Ya Metrika Fast


English version

Зачем Шокан просил отца забрать его жену в родовое имение Уалихановых?

Общество — 3 октября 2025 10:00
0
Изображение 1 для Зачем Шокан просил отца забрать его жену в родовое имение Уалихановых?

В этом году Шокану Валиханову исполняется 190 лет. Он прожил неполные 30, но его уникальное историческое и литературное наследие включает сведения не только о казахах, но и кыргызов, а также населения современного Синьцзян-Уйгурского национального округа. Впрочем, полна загадок и частная жизнь Шокана. По мнению историков-шокановедов, она также требует дополнительного изучения и исследования.

По законам амангерства

Один из самых актуальных вопросов – остались ли у него прямые потомки? Известно, что последние несколько месяцев своей короткой жизни Шокан Уалиханов находился в урочище Кочен-Тоган (нынешний Алтын-Эмель в Жетысуской области Казахстана) в ауле султана Тезека, на чьей двоюродной сестре Айсаре он женился. Однако счастье было недолгим. Чувствуя, что умирает, он написал письмо отцу – ага-султану Кочетавского округа Шынгысу Уалиханову, которое цитирует в своих трудах академик Алькей Маргулан. В нем он говорит о том, что болезнь его иссушила, остались кожа да кости, нить жизни вот-вот готова оборваться. И просит не оставлять Айсару без внимания и заботы – забрать ее в Сырымбет (сейчас село в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области), где располагалось родовое имение Уалихановых.

– Это означает, что к родственникам мужа Айсара приехала будучи беременной, – утверждает предполагаемый праправнук Шокана Дулат Маликов. – По брачному обычаю амангерлик вдова была обязана вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа. Цель при этом была чисто практическая – сохранение рода и потомства умершего в пределах его семьи, а также обеспечение финансовой и социальной поддержки вдове и детям. Если бы это было не так, то родственники с ее стороны не отпустили бы вдову Шокана в далекий аул покойного мужа. Айсара, оказавшись в Сырымбете, вышла замуж за Жакыпа, младшего брата Шокана. Родила сына Малика, а следом дочерей – Рабигу и Марьям. Все трое записаны в шежире (родословной) Жакыпа

Изображение 2 для Зачем Шокан просил отца забрать его жену в родовое имение Уалихановых?

Рабига, дочь Айсары и Жакыпа Уалиханова

В 1895 году в Сырымбете по просьбе археолога и востоковеда академика Веселовского побывал однокашник Шокана по Сибирскому кадетскому корпусу в Омске Григорий Потанин. В своем предисловии к первому изданию трудов Шокана Уалиханова (1904 год) он назвал его «блестящим метеором» востоковедения, выдающимся феноменом», и выразил сожаление о преждевременной кончине, которая «лишила мир великих открытий о тюркских народах». Потанин должен был собрать сведения о последних месяцах жизни друга. Ведь дневниковые записи, которые Шокан вел в ауле брата жены – в Алтын-Эмеле, исчезли. О том, чем он там занимался целый год, историки знали лишь из фрагментов его писем друзьям и родным. Потанин предполагал встретиться в Сырымбете с Айсарой, но в своих дневниках почему-то не осветил ту встречу. Зато упомянул о том, что к моменту его приезда Шынгыс Уалиханов развел Айсару с Жакыпом, и ей был построен отдельный дом возле усадьбы Айганым, любимой бабушки Шокана, матери его отца.

«Однако Потанин с ней не повидался, не спросил ее о последних дня Чокана, хотя в ту пору он как раз усиленно занимался поиском рукописей своего покойного друга. И вообще, все, кому дрога была память о Чокане, кто хлопотал о памятнике на его могиле, об издании его трудов, не вспоминали никогда о его вдове», – с горечью писала российская писательница и публицистка Ирина Смирнова, выпустившая в 1983 году в издательстве «Молодая гвардия» книгу в серии ЖЗЛ «Валиханов»

В исторических трудах, посвященных исследованию истории семьи Валихановых, этот факт не зафиксирован, но сохранились воспоминания современников о том, что Жакып очень плохо относился к жене (Айсаре) – унижал и даже занимался рукоприкладством.

– Возможно, это было проявлением элементарной ревности или даже зависти к покойному брату, – говорит Дулат Маликов. – Если Шокан был одним из выдающихся интеллектуалов своего времени, то Жакып – просто неграмотным человеком, вел себя вызывающе и высокомерно. Именно такие воспоминания о Жакыпе оставил в своих «Киргизских очерках» этнограф, генерал-лейтенант императорской армии Александр Гейнс, когда в 1865-1866 годах изучал особенности ведения хозяйства в казахской степи и обычное право казахов. Там, кстати, есть еще и такие строчки: «Администрация Сибири обиделась, что без ее посредства Чокана представили в Петербурге государю, и он обласкал его. Начался ряд оскорблений и придирок, уложивших Чокана в настоящем году (1865. – Ред.) в гроб».

– Если бы Малик, действительно, был сыном Жакыпа, то навряд ли Шынгыс стал инициатором такого радикального шага, как развод сына и невестки, – считает Дулат Маликов. – В записках Григория Потанина после посещения Сырымбета есть упоминание о том, что ему показали последнее письмо Шокана отцу, но почему-то в переводе на русский язык. Предполагаю, что там были скрыты какие-то факты, а именно – что Малик был сыном Шокана. А скрывали это потому, что времена для самого Шынгыса Уалиханова после ухода со службы в 1868 году настали не очень хорошие.

Чингизиды по умолчанию

Со слов Дулата Маликова, от его прадеда Малика родилось семеро детей – сын Кабдош и шестеро дочерей, трое из которых не выжили в голодоморы 20-30 годов, а потомки оставшихся в живых проживают в Астане, Кокшетау, Павлодаре и Петропавловске.

Изображение 3 для Зачем Шокан просил отца забрать его жену в родовое имение Уалихановых?

– Когда в июле 1941-го Кабдош уходил на фронт, моему отцу Сергали было всего полгода, его старшему брату Ербатыру – три, – рассказывает предполагаемый праправнук Шокана. – В начале 1942-го от деда пришло письмо с приложенным к нему фото. Это была последняя весточка от него – в начале осени того года он погиб под Сталинградом. Я уже упоминал о рожденных от Жакыпа сестрах моего прадеда Малика. Следы Марьям в 20-30 годы затерялись. От Рабиги родился Нурмухаммед (Нуркеш). Когда в 1940 году его призвали в армию, он оставил мать в семье своего двоюродного брата Кабдоша, моего деда. На фронт Нуркеш ушел с Дальнего Востока, где служил. В 1944 году он демобилизовался, вернулся в Сырымбет и, придерживаясь традиции амангерства, женился на моей родной бабушке, чтобы Ербатыр и Сергали, сыновья погибшего под Сталинградом Кабдоша не росли сиротами.

Изображение 4 для Зачем Шокан просил отца забрать его жену в родовое имение Уалихановых?

От деда Нуркеша (он умер уже в 90-е на руках у Сергали, моего отца) я не раз слышал, что мы – прямые потомки Шокана. Кроме того, есть свидетельства людей, которые служили у Шынгыса Уалиханова, отца Шокана. Учительница казахского языка и литературы и одна из основателей историко-этнографического музея-усадьбы «Айганым» в Сырымбете Кульпан Хайруллина успела взять у них интервью, где они говорят, что Малик, мой прадед, – сын Шокана. Тогда не было ни сотовых телефонов, ни видеокамер, и она записала эти важные свидетельства от руки, заверив их подписью людей, чьи деды и даже отцы служили у Шынгыса Уалиханова и видели Шокана и, естественно, Малика.

И в царское, и, тем более в советское время, чингизидам заявлять о себе по понятным причинам было опасно. Когда в 1822-м и в 1824 годах были введены уставы о сибирских, а затем оренбургских киргизах (казахах), направленные на ликвидацию ханской власти и введение территориальной системы управления в Казахстане в интересах Российской империи, то первыми под удар попадали торе-чингизиды.

