Технологическая война без победителей
Новый указ президента США Джо Байдена об ограничении американских инвестиций в китайские технологии (полупроводники, микроэлектронику, квантовые информационные технологии и искусственный интеллект) ознаменовал собой очередной этап эскалации в китайско-американской технологической войне. В условиях усиления геополитического соперничества двух супердержав шансы на то, что этот конфликт будет урегулирован в обозримом будущем, равны практически нулю – и это нанесёт большой ущерб мировой экономике.
В книге 2018 года «Капитализм в инновационной экономике» венчурный инвестор Уильям Джейнвей подчёркивал ключевую роль, которую правительство США сыграло в стимулировании инноваций, финансируя исследования и разработки важнейших оборонных технологий. Несмотря на значительные расходы, потребовавшиеся для достижения технологического успеха, размах американской экономики помогал снизить стоимость передовых технологических продуктов и услуг. Благодаря дальнейшей коммерциализации этих инноваций с помощью частного предпринимательства, они становились легко доступными для потребителей. Проще говоря, используя преимущества масштаба и специализации, инновационная экономика США открыла новую эру быстрого роста и процветания.
Интегрируясь в мировую экономику, Китай выбрал схожую модель: она позволила китайским компаниям снижать издержки новых технологий, в том числе солнечных панелей, инфраструктуры сетей 5G и электромобилей, но одновременно помогала нарастить промышленный и военный потенциал страны. Между тем всё более напористая внешняя политика Китая стала вызывать озабоченность в США – как у демократов, так и у республиканцев.
К тому времени, когда в 2012 году к власти пришёл председатель Си Цзиньпин, США уже считали Китай своим главным геополитическим соперником. И поэтому Америка начала вводить санкции против Китая, пытаясь не допустить, чтобы американские технологии способствовали наращиванию китайского военного потенциала. В период с августа 2018 года по июнь 2023 года 669 китайских компаний были включены в так называемый «Список структур», составляемый министерством торговли США: это чёрный список иностранных компаний, создаваемый из соображений национальной безопасности.
Санкции серьёзно повлияли на Китай, усугубляя начавшееся в стране замедление темпов роста экономики и повышая риск дефляции. Американские союзники, в том числе Нидерланды, Южная Корея и Япония, также вводят экспортные ограничения, поэтому китайские компании оказались лишены ключевых компонентов для разработки и производства передовых видов полупроводников.
Результатом реализации этой стратегии стал спад объёмов американо-китайской торговли на 17,9% в первой половине 2023 года. За этот же период доля Китая в американском импорте упала до 13,3%, что на 38,4% ниже пикового значения 21,6%, достигнутого в 2017 году. Потоки прямых иностранных (ППИ) и портфельных инвестиций также сократились, при этом во втором квартале 2023 года чистый объём ПИИ оказался рекордно дефицитным – $49 млрд.
Продолжающийся процесс деглобализации глубоко повлияет и на американскую экономику. Сегодня более 70 тысяч американских компаний работают в Китае, и почти 90% из них являются прибыльными. Китай – это крупнейшей в мире рынок полупроводников: на его долю приходится более 31% глобальных продаж и 36% американских продаж полупроводников. В 2022 году доля Китая в доходах компаний Intel и Nvidia составила 27% и 26,4% соответственно, а его доля в выручке компании Qualcomm равнялась невероятным 67,1%. «Если нас лишить китайского рынка, у нас не будет плана Б, – предупредил недавно гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг. – Другого Китая нет. Есть только один Китай».
Поскольку фрагментация глобальной инновационной экономики продолжается, китайские и американские компании, скорее всего, столкнутся с ростом стоимости исследований и разработок, а также промышленного оборудования. Всё дело в том, что (как недавно вдруг выяснили мировые производители полупроводников, включая Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) в США производить чипы намного дороже, чем в Азии. Ещё хуже то, что по всему миру правительства, скорее всего, займутся субсидированием промышленности для компенсации потери китайского рынка, а это потенциально может спровоцировать вредоносную «войну субсидий».
Поскольку США, судя по всему, решительно настроены продолжать реализацию выбранной стратегии расширения санкций, можно ожидать, что Китай будет отвечать на это собственными мерами. Недавние ограничения экспорта стратегически важных сырьевых материалов, таких как германий, галлий, вольфрам и редкоземельные металлы, указывают на вероятность принятия более широкого спектра мер. Как предупреждает Международный валютный фонд, «фрагментированный мир станет беднее».
Кроме того, разделение глобального рынка технологий и инноваций на две категории (одна для оборонных целей, а другая для всех остальных) может исказить стимулы при разработке технологий. Поскольку все технологии потенциально могут иметь военное назначение, взаимное влияние ограничений и субсидий может привести к ориентации инновационной деятельности на национальную безопасность, что потенциально помешает появлению высокотехнологичных продуктов и услуг, ориентированных на потребителей.
Подобно регулированию, необходимому для ограничения концентрации рынка и решения этических проблем с генеративным искусственным интеллектом и биотехнологиями, необходимо тщательно контролировать конкуренцию в сфере оборонных технологий. Даже в разгар Холодной войны США и СССР успешно заключали договоры, которые замедлили гонку ядерных вооружений и предотвратили взаимное гарантированное уничтожение.
Точно так же США и Китай должны создать прозрачную и основанную на правилах систему, которая поможет частному сектору участвовать в открытой торговле и будет способствовать формированию доверия, сохранению открытости рынков, защите прав собственности, а также установит пределы для санкций. Государственные санкции и субсидии неизбежно будут отталкивать частный сектор и рынок на второй план, что приведёт к негативным последствиям для мировой экономики. Эта тема остро дебатируется внутри Китая в последние годы на фоне расширения роли государства в экономике.
Да, конечно, и Китай, и США хотят вести переговоры с позиции силы, и обе страны понятным образом опасаются, что предложение начать такие переговоры может быть воспринято как признак слабости. Не исключено, что лишь боль суровой глобальной рецессии позволит убедить их начать переговоры. Однако, чем дольше эти переговоры будут откладываться, тем сильнее пострадает Китай, США и весь остальной мир.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет