Эксперт из США: «Как Путин Клинтоны – воплощение лживости и коррупции»
Президентская гонка в США сопровождается небывалым обменом компрометирующих данных. Одновременно в адрес нашего постоянного эксперта из США Бориса Румера продолжают поступать вопросы читателей. Многие из них касаются темы президентских выборов в США. Наверное, это от того, что, как говорится, «оба хороши».
Ваши интервью, при том что восприятие их далеко не однозначно, вызывают большой интерес читателей, и мне бы хотелось продолжить наш разговор.
– Что ж, давайте, продолжим, если вас устраивает его произвольный, несколько сумбурный, формат.
В последнем интервью вы как-то очень бегло коснулись интересующего наших читателей поединка «Клинтон-Трамп». Не могли бы вы более развернуто его прокомментировать?
– Хорошо. Итак, Клинтон-Трамп и мое отношение к происходящему. Один хуже другого. Рейтинг по показателю unworthy, что в самом мягком виде я бы перевел, как «недостойный доверия», у них одинаковый – больше 60%. То есть больше 60 процентов электората, судя по опросам, не доверяют ни тому, ни другому. Вот так-то. Многие ненавидят, именно ненавидят, Хиллари, но не могут голосовать за Трампа, а другим многим отвратителен, именно отвратителен, Трамп, но они не могут голосовать за Хиллари. Вот в таком раздрае пребывают эти многие. Есть, конечно устойчивый электорат и у Хиллари, и у Трампа. Какова его доля? Очень условно, по 30%, а то и меньше.
Эта избирательная кампания, как ни одна на моей памяти, а на ней их было восемь, а может быть и вообще в новой политической истории Америки, изобилует влияющими на рейтинг скандалами. Какие новые взорвут медийное пространство за оставшиеся до выборов месяцы, как они отразятся на рейтингах, каким будет расклад к ноябрю предсказать невозможно. По состоянию на сегодня, похоже, что в Белый дом опять въедут Клинтоны – воплощение лживости и коррупции. По этим свойствам они вполне подстать Путину: Welcome to the club!
Но как бы то ни было, все же это лучше, чем Трамп. Тут все предсказуемо. Да и при всем их аморализме, Клинтоны – реалистически мыслящие, искушенные политические манипуляторы. И хотя Хиллари, чтобы обеспечить себе голоса сторонников социалиста Сандерса, коих немало особенно среди молодых избирателей, студенчества, в ходе кампании накренилась влево, но, думаю, после инаугурации она сдвинется ближе к центру.
Глядя на Трампа и слушая его, не могу не видеть в нем Жириновского. Одного поля ягоды: безудержная популистская демагогия, наглый эпатаж, оскорбления оппонентов, хамство. Так, известной телеведущей Мегин Келли Megyn Kelly в ответ на ее жесткие вопросы в ходе телеинтервью: «ты же вся в крови», то есть что у нее менструация. Ну, чем вам не Жириновский?
Этот вульгарный, невежественный шоумен импонирует значительной части американского электората. Ведь и у Жириновского устойчиво держится не такая уж малая часть российского электората. Разница только в том, что у него нет и не было ни малейших шансов на президентство, да он на него и не претендует, как, кстати, и его мнимый конкурент Зюганов («Землю крестьянам, фабрики рабочим, АUDI к подъезду!»). За красные флажки они не выходят.
Трамп же, в образе крутого парня, режущего правду-матку, преуспевшего в строительном бизнесе, борца с окопавшимся вашингтонским истэблишментом, играющего на настроениях трудноживущей, не без основания чувствующей себя дискриминируемой, протестной части «белых» американцев, всерьез и на свои миллионы борется за Белый дом.
Его демагогия, сочетающая изоляционизм во внешней политике и экономике, латентный расизм и антимусульманство, вполне отвечают настрою миллионов, которым осточертела политкорректность, свойственная политическому классу независимо от партийной принадлежности.
Насколько реализуемы обещания Трампа (рефрен его предвыборной риторики—«believe me!» — «верьте мне!», и только), не подкрепленные сколь-нибудь серьезной аргументацией… ну, это не столь уж и важно. Электорат Трампа не склонен к критическому восприятию его заявлений. Методология Геббельса тут вполне срабатыввает.
Повторюсь, сейчас рейтинговое премущество на стороне Хиллари. Самый большой вред Трампу причиняет он сам. Вот уж действительно: «Язык мой – враг мой».
Но Хиллари еще рановато успокаиваться: в оставшиеся до ноября месяцы люди Трампа переворошат горы компромата на нее, вытаскивая и вбрасывая в масс-медиа то одно, то другое – не бог весть какая сложная работа: все ведь известно и у многих в памяти. Притом, совсем не исключено, даже ожидаемо, что будет подкинуто что-нибудь новенькое.
Но отвлечемся от персоналий. О чем свидетельствует, думаю, не циклический, а структурный, кризис американской социально-политической системы, с такой очевидностью проявившийся в ходе текущей избирательной кампании? Не берусь ответить. Предстоит огромная работа социологов, политологов, экономистов, демографов, масспсихологов, этнографов, культурологов по анализу и осмыслению феномена нынешних выборов.
Очевидна неизбежность коррекции политической организации нашего общества с учетом разительных перемен в стране и в мире.
Спроектированное отцами-основателями, простоявшее два с половиной века и выдержавшее многие потрясения и напряжения здание выстоит благодаря исключительно прочному фундаменту. Но серьезный, не косметический, а серьезный, в чем-то капитальный, ремонт верхних этажей необходим.
И безотлагательно!
Комментариев пока нет