Узбекистан объявил войну китайским маркетплейсам
«Использование иностранных платформ электронной торговли, в частности платформы «Temu», будет ограничено начиная с 20 марта 2025 года в установленном порядке», – сообщил начальник управления электронной коммерции Национального агентства перспективных проектов (НАПП) Узбекистана Камронбек Мухаммадиев.
В соответствии с постановлением Кабинета министров №885, с 28 декабря 2024 года иностранные онлайн-платформы были обязаны зарегистрировать юридическое лицо в Узбекистане. А с 1 июля 2025 года для них вводится дополнительное условие – включение в реестр субъектов электронной коммерции, – говорится в сообщении.
Для Узбекистана Temu стал ощутимой проблемой еще в прошлом году. «В 2024 году на рекламу и снижение цен компания выделила $4 млрд, а в 2025 году эта сумма может увеличиться до $10 млрд», – отметил Мухаммадиев.
С 4 марта 2025 года Агентство попросило граждан не делать заказы на этой платформе, а если они уже покупки сделаны, то оформить возврат денежных средств.
Причина этого шага аналогична ситуации в Казахстане. Китайские маркетплейсы почти не платят налоги и таможенные сборы, финансируя китайский легпром. Только в 2024 году через Temu из Узбекистана вывели более $10 млн. Для Казахстана это в разы больше – в 2023 году объем поставок через эти платформы в нашу страну составил 505 миллиардов тенге, но в бюджет поступило всего 24 миллиарда – это лишь 4,8% от оборота. Это свидетельствует о полном отсутствии таможенных пошлин и уплате НДС, который в 2,5 раза ниже, чем у казахстанских предпринимателей.
Недавно об этом в том числе заявил депутат Азат Перуашев. Он отметил, что казахстанские бизнесмены работают с налоговой нагрузкой до 16,3%, а иногда – до 62%, в то время как зарубежные онлайн-платформы фактически обходят налоги, создавая неравные условия и вытесняя местный бизнес с рынка.
«Считаем такое положение огромной брешью в налогообложении импорта, которая позволяет им получать несправедливые конкурентные преимущества против казахстанских производителей. При этом нужно иметь в виду, что объёмы электронной коммерции удваиваются каждые два года. В этом году недополученная прибыль бюджета от иностранных маркетплейсов составит уже более 250 млрд тенге. И во многом это будет создано путём вытеснения казахстанских предприятий, закрытия их рабочих мест», – считает мажилисмен и предлагает ввести требование об обязательной регистрации иностранных маркетплейсов в налоговых органах Казахстана.
Эксперты предлагают пойти по примеру Индии и рассмотреть вопрос о введении для иностранных маркетплейсов обязательства по коллаборации с казахстанскими площадками и производителями, ввести обязательную уплату НДС и других налогов с доходов, полученных от казахстанских потребителей, для иностранных площадок рассмотреть вопрос о снижении либо обнулении параметров беспошлинной торговли, реализуемой через иностранные торговые сети, а также разработать меры государственной поддержки для отечественной интернет-коммерции и её участников, включая интеграцию с международными платёжными системами, содействие в организации сервисов и логистики.
Эксперты подсчитали, что к 2029 году половина всех онлайн-покупок в Казахстане будет совершаться через иностранные маркетплейсы, что приведет к сокращению доли казахстанских производителей и падению доходов бюджета.
В начале 2025 года было принято постановление Кабинета Министров РУ об ограничении деятельности иностранных площадок электронной коммерции, не зарегистрированных в Узбекистане. Речь идет не только о Temu, но и о принуждении ряда других торговых площадок, таких как AliExpress, Amazon и Ozon, потоковых сервисов, таких как Netflix и Spotify, а также агрегаторов бронирования, таких как Booking.com и Airbnb, платить налоги в Узбекистане.
В свою очередь в Казахстане в конце прошлого года министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев заявил, что в стране планируют пересмотреть закон о работе маркетплейсов, поскольку в РК на сегодня работают 46 отечественных онлайн-площадок и им тяжело конкурировать с тем же Temu.
Другие страны принимают более радикальные меры. Например, в Турции, где приход Temu значительно повлиял на позиции местного игрока Trendyol, китайский маркетплейс полностью заблокирован.
Комментариев пока нет