Ya Metrika Fast
English version

Турции нужно занять гораздо более жесткую дипломатическую позицию

Общество — 2 сентября 2025 17:00
1

Образ президента США Дональда Трампа, держащегося в тени во время недавней встречи в Белом доме, посвященной войне в Украине, был поразительным. Когда Трамп главенствует за столом, а европейские лидеры собрались вокруг него «как школьники», говорит больше о его внешнеполитической программе, чем тысячи коммюнике.

Символизм был безошибочным. Пренебрегая балансом между постоянными членами Совета Безопасности ООН, Трамп не просто нарушил дипломатический протокол. Он также дал понять России и Китаю, что в вопросах, касающихся Европы, именно с ним следует вести переговоры.
За семь месяцев своего второго президентства Трамп управляет миром так, словно это частная корпорация, не связанная общими правилами или установленными нормами. Овальный кабинет – это кабинет руководителя, Трамп – генеральный директор, другие мировые лидеры – служащие, а вековые конвенции отходят на второй план.

Трамп стремится к созданию глобального порядка, основанного на патронаже, а не на партнерстве, и поведение европейских лидеров во время встречи в Овальном кабинете, похоже, подтверждает эту цель. Трудно представить себе Уинстона Черчилля и Шарля де Голля – или даже Ангелу Меркель – спокойно сидящими, когда Трамп обращался с ними как с подчиненными. Но сегодняшняя Европа, раздробленная популизмом и лишенная стратегического лидерства, плохо приспособлена к тому, чтобы выступать в качестве глобальной державы.

Подход Трампа к НАТО следует той же логике. Его стремление превратить альянс в стратегический инструмент, ориентированный на США, особенно опасно на фоне войны между Россией и Украиной. В прошлом НАТО поддерживала относительную стабильность, взаимодействуя с Россией и Украиной одновременно через такие механизмы, как Совет НАТО-Россия и Комиссия НАТО-Украина (в 2023 году ее заменит Совет НАТО-Украина). Эти параллельные каналы помогли установить хрупкий баланс между диалогом и сдерживанием, который политика Трампа теперь ставит под угрозу.

Примечательно, что на саммите в Белом доме отсутствовали страны, наиболее подверженные российско-украинскому конфликту: Турция, Польша, Норвегия, Швеция, а также страны Черноморского бассейна и Балтии. Исключение этих передовых стран подрывает основной принцип НАТО – коллективную безопасность – и разрушает стратегическую сплоченность альянса.

Последствия для Турции могут быть далеко идущими. Несмотря на то, что Турция является вторым по величине военным флотом НАТО (после США) и играет важную роль на Черном море, на Кавказе и в Евразии, она была низведена до уровня периферийного наблюдателя, к которому относятся как к удобному хозяину для проведения случайных встреч, а не как к стратегическому союзнику.

Турция была заметно исключена из числа участников саммита по Украине и не получала прямых брифингов от Трампа ни до, ни после него. Вместо этого она была проинформирована косвенно, через генерального секретаря НАТО Марка Рютте. Турция также осталась в стороне от недавнего саммита Азербайджан-Армения.

Уменьшение позиций Турции отражает глубокий стратегический просчет. После саммита в Вашингтоне президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что роль Турции будет «решающей» для предоставления Украине конкретных гарантий безопасности. На первый взгляд, это может показаться похвалой. В действительности же это стало сигналом к тревожному возрождению мышления времен холодной войны, которое ценит Турцию исключительно за численность ее вооруженных сил, а не за ее стратегическое видение или способность принимать решения.

По сути, Турция вновь оказалась в роли, которую она играла во время Корейской войны в начале 1950-х годов: передовой поставщик услуг безопасности, исключенный из дискуссий, определяющих ее будущее. Сегодня Турция вновь оказалась отстраненной от обсуждения вопросов, жизненно важных для ее национальных интересов, и при этом от нее ожидают выполнения решений, в которых она не имеет права голоса.

Я столкнулся с этим устаревшим мышлением в своей книге 2001 года «Стратегическая глубина», а затем, будучи министром иностранных дел и премьер-министром Турции. Оно отражает устойчивую стратегическую слепоту американских и европейских политиков, которую не должен допускать ни один турецкий чиновник.

Западные лидеры должны отказаться от иллюзии, что Турция – это государство-подросток, чью гордость можно успокоить комплиментами. Турция – не новичок. Это опытная, стратегически зрелая региональная держава – цивилизационный актор, который уже давно помогает формировать Европу и мировой порядок. Рассматривать ее только как военный актив – значит неправильно понимать суть ее стратегической идентичности: традицию дипломатии и государственного управления, выработанную веками перемещения баланса сил на разных континентах.

Турция не может позволить себе оставаться пассивной. Чтобы не оказаться на обочине, она должна провести стратегическую рекалибровку, начав с трех неотложных шагов. Во-первых, ей следует сформировать блок стран-единомышленников в рамках НАТО, начав переговоры с другими членами, исключенными из саммита Белого дома по Украине, такими как Польша, Норвегия, Швеция и страны Балтии. Создав альтернативный форум для стратегической координации, она сможет внести столь необходимый баланс во внутреннюю динамику НАТО.

Во-вторых, Турция должна возглавить создание консультативной структуры, объединяющей такие черноморские государства, как Румыния, Болгария, Грузия и Молдова, и одновременно укрепляющей прямую связь с Украиной и Россией. Возрождение таких инициатив, как Черноморские военно-морские силы (BLACKSEAFOR) и Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) – институтов, которые когда-то были основой стабильности после холодной войны, – может способствовать конструктивному диалогу между всеми региональными игроками, включая Россию и Украину.

В-третьих, Турция должна вернуть себе стратегический центр, дав понять США и Евросоюзу, что она не пассивный ближневосточный форпост, а крупная евразийская держава. Для этого необходимо занять гораздо более жесткую дипломатическую позицию.

Снимок Трампа из Овального кабинета в окружении европейских лидеров был не просто фотосессией. Это был снимок вакуума лидерства в Европе, внутреннего дисбаланса НАТО и маргинализации Турции. Политики в Европе и Турции должны прислушаться к его посланию: если они не будут действовать быстро и решительно, новый порядок будет не просто согласовываться без них – он будет согласовываться за их счет.

Авторское право: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org


Ахмет Давутоглу

Бывший премьер-министр (2014-16) и министр иностранных дел (2009-14) Турции.

Поделиться публикацией
Комментариев: 1

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Елена Абальянинова: 02.09.2025 в 17:46

    Турции надо поменьше общаться с Путиным — вот совет!