Судьба «Жана Казахстан» решается в Украине - Exclusive
Поддержать

Судьба «Жана Казахстан» решается в Украине

Демократизация Грузии и успешные реформы Михаила Саакашвили привели к вооруженному конфликту 2008 года, потере территорий и целенаправленной, методичной компрометациии грузинского политика российской пропагандой. «Евромайдан» в Украине в 2014, приведший к свержению авторитарного Виктора Януковича, и последующая демократизация государства спровоцировали аннексию Крыма и оккупацию Донбаса. В обоих случаях российская пропаганда активно транслировала в медийное пространство идеи отторжения и присоединения территорий суверенных государств, а также подвергала массированной дискредитации демократически избранные власти и установленные либеральные политические системы.

Чем объясняется подобная логика действий российской внешней политики и почему демократизация вызывает столь резкое отторжение у путинского режима? Природа этого явления не нова. Демократия – это всегда опасность для автократа утратить «богом» данную власть. Мировая практика показывает, что демократии, в экономическом смысле, растут быстрее, нежели авторитарные политические системы и автаркии. Экономисты Дарон Аджемоглу, Суреша Найду и соавторы статьи «Демократизация способствует росту» подтвердили статистикой, что демократические страны в средне и долгосрочной перспективе растут на 20-30% быстрее авторитарных. По ранжированным данным индекса экономической сложности (ECI), демократические страны, в 95% случаев, обладают большей способностью, нежели автократии, к получению современных технологий и технологической трансформации промышленности. Индекс экономической сложности был рассчитан профессорами Массачусетского технологического института и Школы государственного управления при Гарвардском университете Цезарем Идальго и Рикардо Хаусманом. Он характеризует способность государства трансформировать накопленные знания, таланты и ресурсы в технологии и технологические производства. Применение индекса к различным странам демонстрирует, что авторитарные страны (за редкими исключениями), либо не обладают, либо утрачивают способность генерировать и применять технологии. Объясняется это низким качеством государственного управления, а именно, неспособностью авторитарных стран обеспечивать эффективное сдерживание коррупции, подотчетность власти, соблюдение справедливого и всеобъемлющего правоприменения. Экономики демократий растут быстрее, потому что законы соблюдаются президентами, министрами и их детьми, коррумпированные политики отправляются в тюрьму, чиновники не имеют возможность строить бизнес с использованием административного ресурса и бюджетных средств, деньги налогоплательщиков тратятся прозрачно и эффективно, национальные фонды невозможно разбазаривать, деятельность правительства контролируется обществом, а рейдерский захват чужого бизнеса – исключение, нежели правило.

Авторитарный режим России, пытающийся законсервировать существующую в стране политическую систему, прекрасно понимает, что побочным эффектом демократизации соседних стран может стать повышение качества государственного управления, сопровождающееся, как показывает статистика, экономическим ростом и технологическим развитием. Ведь в дальнейшем условному Путину будет сложно объяснять согражданам, почему Казахстан производит полупроводники, а Россия нет? Почему в Украине средняя заработная плата 1000 долларов, а в России в несколько раз меньше? Почему в Грузии полицейские, врачи, чиновники, судьи не берут взятки, а в России мздоимство поставлено на поток? Или, к примеру, почему у Путина 6 яхт, а у Президента Молдавии – ни одной, и почему летает она эконом-классом, а не президентскими джетами?

Итог экономической интеграции Казахстана с Россией

Наш Центр политэкономических исследований, проанализировав массивы статистических данных Национального банка РК, Министерства финансов РК и Бюро национальной статистики РК, выяснил, что в Казахстане за 10 лет пребывания в экономической интеграции с Россией (в сравнении с десятью годами до вступления в ЕАЭС), произошло резкое ухудшение основных макроэкономических показателей. Расходы Национального фонда увеличились в 4 раза – с 26,7 млрд. долл. США (с 2001 по 2010 год) до 108,5 млрд. долл. США (с 2011 по 2021 год), отток капитала усилился в 3 раза – с 80,4 млрд. долл. США (с 2001 по 2010 год) до 230 млрд. долл. США (с 2011 по 2021 год), курс национальной валюты с 2011 по 2021 год «просел» в 3 раза, в то время, как с 2001 по 2010 год, доллар укрепился к национальной валюте всего на 1 тенге. Также за этот период практически остановился экономический рост страны, национальный бизнес не приобрел ни одной значимой технологии, а доля российской продукции на казахстанском рынке возросла до 50%.

