НДС как драйвер роста доходов бюджета
Пластик стал горячей темой. Новостей о пластике на пляжах и в океане становится всё больше, а власти начали реагировать на проблему запретами или ограничениями на продажу пластиковых пакетов и пластиковых предметов одноразового использования.
Но индустрия производства пластика не сдаётся и утверждает, что пластик незаменим, а реальная проблема в потребителях, которые мусорят, и в низком качестве систем управления сбором и переработкой мусора. Согласно аргументами этой отрасли, прикованным к постели больничным пациентам и пожилым людям нужны пластиковые трубочки, а поэтапный отказ от полиэтиленовой упаковки овощей и фруктов приведёт к катастрофе испорченного продовольствия.
Никто не сомневается в том, что качество управления мусором и отходами во многих развивающихся странах мира – и даже во многих более зажиточных странах – надо улучшать. Правительствам надо срочно инвестировать в улучшение систем сбора и переработки мусора. Впрочем, богатым странам мира надо также прекратить экспорт не имеющего никакой стоимости пластикового мусора в бедные страны для так называемой «реутилизации». Слишком часто мусор, который европейцы и американцы сортируют и выбрасывают в раздельные корзины, в итоге оказывается в контейнерах, направляющихся в Юго-Восточную Азию, где им занимаются плохо оплачиваемые работники, действующие в опасных для жизни условиях. В конечном итоге, значительная часть этого мусора всё равно попадает на свалки или в бассейны рек и океанов.
Но ещё важнее то, что приток пластика в наши природные системы напрямую связан с иными силами, которые разрушают нашу окружающую среду, уничтожают биоразнообразие, способствуют изменению климата и истощают природные ресурсы. Таков главный вывод доклада «Пластиковый атлас», опубликованного недавно Фондом Генриха Бёлля и «Движением за освобождение от пластика» (BFFP).
Как ясно следует из «Атласа», где собраны факты, цифры и необходимая информация о синтетических полимерах, ставших неотъемлемой частью нашей жизни в течение последних 70 лет, пластиковая индустрия пытается внушить нам лживые идеи. Пластиковый кризис – это нечто намного большее, чем проблема качества управления мусором. Реальная история начинается с того момента, когда нефть и газ добываются из земли, и она продолжается ещё долгое время после того, как пластиковый мусор попадает в океан и другие экосистемы. Промышленное производство пластика – это не просто значительный источник выбросов парниковых газов; оно сопровождается выбросами широкого спектра других химикатов в нашу окружающую среду, и многие из них в итоге оказываются в наших лёгких и желудке.
Соответственно, хотя усилия по решению проблемы мусора важны, они не должны отвлекать внимания от главной проблемы: мир производит слишком много пластика. В период с 1950 по 2017 годы в мире было произведено примерно 9,2 млрд тонн пластика, что эквивалентно более чем тонне на каждого живущего сегодня человека. Хуже того, более половины этого пластика было произведено после 2000 года, и темпы роста производства продолжают ускоряться, не демонстрируя никаких признаков замедления.
Согласно последним оценкам, производство и сжигание пластика может привести к выбросам 56 млрд тонн эквивалента углекислого газа до 2050 году, что соответствует 10-13% общего углеродного бюджета, который мы можем «потратить» до середины века, соблюдая существующие обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. А к концу века на выбросы, связанные с пластиком, может приходиться уже половина общего углеродного бюджета.
Климатический кризис и пластиковый кризис – это две стороны одной монеты. Для удержания глобального потепления в приемлемых рамках нам абсолютно необходимо сокращать объёмы пластика, который мы производим, потребляем и выбрасываем. И нет, это не та проблема, которую мы можем решить с помощью реутилизации. Менее 10% всего пластика, который когда-либо был произведён, оказалось реутилизировано. И в США до сих пор реутилизируется менее 10% пластикового мусора, а остальной либо сжигается, либо выбрасывается на мусорные полигоны.
Хотя повышение качества управления мусором и объёмов реутилизации является императивом, единственное реальное и долгосрочное решение – сократить производство пластика в принципе. Мы должны начать с сокращения объёмов пластиковой упаковки, на долю которой приходится 40% всего пластикового мусора. Первый шаг – поэтапный отказ от предметов одноразового использования, в частности, от пластиковых пакетов для продуктов и мусора, а также от пластиковой посуды и, да, тех самых чудесных пластиковых трубочек.
Человечество должно найти способы жить, не замусоривая планету. Это означает, что надо сокращать – в абсолютных цифрах – объёмы материалов, используемых нами в экономике. Это также означает, что надо прекратить развивать нефтехимические предприятия, которые производят пластик и другие крайне загрязняющие материалы. В более широком смысле нам надо заставить производителей изменить их системы дистрибуции и доставки, перейдя к системам вторичного использования, а также взять на себя ответственность за тот ущерб, который причиняет их продукция.
Некоторые из этих мер уже принимаются. В Азии целые города начали движение к нулевым отходам, опираясь на децентрализованные инициативы местного населения, запреты на одноразовый пластик, а также лоббируя запрет на сжигание мусора. Многие решения ещё только предстоит найти и разработать, но Азия доказала, что играет ведущую роль в этих переменах.
Движение за нулевые выбросы расширяется и на глобальном уровне. Это движение называет и стыдит те корпорации, которые наращивают производство пластика. Оно заставляет правительства запрещать фрекинг и бурение, принимать решения о сокращении производства пластика, а также стимулировать реутилизацию и вторичное использование.
Если и есть какой-то один способ, позволяющий остановить потоки пластика, то это повышение ответственности. А ответственность, в свою очередь, опирается на качественные данные и информацию. Мы должны показывать и публиковать правду о пластике, а также бороться с теми вводящими в заблуждение идеями, которые распространяет пластиковая индустрия. «Пластиковый атлас» даёт шанс перевернуть эту страницу.
Фройлан Грате – исполнительный директор GAIA Asia Pacific в Маниле. Лили Фур – руководитель отдела международной экологической политики в Фонде Генриха Бёлля (HBF) в Берлине.
Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org
Статья проиллюстрирована графиками, которые вы можете скачать здесь.
Комментариев пока нет