Изображение 5 для Зачем Шокан просил отца забрать его жену в родовое имение Уалихановых?

Нурмухаммед, сын Рабиги

– Возможно, Шынгыс Уалиханов потому и пошел служить в императорскую армию, чтобы уберечься, – выдвигает свою версию Дулат Маликов. – Когда он после смерти Шокана отказался от поста ага-султана Кокчетавкого округа, то потерял вместе с властью и влияние. С установлением в степи власти советов про туленгутов – казахский род, состоявший на службе у ханов и султанов, стали говорить, что они были рабами чингизидов. Но на самом деле их статус, выражаясь современным языком, был на уровне высокопоставленных чиновников. Дело в том, что в аппарат хана или султана брали людей грамотных, предприимчивых, имеющих способности к дипломатическим переговорам. Поступая на службу, они давали клятву о неразглашении информации. А в годы репрессий мои прадеды-чингизиды и вовсе были вынуждены менять свои фамилии и скрывать свое происхождение. То, что случилось с царской семьей в Екатеринбурге, могло повториться и с представителями нашей фамилии. Если бы не тяжелая политическая ситуация, то я наверняка носил бы фамилию Уалиханов, а не Маликов.

Шокана Уалиханова официально стали признавать как выдающегося ученого-этнографа только после окончания Второй мировой войны. Но когда, наконец, появилась такая возможность, дети Кабдоша, рано осиротевшие Ербатыр и Сергали, не могли доказать прямое родство с Шоканом.

– Некоторые родственники, намеренно поддерживая эту версию, стали давать неправильные сведения, – говорит Дулат Маликов. – Мол, в шежире Малик записан как сын Жакыпа. И таких моментов очень много. В октябре в Кокшетау будет проходить международный форум, посвященный 190-летию Шокана. Вначале меня пригласили туда, а потом организаторы заявили, что нет прямых фактов родства с ним. Рукописных свидетельств людей, помнивших и Шынгыса, и Шокана, и Жакыпа, и Айсару, оказалось мало. Но если бы Кабдош Маликов вернулся живым с той войны, то навряд ли родственники осмелились сказать, что у Шокана нет прямых потомков. Молодой историк Самат Жуматайулы, услышав мою историю, пригласил в Астану на процедуру проведения ДНК-экспертизы меня и двух потомков Жакыпа от Рабиги и Марьям.

Если бы он был общим прапраделом для всех троих, то процент совпадения был бы максимальным, и наоборот. Но они не пришли. Вполне возможно, что сыграла роль обычная человеческая зависть. А я и сейчас готов в любое время сдать кровь, если эта процедура будет объективной и честной. Мне уже один человек даже предлагал провести за свой счет такую процедуру, но потом он начал всюду заявлять, что я, якобы, примазываюсь к великой личности. Поэтому у меня есть опасения, что правдивый ДНК положат под сукно, а на суд публики вынесут тот результат, который удобен.

Экспертное мнение

– И в царское, и в советское время чингизиды жили как бы по умолчанию, не афишируя свое происхождение, – говорит шокановед, доктор исторических наук Жарас Ермекбай. – Что касается версии о том, что у Шокана Уалиханова остались прямые потомки, то она имеет право на жизнь. Я сам много раз слышал это от местных стариков, часто проводя в 60-70-х годах школьные каникулы в селе Сырымбет. Они утверждали, что Малик Уалиханов – сын Шокана, но официально (по шежире) его отцом считается Жакып. Академик Маргулан и автор романа «Промелькнувший метеор» Сабит Муканов также наверняка знакомы с этой версией, но в публичном поле они ее не обсуждали. Предполагаю, что они не хотели идти против такой вековой традиции как амангерство. Хочу также обратить внимание на исследование российской писательницы Ирины Стрелковой. В своей книге «Валиханов», она допускает, что Малик Валиханов рожден от Шокана. Что касается анализа ДНК, то я считаю, что Дулату Маликову, предполагаемому праправнуку Шокана, незачем ее проходить. Ведь то, что он является чингизидом, не подлежит сомнению…


Мерей Сугирбаева

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.