После начала военного конфликта с Украиной Россия попала под значительное количество санкций и ограничений; в стране был узаконен параллельный импорт (фактически контрабанда выбывающих с рынка товаров), а российская валюта перестала быть конвертируемой. В условиях единого экономического пространства Казахстан фактически превратился в перевалочный пункт для российской контрабанды, а «деревянный» рубль активно стерилизует казахстанский валютный рынок. Помощь в параллельном импорте для Казахстана может обернуться вторичными санкциями, но это – отложенный эффект. Мгновенный эффект уже ощущается на товарном, валютном рынке и рынке услуг. Импортные товары на казахстанских полках восполняются предпринимателями за доллары, в то время, как россияне их, фактически, приобретают за «деревянные» рубли. В результате, свободный обмен рублей на доллары уже привел к галопирующей двухзначной инфляции на социально значимые группы товаров и жилую аренду. Тем временем, в стране копится «неработающая» рублевая масса и множится количество социально-экономических рисков. Большой поток неконвертируемого рубля, в итоге, может привести к обмену реальных страновых активов (товары, недвижимость, транспорт, бизнес и т.п.) на «фантики», которые соседняя страна может печатать в неограниченном количестве, стерилизации рынка валюты, неконтролируемому росту цен, дальнейшему обеднению населения и социальному протесту. Но даже в этих условиях к абсолютно логичному выходу из ЕАЭС политическая элита Казахстана не готова. Политики предпочитают «перетерпеть» обозначенные экстерналии, дальше платить России «налог за спокойствие» или «колониальный налог», чтобы не случилось остановки Каспийского трубопровода (КТК), информационных войн и «заморозки» импорта продовольствия.

Происходят ли реформы в Казахстане?

Тем временем казахстанские власти заявляют о начале системных реформ, которые на самом деле пока являются политтехнологическим приемом. Как уже упоминалось, без демократизации системы и повышения качества государственного управления (предполагающее эффективное сдерживание коррупции, подотчетность и выборность власти, обеспечение справедливого правоприменения для всех, а не избранных) провести системные реформы невозможно. Низкокомпетентный, привыкший работать по инерции и устоявшимся правилам, не подотчетный обществу государственный аппарат даже в техническом аспекте не способен на проведение структурных реформ. Для перезапуска работы МСБ, появления среднего класса и сокращения катастрофического социального расслоения, нужны реформа правоохранительной системы и торжество национального права, масштабная приватизация государственной собственности, дерегулирование и деолигополизация важнейших экономических отраслей, перезапуск финансовой системы и работы фондового рынка, легитимное изъятие и передача в рынок бизнес-активов коррумпированных казахстанских политиков, по-настоящему народные IPO и остановка бесконтрольного «разбазаривания» Национального Фонда, Пенсионного фонда и т.д. Но все это невозможно в условиях действующей политической системы и нынешнего качества государственного управления.  

Как события в Украине могут повлиять на модернизацию Казахстана?

Выход из убыточного экономического союза и начало структурных политических и экономических реформ в Казахстане – это те действия, которые могут спровоцировать весьма жёсткую и местами разрушительную реакцию России. Низкое доверие к действиям властей, идейный сепаратизм, катастрофическое социальное расслоение, доминирование российских СМИ, высокая зависимость от импорта продовольствия и транспортировки нефти – это те «места», куда будут «бить» за политический демарш. Эти факторы, возможно, сдерживают президента Токаева от решительных действий, заставляя заниматься бутафорией. Но в этом году у политических и экономических реформ в Казахстане появился шанс. И этот шанс дает нам братская Украина. Авторитетный военный аналитик Агил Рустамзаде, в интервью для Youtube-канала AuditoriumQZ, недавно заявил, что Украина сегодня спасла Казахстан от военного вторжения. Следует добавить, что военное поражение и последующий политический кризис в России могут кардинально изменить геополитическую установку Кремля «мочить демократии» и отнимать у них территории. И в этом случае, политтехнологии в Казахстане могут смениться на реформы, которые и послужат точкой отсчета для «Жана Казахстан».

Рахимбек Абдрахманов

Центр политэкономических исследований




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.