У нового акима Алматы талантливые родственники
Назначение Дархана Сатыбалды акимом Алматы стало для всех неожиданностью. Новый градоначальник уже успел пообещать алматинцам открытость, которой так не хватало в последние годы. Но оправдает ли он возложенные ожидания?
Стоит признать, Досаев, хоть и не был популярен среди алматинцев, формально свою работу выполнял. После январских событий он занялся восстановлением пострадавшей инфраструктуры, наладил темпы строительства, обеспечил рост экономических показателей, сохранил доверие ключевых для города инвесторов. Возложенная на него Акордой роль была в целом выполнена, и потому официальная риторика о его деятельности оставалась исключительно положительной.
Проблема Досаева была не столько в неэффективности, сколько в низкой прозрачности его работы. Хотя он проводил регулярные встречи с жителями разных районов, жители не чувствовали, что с их мнением считаются.
Именно этого алматинцы не хотят допустить снова. А потому главный вопрос после ухода Досаева – будет ли новый аким хоть немного ближе к народу?
Дархан Сатыбалды – фигура в политике Казахстана не новая. За его плечами внушительный стаж работы в различных государственных структурах: министерство образования и науки, КНБ, управление делами президента, канцелярия премьер-министра, посольство в Узбекистане, сенат, акиматы Шымкента и Туркестанской области. А в январе этого года специально под Сатыбалды даже воссоздали упразднённую в сентябре 2023 года должность первого заместителя руководителя администрации президента.
Тогда было заявлено, что он займётся координированием выполнений поручений президента по всей стране и повышения качества реформ, совершенствованием управленческих процессов и взаимодействия в регионах, укреплением доверия граждан к государственным институтам. Однако с января до мая о нём не было слышно ни слова. Госпропаганда, обычно не упускающая случая рассказать о «слаженной работе по выполнению поручений», почему-то обходила деятельность Сатыбалды стороной. Не было ни информации о его рабочих поездках в регионы, ни хотя бы формальных пресс-конференций, ни даже сухих пресс-релизов от Акорды. И вот он неожиданно становится акимом Алматы.
Стоит отметить, что на прошлых должностях он точно также появлялся неожиданно. В 2013 году, когда Сатыбалды переходил с поста замзаведующего социально-экономическим отделом канцелярии премьер-министра во главу акимата Шымкента, назначение буквально скрывали от журналистов. Берик Уали, который тогда ещё был всего лишь главой пресс-службы акимата Южно-Казахстанской области, честно признался, что сверху поступило указание пригласить только три издания.
– Слухи о том, что новым градоначальником Шымкента станет Дархан Сатыбалды, витали в воздухе задолго до его назначения. Поползли они по городу после того, как теперь уже отставной мэр Кайрат Молдасеитов, по официальной версии, ушёл на больничный, а по неофициальной – подал заявление об увольнении. Тщетно журналисты обрывали телефоны пресс-служб акиматов – ответ был один: «Молдасеитов на больничном и увольняться не собирается». И только сегодня стало известно, что приказ об увольнении Молдасеитова был подписан ещё 21 мая, – писали тогда в газете «Время».
Сходная история повторилась и в 2022 году, когда Сатыбалды неожиданно покинул должность посла Казахстана в Узбекистане и стал главой Туркестанской области. Напомним, что произошло это тогда на фоне произошедшего в регионе громкого коррупционного скандала, в результате которого после приговора в отношении экс-акима Кентау из политики ушёл тяжеловес Умирзак Шукеев. И вновь – назначение прошло быстро, без внятного публичного обоснования, почему именно Сатыбалды получил именно эту должность.
Впрочем, в Туркестанской области Дархан Сатыбалды тогда получил конкретный фронт работ и отчасти с ним справился. При нём в Туркестанской области модернизировали ТЭЦ в Кентау, провели масштабную газификацию, привлекли 2 трлн тенге инвестиций, увеличили доходы бюджета, запустили проект по развитию промпарков. Он хвастался, что область заняла пятое место по налоговым отчислениям среди регионов страны.
Но, при всей активности на бумаге, во время занятия той должности самого акима почти не наблюдалось в публичном поле. Открытых встреч, интервью, острых разговоров – минимум.
