Стране нужна еще одна шоковая терапия - Exclusive
Поддержать

Стране нужна еще одна шоковая терапия

По мнению экономиста, финансиста Мурата Темирханова, с момента первого избрания Токаева на пост президента и по сегодняшний день пока не было видно по-настоящему кардинальных реформ как в экономической, так и политической сфере.

Сейчас Токаев получил новый мандат на семь лет и остается надежда, что в этот период все-таки произойдёт реальный переход от «Старого Казахстана» к «Новому»: «Я думаю, что по реальным реформам в стране всё станет понятно в период после инаугурации и до выборов в парламент. Если сейчас глава государства соберет вокруг себя новых людей с новыми идеями по экономике, и будут объявлены кардинально новые подходы по экономическому развитию, то может, мы увидим переход в «Жана Казахстан». Те, кто сейчас вокруг Токаева – уже сказали свое слово, и то, что мы видим сейчас – это просто сохранение прежней экономической системы, с единственным изменением – обещанием более справедливого распределения ресурсов, но этого мало. Повторюсь, если в ближайшие 2-3 месяца мы не увидим никакого принципиально нового взгляда в экономике, то, я думаю, мы сохраним ту систему, которая у нас была при Назарбаеве, с небольшими косметическими изменениями».

«В Казахстане на сегодня сформировался государственно-олигархический капитализм, который держится на громадном влиянии государства на экономику за счет нефтедолларов, накопленных в Нацфонде. Текущая командно-административная экономическая система фактически задавила рыночные отношения в стране. У нас нет нормальной рыночной экономики, которая существует в развитых странах. Это главный тормоз развития страны на сегодня, и ни в предвыборной программе президента, ни в последнем Послании я пока не увидел перехода от старой экономической системы к новой. Возможно, это было связано с тем, такие реформы в переходном периоде будут непопулярными у населения, поскольку приведут к росту цен на бензин, газ, электричество. Также, из-за снижения рабочих мест в государственном секторе может вырасти безработица. И так далее».

 «В первый раз Президент сказал о новой экономической политике Казахстана еще в январе 2020 года, когда состоялось расширенное заседание правительства. Это была, на мой взгляд, его самая реформаторская речь за все время президентства. Тогда было сказано, что у нас нет диверсификации экономики, не растет производительность, и нужно кардинально реформировать экономику и все сектора. Потом про НЭП забыли, что во многом произошло из-за кризиса, связанного с коронавирусом. И конечно, до трагических январских событий на проведение кардинальных экономических реформ влияла «тень Назарбаева», которая висела над Токаевым».

«После Қантара президент снова заговорили о НЭП и в обществе ожидали кардинальных реформ. Однако ни в проекте правительства по экономической политике на среднесрочный период, который был опубликован летом, ни в сентябрьском Послании президента принципиальных изменений экономической политики я так и не увидел. Мы вечно говорим, что нужно снижать присутствие государства в экономике – и делаем наоборот, ратуем за увеличение доли МСБ – и рисуем фиктивные цифры, сельское хозяйство так и не развивается – реформы здесь сводятся только к перераспределению субсидий».

С точки зрения политических реформ, по словам Мурата Темирханова, всё прояснится после предстоящих выборов в парламент: «Если туда не пройдут реально оппозиционные партии («Ак Жол», Народная и остальные, хором поддерживающие Токаева – не в счет), то ситуация в политической сфере не изменится.

Другая проблема заключается в том, что на сегодняшний день у старых и новых партий нет реальной экономической программы по рыночным реформам. Все они идут по пути экономического популизма: раздать Нацфонд, раздать акции «Самрук-Казына», увеличить зарплаты и т.д. Но сначала должна заработать рыночная экономика и появиться средний класс, предпринимательство, без этого никак. Думаю, нам требуется еще одна «шоковая терапия» в виде достаточно сложных, тяжелых реформ. Взять ту же энергетику – у нас там большие проблемы только из-за того, что государство сдерживает тарифы, и в отрасль не идут инвестиции. Другой пример: КазМунайГаз сейчас выводится на IPO, но государство продолжает сдерживать цены на бензин на внутреннем рынке за счет прибыли этой государственной компании».

Если в ближайшее время мы не услышим от президента о принципиально новых подходах по развитию экономики, и в стране не появится реальная политическая конкуренция, то, скорее всего, предстоящие семь лет мы будем жить при «коллективном Назарбаеве».

https://t.me/kzexclusive
https://t.me/kzexclusive




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *