Войлок: как в мире занимаются нашим традиционным ремеслом - Exclusive
Поддержать

Войлок: как в мире занимаются нашим традиционным ремеслом

Сегодня объем мирового рынка войлока – больше $1 млрд. Лидеры-экспортеры – Китай, Германия, США, Италия и Турция. Стран Центральной Азии, которую многие считают родиной войлока, в этом списке нет.

В Алматы прошел международный фестиваль «Kиiз·Felt·Keçe·Войлок». Свои достижения в области традиционного казахского искусства продемонстрировали не только наши мастера, но и гости из США, Венгрии и Турции. Рассказываем, какое место войлок занимает в современном мире, и какое мог бы занять у нас.

В моде

На сайте люксового итальянского бренда Marni выставлена сумка. Две короткие ручки, одна – длинная, сочетание материалов двух цветов – серого и коричневого, и цена, обычная для этой марки: $1,777. Необычен лишь материал: тот, который серый. Это мягкий итальянский войлок. Marni не впервые обращается к «первому текстилю в истории человечества»: в 2014 г. бренд вывел на подиум моделей в пальто, жакетах и юбках из войлока в разноцветную полоску. Впрочем, итальянский дом – не единственный в мире моды, кто сумел оценить достоинства войлока, «удивительно пластичного материала, который позволяет делать все, сочетается с шелком, вискозой, синтетикой, и даже золотые нити можно «ввалять» в шерсть» – это слова Айжан Беккуловой, художника и председателя Союза ремесленников Казахстана. Дизайнер считает, что сегодня войлок – это устойчивый модный тренд, и его большая fashion-история только начинается. В том числе и в Казахстане.

На фестивале «Kиiз·Felt·Keçe·Войлок» были показаны несколько коллекций: Ауес Сагинаева, Айжан Беккулова, Асель Хайрула, Лариса Агеева, Улбосын Дауленова и Гульжанат Кабижанова создали совершенно разные модели, еще раз подчеркнув огромные возможности традиционного казахского материала. Войлок на шелке и шифоне; шапки, в которых узнается солнцеголовое божество с наскальных рисунков Тамгалы; пальто, где целая «симфония» разных тканей объединяется войлочной основой; и даже украшения – крупные перстни – из войлока. 

 В искусстве

«Пещера воспоминаний» – так называется иммерсивная инсталляция, которую привезла одна из самых известных американских художниц по войлоку Дженис Арнольд. Это 18 огромных полотен ажурного (назовем это так) войлока, которые разместили в актовом зале Государственного музея искусств имени Кастеева – и они заняли практически всю площадь. Эта работа уже выставлялась в США, в музее ремесла и дизайна в Сан-Франциско, и Дженис Арнольд не собиралась в ней ничего менять – пока не увидела из окна самолета Алматы. «Был рассвет, и солнце освещало горы. Это было красиво и завораживающе, и мне захотелось отразить это в своей работе».

С выставки в музее имени Кастеева
С выставки в музее имени Кастеева

Американка собрала камни у подножья наших гор и придавила ими края тех самых нетканных войлочных полотен. Инсталляция обрела неожиданно другое звучание: не пещера, а вершины гор, с которых спускаются тонкие ручейки голубых нитей. Это не единственная работа Дженис Арнольд такого масштаба: ее войлочная история началась с полотна в полторы тысячи квадратных метров, из которого она создала скульптуры для оформления осенних витрин знаменитого американского универмага Nordstrom. Потом был заказ цирка дю Солей: ему нужен был фактурный водонепроницаемый материал, а значит – плотный войлок. Еще есть «юрта-дворец», 15 м в длину, 5 м в ширину и 16 м в высоту, которую художница сделала для экспозиции в Смитсоновском институте в США. (Smithsonian Centre for Folklife and Cultural Heritage и компания Chevron стали партнерами Союза ремесленников Казахстана и при проведении алматинского фестиваля.) Еще – «монстр-ковер» размером 30 на 15 футов (примерно 9 м на 4,5 м), само создание которого превратилось в художественный акт: чтобы свалять шерсть, Дженис Арнольд пригласила потанцевать на ней всех желающих.

По словам художницы, то, что войлок в одиночку не делается, она поняла после поездки в Центральную Азию: «Нужно сообщество – аул, семья, друзья». И вот, в XXI веке, американка за океаном делает то, что всегда делали в казахской степи: массово валяет войлок под музыку. Кстати, во время фестиваля Дженис Арнольд с удовольствием поучаствовала и в аутентичном мероприятии, то есть в валянии текемета с местными мастерицами под казахские песни.

Инсталляция Дженис Арнольд (США)
Инсталляция Дженис Арнольд (США)

В образовании

Еще один гость фестиваля – венгерский мастер Михал Ветро. Автор множества книг, среди которых «Древний текстиль – скифский войлок» и «Войлок – войлочные ковры кочевников», он не только исследует историю и технологию войлока и сам создает потрясающие вещи, но и преподает в школе и колледже Nádudvar Folk Crafts и проводит мастер-классы в разных странах мира. Алматы не стал исключением: для мастер-класса в Колледже строительства и народных промыслов Михал Ветро привез эскизы со скифскими мотивами. Каждый участник (а их было больше 60) сделал свой фрагмент, а потом венгерский художник соединил это все в одну неожиданно гармоничную композицию – потому что это войлок.

Мастер-класс и презентация Михала Ветро на фестивале «Kиiз·Felt·Keçe·Войлок» напомнили нашим мастерам еще одну старую казахскую традицию: обучать искусству войлока никогда не рано. «Продолжение древних традиций. Развивающий эффект войлока в образовании» – так называлось его выступление в культурном центре American Space & Makerspace.

Михал Ветро (Венгрия)

В экономике

Сегодня объем мирового рынка войлока – это больше $1 млрд. Лидеры-экспортеры – Китай, Германия, США, Италия и Турция. Стран Центральной Азии, которую многие считают родиной войлока, в этом списке нет. Тем не менее, в мире уже достаточно хорошо знают кыргызский войлок, причем как традиционные ковры – шырдаки, так и работы дизайнеров. В портфолио известного далеко за пределами Кыргызстана бренда «7 sisters» – сотрудничество с американскими дизайнерами Донной Каран, Шарлоттой Мосс и другими. А в 2018 г. их жилет в черно-белых тонах увидел и запомнил весь мир: в нем получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале казахская актриса Самал Еслямова.

Эксперты называют ситуацию с войлоком в Кыргызстане «самой благополучной в Центральной Азии», а казахстанские компании нередко размещают крупные заказы не в родной стране, а в братской. «Конечно, здесь целый комплекс вопросов и проблем: от сырья и обучения до стоимости аренды мастерских и торговых площадей, не говоря уже о популяризации отечественного войлока. В качестве примера могу привести государственную программу по развитию шелководства в Узбекистане, где задействовано не одно министерство, а сразу несколько, и предусмотрено комплексное решение вопроса. На мой взгляд, для Казахстана войлок не менее важен, чем шелк для Узбекистана. И у нас сегодня есть мастера, который делают очень качественный продукт», – говорит Айжан Беккулова.

На фестивале «Kиiз·Felt·Keçe·Войлок» свой мастер-класс провела одна из таких ремесленниц – Тамара Капкызы. Потомственная мастерица родом из Монголии, до переезда в Казахстан традиционное ремесло было для нее хобби. Но здесь она увидела, насколько ее умение важно и востребовано, и вот уже 15 лет Тамара Капкызы делает казахские сырмаки. По технологии, которая за последние полтора века не изменилась: при «номадическом способе» изготовления войлока нужны только шерсть, горячая вода и руки мастера.

Гульнар Танкаева

Фото автора




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.