Зачем Казахстан привлек к управлению аэропортом компанию из России - Exclusive
Поддержать

Зачем Казахстан привлек к управлению аэропортом компанию из России

Недавно казахстанские медиа бурлили обсуждениями о передаче Уральского аэропорта компании «Орал аэропорт холдинг», частично относящейся к российскому учредителю. Exclusive.kz разобрался, насколько информация была объективной и как передача в действительности может сказаться на авиации Западного Казахстана.

Что случилось?

В начале февраля в различных казахстанских изданиях появились новости о смене собственников аэропорта города Уральск. Ранее аэропорт принадлежал ТОО «Беркут аэропорт», связанной с авиакомпанией «Bek air», которую лишили лицензии в 2020 году после трагической катастрофы в Алматы. Новым же владельцем стала компания «Орал аэропорт холдинг», которая принадлежит бизнесмену Даулетхану Килыбаеву (49%), ТОО «Уральск менеджмент» (2%) и российскому АО «Ретранс» (49%).

Именно из-за упоминания последней в социальных сетях начался скандал. У казахстанцев возникло опасение, что страна начала терять стратегические объекты.

Почему аэропорт продали? 

Продажа была неизбежной. Здание, построенное еще в 70-ых годах прошлого века, требовало глобального ремонта. Предыдущий владелец, «Международный аэропорт «Орал»», не смог финансировать проект, и в 2018 году отдал объект государству. Управление получило социально-предпринимательская корпорация «Акжайык» по договору о государственно-частном партнерстве. 

Подготовка к капитальному ремонту началась в феврале 2019 года. Изначально объект оценивался в 2,4 млрд. тенге, однако масштаб работ оказался настолько большим, что стоимость и срок сдачи несколько раз менялись. Так, в ходе ремонта обнаружилось, что терминал построен с грубыми нарушениями и несоответствием документов, из-за чего начал провисать. Пришлось сносить предыдущий объект и возводить новый, прокладывать сети и устанавливать современные IT-решения.

Строительство нового терминала завершили в прошлом году. Суммарно на возведение вложено 6,7 млрд. тенге. Сумму взяли из социального бюджета, отчисляемого одним из недропользователей «Карачаганак Петролеум Оперейтинг». Сразу после введения нового аэропорта в эксплуатацию, его вернули в доверительное управление ТОО «Беркут аэропорт». Однако те объявили, что не смогут вернуть деньги, как того требовал договор. Пришлось искать нового профессионального управляющего аэропортом.

Отметим, что Уральский аэропорт – не единственный в Казахстане, потребовавший продажи. На данный момент еще два аэропорта (Павлодар и Костанай) готовятся к продаже 49% акций в 2024 году. Помимо этого, шесть аэропортов страны (Актобе, Жезказган, Петропавловск, Тараз, Боралдай, Балхаш) уже находятся в частной собственности, а еще четыре (Алматы, Актау, Туркестан, Караганда) относятся к зарубежным компаниям. Также два казахстанских аэропорта (Экибастуз и Аркалык) фактически не функционируют.

Что известно о новом владельце?

«Орал аэропорт холдинг» принадлежит трем учредителям. Первый – Даулетхан Килыбаев, владеет 49%. В прошлом занимал руководящие должности в Банке развития Казахстана, АО «Казазот» и в нескольких малых предприятиях. 

Второй учредитель, ТОО «Уральск менеджмент», владеет долей 2%. Руководитель ТОО — Сергей Артюгин. Ему также принадлежит компания «Caspian Solar», занимающаяся производством батарей, аккумуляторов и солнечных электростанций.

И наконец, российское АО «Ретранс», владеет долей 49% и является миноритарным акционером. Это общество также владеет управляющей компанией «Аэропорты Регионов», основанной в 2012 году и управляет 14 аэропортами России: Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга, Тобольска и несколькими другими. 

– У малых аэропортов низкий трафик и, соответственно, низкая выручка. При этом все аэропорты, большие и малые, несут постоянные материальные затраты на и полноценное функционирование). поэтому большинство малых аэропортов убыточны как в Казахстане, так и во всем мире. Переговорив с десятком потенциальных партнеров из разных стран, получил отклик от самого профессионального на мой взгляд управляющего – Аэропорты Регионов, которые имеют большой опыт управления именно малыми аэропортами и готовы вместе инвестировать. Все их аэропорты, находящиеся в собственности и в управлении, модернизированы, безубыточны. Я не нашел ни одной другой компании в мире, которая управляет более чем пятью малыми аэропортами. И в этом свете, считаю, что мне повезло привлечь в партнеры лидера рынка мирового уровня. Думаю, что никто лучше, чем они, не сможет привлечь пассажирские и грузовые авиакомпании, сервисные организации предоставить лучший сервис как пассажирам, так и транспортным компаниям, – рассказал Даулетхан Килыбаев.

Несмотря на беспокойства казахстанцев, специалисты рынка отмечают высокий профессионализм УК «Аэропорты Регионов». Известно, что компания нацелена на расширение маршрутов в принадлежащих ей аэропортах. По итогам 2021 года, услугами их аэропортов воспользовались более 16 млн. пассажиров. А в 2019 году британское международное рейтинговое агентство «Skytrax» присвоило одному из аэропортов, Ростовскому, высшую оценку «5 звезд» – такого добились только 19 аэропортов по всему миру. 

– УК «Аэропорты Регионов» получила предложение об участии в проекте развития аэропорта Уральска от казахстанского предпринимателя Даулетхана Килыбаева. Он искал партнера, готового привнести в проект не только инвестиции, но и профессиональный опыт по управлению и модернизации аэропортов. Со своей стороны УК была заинтересована в перспективных проектах за рубежом. Но такие проекты требуют определенных знаний и опыта, и для нас также было очень важным наличие партнера, знающего специфику ведения бизнеса в Казахстане. Поэтому мы приняли решение принять участие в этом проекте совместно. За казахстанской стороной сохраняется контроль над совместной компанией, а мы привносим в проект наши уникальные компетенции по управлению и развитию аэропортов, – комментируют представители УК «Аэропорты Регионов».

Громкие обсуждения среди казахстанцев произошли, в частности, из-за неправильной трактовки управленческой структуры. Одни из партнеров УК «Аэропорты Регионов» – это компания «Ренова», владеющая аэропортами российского миллиардера Вексельберга. 

– Вероятно, появление недостоверной информации об аффилированности компании с Вексельбергом связано с тем, что УК «Аэропорты Регионов» ранее входила в группу компаний «Ренова». Летом 2020 года компания была выкуплена менеджментом и предпринимателем Резером, и с тех пор развивается самостоятельно. Сегодня УК «Аэропорты Регионов» участвует в управлении 14 аэропортами на территории РФ. Ни УК «Аэропорты Регионов», ни ее учредители и конечные бенефициары не входят ни в какие санкционные списки. В текущей ситуации мы видим не риски, а возможности и перспективы. Мировые авиационные перевозки после спада, вызванного пандемией и внешнеполитическими факторами, начинают активно расти. В этих условиях Орал аэропорт может занять перспективную нишу регионального хаба. Отсюда можно развивать маршрутную сеть внутри Казахстана, международные перевозки в Европу, открывать чартерные рейсы на зарубежные курортные направления. На эти перспективы мы ориентировались при принятии решения об участии в проекте, – объяснили представители «Ретранс».

Вернет ли новый оператор инвестиции?

Новые операторы аэропорта придерживаются договора между СПК «Акжайык» и предыдущим владельцем аэропорта. 

– Условия выкупа построенного терминала определены еще с прежним собственником компании-оператора аэропорта: терминал в собственности АО «СПК «Акжайык», передан в доверительное управление компании-оператору и в течение трех лет должен быть выкуплен. Необходимо согласовать конкретные условия такого выкупа. Таким образом средства, затраченные на его строительство, будут возвращены в бюджет и смогут быть использованы для реализации других социальных проектов, – комментируют учредители «Орал аэропорт холдинг».

Так правда ли, что произошла продажа стратегического объекта?

Стратегический объект в авиации – взлетно-посадочная полоса. Она объектом сделки не являлась и находится на балансе комитета гражданской авиации министерства индустрии и инфраструктурного развития. Права переданы только на управление зданием аэропорта, и это, как уже было сказано ранее, является стандартной практикой. 

– Мне кажется, здесь имеет место определенная путаница. Речь идет не о стратегическом объекте – взлетно-посадочной полосе, а разговор только о ТОО, которое управляет аэропортом, – комментировал ранее министр финансов Ерулан Жамаубаев.

Передача стратегического объекта частному собственнику не рассматривается. В Казахстане все взлетно-посадочные полосы принадлежат государству, и за их состоянием тщательно следят.

Передача прав на управление зданием аэропорта означает только организацию условий для работы. Необходимо также отметить, что контролирующий пакет у нового владельца аэропорта остается в Казахстане. Согласно гражданскому кодексу, иностранный инвестор может получить преимущество только при одобрении правительства Казахстана. Тем не менее, у «Орал аэропорт холдинг» планов на подобные структурные изменения нет.

Принесет ли новый оператор выгоду?

Новые операторы аэропорта уже начали инвестировать в объект сотни миллионов тенге. Прописанная компанией программа развития на несколько ближайших лет предполагает вложение 10 млрд. тенге (с учетом траты на выкуп здания терминала). 

– Наша команда приняла аэропорт две недели назад, но за это короткое время уже сделаны конкретные шаги: запущено обслуживание грузов Казпочты, достигнута договоренность с Turkish Airlines о возможном запуске с мая прямых рейсов в Анталию, началось обновление парка спецтехники. В Уральск уже прибыл обновленный спецтранспорт: автомобиль для оказания скорой медпомощи, автобусы для экипажей и для пассажиров, источники питания и тягач для буксировки самолетов, пассажирские трапы, автомобили для патрулирования и обеспечения авиационной безопасности, специальная техника для багажа, грузов и почты. В среднесрочной перспективе планируется более широкое техническое переоснащение, включая снегоуборочную технику, деайсер, и прочее. Помимо техники будут обновляться и производственные IT-системы и оборудование. Все это позволит повысить эффективность бизнес-процессов в аэропорту, – комментирует Даулетхан Килыбаев.

Тягач для буксировки ВС ТМХ 150 и Наземный источник электропитания ВС
Трап прицепной PSP-4100

Новые владельцы также надеются ввести в обиход аэропорта грузоперевозки, для чего потребуется построить отдельный грузовой терминал. 

– Впереди большие планы, которые, надеемся, удастся реализовать при поддержке комитета гражданской авиации и жителей и акимата ЗКО. Среди основных задач: оптимизация бизнес-процессов в аэропорту, обеспечение роста грузоперевозок, открытие 3-5 новых международных направлений, и повышение частотности действующих маршрутов. Планируем достичь роста пассажиропотока на 150–200 тыс. пассажиров в год. В долгосрочные планы входит выкуп здания терминала у СПК, реализация ремонта перрона и рулежных дорожек, потенциальная организация телетрапов (чтобы пассажиры могли садиться в самолет сразу из терминала), строительство грузового терминала и реализация грузового потенциала аэропорта, привлечение базовой авиакомпании в аэропорт, и в итоге организация на базе Уральска хаба в Европу, – добавили они.

Таким образом, передача аэропорта новым операторам на самом деле является позитивной новостью и поможет авиационной отрасли Западного Казахстана получить выгоду. 

Максим Елизаров




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. не, ну туркам алмаатинский и актауский продали, нормально, а тут 49 % российскому безнесмену, это плохо. Юойтесь турков, они вам не соседи….