то, что они могут себя проявить в любой другой форме – это бесспорно. Вопрос только когда и по какому поводу.

Далеко не секрет, что большая часть из тех, кто действительно провоцировал и организовывал беспорядки и мародерство в январе 2022 года, ушел от ответственности. Более того, проходила информация, что и сейчас некие группы проходят подготовку в лагерях (по разным данным, они находятся в Турции, Кыргызстане и даже самом Казахстане). А повод может быть любой, начиная с провокаций межнациональной розни и заканчивая социальными протестами, благо власть дает для них предостаточно поводов. Например, запрет тех же хиджабов или определенных религиозных течений.

Есть немало примеров, когда желание избавиться от проблемы приводит к ее проявлению в более агрессивной форме и быстрее, чем предполагалось. Тут надо вспомнить слова Бапи о том, «что внутри самой государственной власти есть высокопоставленные чиновники, поддерживающие ваххабизм и чуждые течения». Вот, наверное, с них стоит и начать. Хотя и их увольнение, не говоря уже об аресте, несет в себе определенные риски.

Ситуация достаточно сложная – спасительная многовекторность не поможет. К чему приводит использование религиозности в политических целях сейчас остро проявилось в событиях на Ближнем Востоке. Тут привычным запретами не ограничиться. Можно испортить отношения как «демократичным Западом», так и с некоторыми арабскими странами, с которыми сейчас Акорда налаживает экономические контакты.

Кроме этого, списать все угрозы на «старый Казахстан», конечно, соблазнительно, но не убедительно. Общеизвестно, что в «деструктив» чаще всего подаются наши сограждане из социально уязвимых слоев. То есть, это можно назвать следствием, мягко говоря, неразумной политики правительства и самой Акорды, которая особо не изменилась с уходом одного режима и приходом другого. Да, разного рода АСП и другие выплаты заметно расширились, но нет глубинного понимания происходящих процессов и зависимости одного от другого.

И еще один немаловажный момент. Все то, что сейчас происходит вокруг религии становится еще одним водоразделом нашего и без того расщепленного общества. Для многих женщина в хиджабе чуть ли не потенциальная смертницы, а мужчину с бородой и в укороченных брюках нужно тут же допросить с пристрастием. С другой стороны, легко сбрить бороду, но оставить свои взгляды, заодно скрыв то, что ты проходил подготовку где-то в Сирии или Афганистане, а затем «прошел практику» во время Кантара в Алматы. Очевидно, общество раскалывается из-за своей необразованности и дефицита объективной информации. Старый и верный способ «разделяй и властвуй» в этом случае может привести к не делить, ни властвовать уже будет нечем и некем.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.