Единственный действительно запомнившийся эпизод из того времени – это история с фермерами, которые записали к акиму видеообращение. Они стояли на коленях перед зданием акимата, прося чиновника вмешаться в ситуацию с резким падением закупочных цен на хлопок.
– К нам пришел не аким, а хан, а у ханов принято просить на коленях. Так что встаньте на колени и просите. Просите, чтобы он хотя бы вышел к вам, – с горечью сказал один из них.
Пресс-служба акимата Туркестанской области объяснила потом, что в момент записи Дархан Сатыбалды был на совещании, а позже провёл переговоры с хлопкопереработчиками, и закупочные цены были подняты до необходимого уровня. Также акимат области тогда направил предложение в министерство сельского хозяйства о выделении на производство хлопка субсидий.
Проблема реально была решена, – но в итоге эта ситуация осталась сценой, ставшей интернет-мемом и породившей для Сатыбалды неофициальное прозвище.
Закрытость сопровождала «хана» и на других должностях. Например, известен такой случай. Во время его работы в Шымкенте случился крупный пожар на оптовых складах в районе железнодорожного вокзала. На место тогда прибыли съёмочные группы. Но сразу, как только приехал Сатыбалды, полиция начала оттеснять прессу, запрещать съёмку и закрывать камеры руками. Официальное объяснение: «техника безопасности». В реальности – просто не было желания, чтобы главу города показывали на фоне катастрофы. Журналисты, сообщившие о нарушении своих прав, тогда отметили, что не переходили специального ограждения и в итоге смогли продолжить работу лишь там, где акима не было, – со стороны самого вокзала.
Короткий сенаторский срок Дархана Сатыбалды тоже не оставил после себя ничего значимого. Казалось бы, депутат – должность обычно публичная. Более того, в этой позиции он на протяжении полугода входил в комитет по социально-культурному развитию и науке, представляющий для граждан особый интерес. Но даже тогда чиновник не отметился инициативами, речами или законопроектами. Работал, как принято говорить, в тени.
Вот и сейчас, заняв должность акима Алматы, от Дархана Сатыбалды до сих пор не появилось ни публичного обращения, ни личного поста в соцсетях. Всё ограничилось дежурной речью в маслихате и релизом от его пресс-службы. В официальных аккаунтах чиновника тишина сохраняется с тех самых пор, когда он занимал пост акима Туркестанской области. Это создаёт ощущение, что город возглавил не человек, а функция…
Тем временем у алматинцев к новому акиму уже есть вопросы. Пятеро братьев Сатыбалды – крупные предприниматели. По открытым данным, на них зарегистрированы десятки компаний, работающих в сфере строительства, недвижимости, логистики и поставок. В том числе и те, что активно развивались с 2021 по 2024 годы, – то есть как раз тогда, когда он занимал высокие посты в регионах. Отдельные компании засветились в застройке спорных участков, например, Малого Талдыколя. Его супруга – также владелица бизнеса. Компании её родственников занимаются перевозками, арендой, медицинскими услугами.
Сам Сатыбалды утверждает, что никаких тендеров в тех регионах, где он работает, его семья не выигрывает, и что всё разделено. Но перепроверить это практически невозможно.
Жители Алматы, тем временем, помнят, как много скандалов за последние годы были связаны именно с непрозрачной застройкой и конфликтом интересов. И новый аким – явно не тот человек, чьё появление эти опасения снимает.
При этом никто не отрицает его сильных сторон. Он – «аппаратчик», который умеет выстраивать вертикаль, не допускает сбоев в работе, знает, как распределяется бюджет. Но Алматы – это не про отчёты. Здесь важно не только, что сделано, но и как это публично разъяснено. Люди ждут не просто результатов, а открытости и признания их мнения. И это то, чего в биографии Дархана Сатыбалды пока не видно.
Сейчас пресс-служба нового акима говорит о «слышащем государстве», но сам аким пока с людьми не говорит. Пресс-служба обещает, что он будет появляться в дворах, но пока что он регулярно исчезает даже с экранов.
А Алматы молчания власти не терпит. Здесь слишком много накопленного раздражения и слишком мало доверия. И если новый аким не заговорит – всё остальное попросту потеряет смысл.
Комментариев пока нет