Зачем правительство рекламирует себя перед Президентом?
 
                                            29 октября на сайте премьер-министра РК была сделана публикация под названием «Рост экономики на 6,3%: по поручениям Президента реализуются меры поддержки бизнеса и привлечения инвестиций». Нам показалось, что данная публикация больше похожа на рекламный буклет, с попыткой показать себя с лучшей стороны в связи с возможной сменой правительства. В публикации обсуждаются ключевые моменты развития экономики Казахстана. В связи с этим, мы решили еще раз поговорить с экономистом-финансистом Муратом Темирхановым о том, насколько качественным и устойчивым является развитие экономики Казахстана в этом году.
– В публикации правительства говорится, что по итогам девяти месяцев текущего года рост экономики Казахстана достиг 6,3%. Такие темпы обеспечены диверсификацией экономики и сбалансированным развитием отраслей. Главными драйверами роста стали услуги транспорта и складирования (+21,2%), строительство (+14,9%), торговля (+8,8%), горнодобывающая промышленность (+9,3%) и обрабатывающая промышленность (+6,2%). Рост инвестиций в основной капитал (13,5% в годовом выражении за 9 месяцев) формирует прочную основу для средне– и долгосрочного устойчивого развития. Активизация инвестиций связана с ростом деловой активности, увеличением кредитования бизнеса банками второго уровня, реализацией инфраструктурных и инвестиционных проектов, а также программ «Тариф в обмен на инвестиции» и «Келешек мектептері».
Мы сравнительно недавно разговаривали с вами по этой теме. Что вы думаете по поводу роста экономики и инвестиций в Казахстане, описанных в данной публикации правительства?
– Сразу скажу, что здесь я выражаю свою личную точку зрения. Что касается данной публикации, то цифры в ней впечатляют, но, как говорится, «дьявол кроется в деталях и в интерпретациях».
Во-первых, правительство не упомянуло о том, что в сентябре рост замедлился, как по экономике в целом, так и по всем отраслям, упомянутым в этой публикации. Особенно резко замедлился рост инвестиций в основной капитал. На конец июня этого года этот показатель составлял 19,3% в годовом выражении, а на конец сентября рост уже 13,5%. По моему мнению, в целом, пик роста экономики в годовом выражении был в конце августа (6,5%), и теперь дальше мы будем видеть только стабильное и достаточно быстрое замедление роста экономики. То есть, никакой прочной основы для роста экономики и инвестиций нет.
На следующий год Нацбанк прогнозирует рост экономики на уровне 4,5%, и я согласен с этой оценкой. Всемирный банк и МВФ говорят, что если в Казахстане не будет кардинальных экономических реформ, которые увеличат производительность и приток частных инвестиций, то в среднесрочной перспективе потенциальный рост ВВП будет на уровне 3,5%. И здесь я тоже согласен с мнением этих авторитетных международных организаций. Тут можно отметить, что с ростом ВВП 3,5% мы никогда не сможем войти в 30-ку развитых стран.
Во-вторых, я не согласен с утверждением о том, что высокие темпы роста ВВП обеспечены диверсификацией экономики и сбалансированным развитием отраслей. Это совершенно не так. Ускорение роста экономики в этом году происходило благодаря двум ключевым факторам: резкому росту добычи нефти и фискальному стимулированию экономики.
Самым большим фактором, повлиявшим на рост экономики, стало более раннее, чем предполагалось, увеличение добычи нефти на Тенгизском месторождении в Казахстане. За январь – сентябрь 2025 года добыча нефти и газового конденсата в тоннах в Казахстане выросла на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это очень большой рост. В свою очередь, рост добычи нефти положительно повлиял на рост смежных отраслей экономики таких как рост оптовой торговли, трубопроводного и железнодорожного транспорта, нефтепереработки и так далее.
Вторым ключевым фактором, повлиявшим на рост экономики в этом году, стало фискальное стимулирование экономики в виде завышенного использования Нацфонда в 4 квартале прошлого года и в первой половине этого года. Резкое увеличение использования Нацфонда в конце 2024 года повлияло на ускорение роста ВВП не только в конце 2024 года, а также на ускорение роста экономики в первом полугодии этого года, поскольку освоение этих денег в основном происходило в 2025 году.
