Трансафганская железная дорога: риски и возможности для Казахстана - Exclusive
Поддержать

Трансафганская железная дорога: риски и возможности для Казахстана

Заместитель премьер-министра, министр национальной экономики Казахстана Серик Жумангарин в ходе своего визиты в Кабул заявил, что Астана инвестирует $500 млн в проект Трансафганской железной дороги. Должно быть, эти средства пойдут на строительство 113-километрового железнодорожного участка «Торгунди-Герат», проектированием которого занимается афгано-германская компания «Bakhtar» при содействии индийских специалистов.

Год назад Туркменистан и Казахстан договорились о совместной реализации железнодорожного коридора «Торгунди-Герат-Кандагар-Спин-Булдак» с возможностью выхода на пакистанские порты в Индийском океане. Этот маршрут пройдет по западным афганским провинциям Фарах, Нимроз, Гильменд, Кандагар, откуда может быть ответвлен в сторону Ирана и его океанского порта Чабахар.

Идея создания Кандагарского коридора или Западной трансафганской железной дороги появилась на повестке дня пару лет назад, когда в мае 2023 года Экономическая комиссия правительства «Талибан» утвердила проект железной дороги «Мазари-Шариф-Герат-Кандагар», протяженностью 1468 километров. Проект представлен как кратчайший сухопутный маршрут между Москвой и Нью-Дели через Афганистан. В основе этой инициативы лежат исконный интерес Индии наладить транспортное сообщение с Афганистаном и Центральной Азией в обход Пакистану.

С 2016 года Индия начала развивать глубоководный порт Чабахар, что привело к созданию торгового коридора «Афганистан-Иран-Индия». Постепенно ирано-индийский тандем в сфере транзитных перевозок стал выводить на горизонт все больше новых проектов.

Иран проложил железнодорожную линию «Чабахар-Захедан», которая в последующем будет подведена к приграничному городу Зарандж в Афганистане, а оттуда продлена до Кандагара. Чтобы вывести этот путь к рубежам Центральной Азии необходимо будет сначала произвести стыковку транспортной артерии «Зарандж-Кандагар» с железнодорожной веткой «Герат-Кандагар» (вторым участком Трансафганской железной дороги, берущей начало от станции Торгунди), а затем продлить либо в сторону Туркменистана, проложив железную дорогу «Торгунди-Герат», либо в сторону Узбекистана, проложив железную дорогу «Мазари-Шариф-Герат».

Из этого следует, что участие в развитии Кандагарского маршрута предоставит Казахстану альтернативный выход как в Афганистан, так и в Иран, Индию и страны Персидского залива.

Для Казахстана железнодорожная линия «Торгунди-Герат» также важна с точки зрения расширения Международного транспортного коридора «Север-Юг» на Афганистан, что усилит транзитные позиции страны в межрегиональных перевозках в направлении Южной и Западной Азии.

В классическом понимании восточная ветка МТК «Север-Юг» связывает Россию с Ираном через железнодорожные сети Казахстана и Туркменистана. Далее грузы следуют морскими путями в Индию. Проактивная политика правительства «Талибан» и соседних с Афганистаном государств, прежде всего, Узбекистана по развитию трансафганской торговли наполняет концепт «Север-Юг» новым содержанием. Не случайно инициатива Ташкента по строительству Кабульского коридора (железной дороги «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар»), а также идея создания альтернативного железнодорожного коридора через Кандагар, которую продвигают Ашхабад и Астана, находит активную поддержку в Москве.

В начале апреля текущего года российская сторона объявила о своем участии в подготовке ТЭО Трансафганской железной дороги по обоим маршрутам. Работа будет производиться совместно с узбекско-эмиратским предприятием «ADL Ulanish». Скорее всего, следующим шагом РФ станет вступление в финансовый консорциум проекта, чтобы получить управление альтернативным иранскому транзиту каналом экспорта критических ресурсов, включая энергоносителей на обширный рынок Южной Азии и стран Залива. Аналогичная ситуация складывается на газопроводном треке ТАПИ, где Москва и Астана также намерены действовать в прочном тандеме.

Российский грузопоток в южном направлении обеспечит Казахстану устойчивый доход от транзитных услуг в купе с возможностью расширить торгово-экономическое сотрудничество с Афганистаном. Поставлена цель увеличить взаимный товарооборот до $3 млрд. Также Астана заинтересована в разведке и разработке афганских полезных ископаемых. Главным вопросом в реализации этих задач остаётся налаживание надежных транспортных коммуникаций с Афганистаном. Здесь государствам Центральной Азии важно достичь взаимной координации на основе прагматического подхода.

Гармонизация трансафганских маршрутов «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар» и «Мазари-Шариф/Торгунди-Герат-Диларам-Кандагар-Чаман/Спин Булдак», которые сейчас взяты в разработку, представляется наиболее вероятным и самым благоприятным сценарием будущего. При таком развитии заинтересованные стороны, в первую очередь, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан могут объединить свои ресурсы для создания единого трансрегионального железнодорожного коридора через Афганистан, что способствует ускорению реализации проекта и привлечению внешних инвестиций. В то же время, консолидация стран Центральной Азии необходима для усиления позиций региона в формировании архитектуры трансафганских коммуникаций.

Если узбекский и туркменские проекты не удастся объединить, возникнет конкуренция между двумя альтернативными маршрутами, что в долгосрочной перспективе несет в себе риск фрагментации региона со всеми вытекающими последствиями.

Наргиза Умарова

Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований УМЭД, аналитик ННУ «Bilim karvoni», Узбекистан




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *