В Казахстане вводится досудебное урегулирование страховых споров
С 2024 года обращение к страховому омбудсману станет обязательным шагом перед обращением в суд, передает Exclusive.kz.
– С 2024 года обращение к страховому омбудсману станет обязательным шагом перед обращением в суд. Соответствующие законодательные поправки были приняты летом 2022 года. Процедура обязательного досудебного урегулирования споров на страховом рынке не только сократит нагрузку на судебную систему, но и в полной мере позволит реализовать потенциал отрасли по саморегулированию и предоставлению потребителям полного спектра страховых услуг. Быстрое и справедливое урегулирование споров способствует повышению уровня доверия к страховой системе в целом. Страховой омбудсман не только должен решить спор, но и объяснить потребителю специфику страхования и условия страхового договора, – сообщает Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
Отмечается, что благодаря данным поправкам потребителям больше не требуется самостоятельно обращаться к независимому оценщику, чтобы проверить оценку страховщика по поврежденному транспортному средству и доказать свою правоту. Страховой омбудсман проведет оценку самостоятельно и безвозмездно для клиента, а также проверит действия страховщика на соответствие законодательству и условиям договора.
Задача Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка на ближайшую перспективу – совместно с участниками страхового рынка обеспечить готовность к введению на страховом рынке с 2024 года обязательного досудебного урегулирования споров и повысить эффективность работы офиса страхового омбудсмана.
Напомним, институт страхового омбудсмана был создан в Казахстане в 2007 году для снижения дополнительных издержек потребителей, которые они могли бы понести при обращении в суды. Страховой омбудсман – независимое в своей деятельности лицо, осуществляющее досудебное разрешение споров между страховыми организациями и их клиентами по заключенным договорам страхования. Он является бесплатной юридической помощью для потребителя. К страховому омбудсману обращаются по спорам в рамках обязательного автострахования, связанным с размером страховой выплаты и оценкой размера вреда, причиненного транспортному средству, а также для урегулирования разногласий по всем видам страхования, если в качестве страхователей выступают физические лица или субъекты малого предпринимательства.
Омбудсман избирается Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Участники страхового рынка предлагают кандидатуры, но не влияют на окончательный выбор. Страховой омбудсман должен иметь высшее юридическое образование, безупречную деловую репутацию, стаж работы в области страхования более пяти лет, но при этом он не имеет права занимать любую из должностей в финансовых организациях или быть аффилированным лицом по отношению к страховым организациям.
Для обращения к страховому омбудсману сумма требований по разногласиям лиц не должна превышать 10000 МРП (34,5 млн. тенге по состоянию на 2023 год). Максимальный срок рассмотрения обращения страховым омбудсманом составляет два месяца с момента обращения. Решение страхового омбудсмана обязательно для исполнения страховой организацией. В случае несогласия клиента страховой организации с решением страхового омбудсмана, клиент вправе обратиться за защитой своих прав напрямую в уполномоченный орган либо в суд.
Согласно данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, в 2022 году к страховому омбудсману на рассмотрение поступило 1 588 обращений, из которых 1511 (95%) были по обязательному автострахованию. В пользу заявителя вынесено 829 решений (52%), из которых 814 по обязательному автострахованию. В 2022 году обжаловано в суде 10 решений страхового омбудсмана, все 10 оставлены судом без изменения. В первом полугодии 2023 года к страховому омбудсману поступило 1179 обращений
Фото из открытых источников
Комментариев пока нет