Сумма утвержденных трансфертов из Нацфонда в бюджет на 2025 год равна 5,25 трлн тенге. В первой половине этого года правительство использовало Нацфонд в ускоренном порядке, в результате чего во второй половине года среднемесячное использование Нацфонда сократилось почти на 30%. Именно из-за снижения фискального стимулирования экономики из Нацфонда мы видим сейчас замедление роста ВВП.
Также я не согласен с утверждением, что активизация инвестиций в основной капитал связана с ростом деловой активности и увеличением кредитования бизнеса банками второго уровня. Это тоже совершенно не так. Инвестиции выросли практически целиком за счет фискального стимулирования из Нацфонда. То есть, инвестиции в первой половине года быстро росли на бюджетных деньгах, а не на частных и иностранных вложениях. Бюджетные инвестиции достигли 23% в общей структуре (рост 37,6% в годовом выражении), тогда как доля банков всего 3,7%. По оценке Нацбанка, с учетом государственных компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына» и НУХ «Байтерек», общая доля государства в инвестициях в основной капитал составляет более 50%.
– Вы упомянули, что в следующем году наша экономика замедлится до 4,5% и далее до 3,5%, что является сравнительно низким ростом. Почему будет происходить такое замедление экономики?
– В конце августа правительство утвердило Прогноз социально-экономического развития РК на 2026–2028 годы (ПСЭР). Согласно этому документу, правительство планирует, что рост ВВП будет равен: 6,0% в 2025 году; 5,4% в 2026 и 2027 годах, и 5% в 2028. То есть правительство само планирует замедление роста экономики в ближайшие три года, и здесь непонятно, как оно собирается достичь цели удвоить ВВП к 2029 году до $450 млрд так, как это говорится в обсуждаемой нами публикации правительства. С таким ростом экономики и с учетом неминуемого ослабления тенге из-за высокой инфляции, эту цель даже близко не получится достичь.
По моему экспертному мнению, планы правительства по росту экономики на следующие три года сильно завышены, что в свою очередь приводит к сильно завышенным планам по увеличению налоговых доходов в республиканском бюджете.
В частности, правительство планирует, что добыча нефти в тоннах вырастет на 9,7% в текущем 2025 году, на 4,5% в 2026 году, на 4,0% в 2027, а потом начнет падать на минус 1,5% в 2028 году. Однако, как было сказано выше, за 9 месяцев этого года добыча нефти в тоннах в годовом выражении уже выросла на 13,2%, и, судя по всему, темпы ежемесячной добычи не снизятся до конца года. По оценке иностранных авторитетных экспертов (в частности, Международного энергетического агентства) ежемесячная добыча на Тенгизском месторождении достигла своего максимума уже в текущем 2025 года, начиная с февраля. В результате чего прирост общей добычи нефти в тоннах в следующем 2026 году будет минимальным в районе 1,0%, а начиная с 2027-го эксперты ожидают падения общей добычи нефти в тоннах в целом по стране из-за снижения добычи на зрелых месторождениях.
При этом, по прогнозу правительства среднегодовая цена на нефть упадет с $70 в 2025 году до $60 в 2026–2028 годах (снижение цены на 14,3%). Таким образом, в денежном реальном выражении вклад нефтяной отрасли в рост ВВП в 2026 году будет около нуля или даже отрицательным. Начиная с 2027 года, из-за снижения добычи нефти и из-за низких цен на неё нефтяной сектор однозначно будет показывать негативные результаты, что будет сильно замедлять рост ВВП.
Помимо этого, в 2026 году на экономическую активность в Казахстане будут негативно влиять рост налогов, ослабление тенге, ограниченный рост бюджетных расходов и прогнозируемый высокий уровень инфляции. Все эти факторы не позволят экономике Казахстана вырасти в реальном выражении на 5,4% в следующем году.
Здесь важно отметить, что завышенный прогноз по росту ВВП приводит к завышенным планам по росту налоговых доходов бюджета. В свою очередь, завышенные планы по налоговым доходам в следующем году создают большие бюджетные риски на 2026–2028 годы, особенно учитывая прогнозируемые низкие цены на нефть на уровне $60.
– В публикации правительства есть два раздела, посвященных достижениям по снижению доли государства, развитию конкуренции, и демонополизации экономики. Мы уже публиковали ваше мнение о том, что указ Президента о либерализации экономики, утвержденный в мае прошлого года, практически не исполняется. Так все-таки, есть ли достижения правительства в этом направлении?
– Я уже неоднократно писал и говорил, что в Казахстане вместо рыночной экономики была построена командно-административная экономическая система под названием «государственный капитализм», которая основывается на распределении нефтяной ренты в экономике. Использование «ручных» и нерыночных (командно-административных) методов управления экономикой и распределения природных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов в ней привело к тому, что в последние 15 лет в Казахстане наблюдается некачественный рост экономики, который выражается отсутствием прогресса в диверсификации, технологическом развитии и конкурентоспособности экономики, а также характеризуется низким уровнем частных инвестиций.
Несмотря на заявления о либерализации и сокращении участия государства в экономике Казахстана, текущие меры, предпринимаемые правительством, говорят о том, что рыночные реформы полностью затормозились и начался обратный процесс. Меры, которые сейчас предпринимает или планирует предпринимать правительство для поддержания роста экономики и для борьбы с высокой инфляцией приводят к росту доли и роли государства в экономике и к дополнительным искажениям рыночных отношений и рыночного ценообразования в экономике. То, что сейчас делает правительство, является противоположным процессом к построению развитой, высокопроизводительной и эффективной рыночной экономики в стране.
Например, сейчас правительство начало реализацию «политики проактивного экономического роста», направленной на удвоение ВВП Казахстана к 2029 году. Главная роль в реализации этой модели отведена холдингу «Байтерек». В ближайшие четыре года государство будет ежегодно увеличивать капитализацию государственного холдинга на 1 трлн тенге, а Байтерек будет привлекать внешние займы под прямую и косвенную государственную гарантию на сумму до 8 трлн тенге в год для льготного кредитования приоритетных бизнес-проектов, которые будут выбирать чиновники.
Здесь не надо быть экспертом, чтобы понять, что правительственная «политика проактивного экономического роста» направлена на повышение роли и доли государства в экономике, и такая политика будет ограничивать и искажать рыночные отношения в стране. Я уже писал об этом более подробно, и не буду здесь на этом останавливаться. К сожалению, в Казахстане таких примеров усиления роли государства в экономике много.
Приведу другой пример. В конце прошлого года был утверждён Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов» на 2025–2029 годы. Согласно Нацпроекту, за 5 лет на модернизацию планируется потратить Т15,1 трлн (без учета АЭС) и практически целиком эти инвестиции будут профинансированы государством – за счет бюджета и внебюджетных государственных средств, либо за счет государственной гарантии на кредитование со стороны третьих сторон, что равносильно увеличению государственного долга. Из-за низких тарифов на электричество, которые устанавливаются государством, частные инвестиции не идут электроэнергетику. Поэтому государство вынуждено наращивать государственную собственность и государственное финансирование в этом секторе экономике. Однако денег на это в бюджете нет, а большой рост государственного долга – это очень плохо для любой экономики.
Также можно упомянуть о больших рыночных искажениях в сельском хозяйстве, которые стимулируются правительством. Вместо развития рыночных отношений в этом перспективном секторе экономики государство то ограничивает импорт, то экспорт сельхозпродукции. Правительство постоянно ведет борьбу с нормальными рыночными посредниками в этой отрасли. В Казахстане чиновники командно-административным (нерыночным) путем распределяют сельскохозяйственные земли среди, по их мнению, наиболее «эффективных» фермеров.
В заключении можно отметить, что построение командно-административной экономической системы под названием «государственный капитализм» стало возможным благодаря большой сумме нефтедолларов, накопленной в Нацфонде. Произвольное использование средств Нацфонда для финансирования экономики позволяет маскировать имеющиеся недостатки в экономической политике. Непродуманные и процикличные изъятия средств Нацфонда для финансирования большого числа неэффективных госпрограмм развития приводило к разбалансировке бюджета и к искажению рыночных механизмов в экономике, а также высокой инфляции, высоким процентным ставкам и нестабильному курсу нацвалюты, что создавало и до сих пор создает неблагоприятную макроэкономическую среду в Казахстане.
Такое непродуманное использование нефтяных доходов государства называется «ресурсным проклятием». В мире есть прекрасные примеры того, как можно преодолеть такое «проклятие» – это Норвегия, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Все эти страны являются крупными экспортёрами природного сырья, при этом они смогли построить развитую, диверсифицированную, конкурентоспособную экономику, включая очень конкурентоспособное сельское хозяйство, с чем у Казахстана особенно большая проблема.
 
 



 
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.