Задержание Темирлана Енсебека: больше нельзя шутить о политике?
Задержанного на днях автора сатирического паблика Темирлана Енсебека формально обвинили в «разжигании национальной розни», но ясно, что реальная причина ареста – высмеиванием деятельности властей. И последствия этой вроде бы частной истории могут оказаться очень серьезными и затронуть все казахстанское общество. Те, кто когда-то отважился публично критиковать власть, вполне вероятно будут делать это еще тише, еще осторожней, еще незаметней. Вплоть до полного замолкания.
17 января в Алматы задержали Темирлана Енсебека, активиста движение Oyan, Qazaqstan и автора канала Qaznews24 в Instagram, где публикуются сатирические новости. Ближайшие два месяца он проведет в СИЗО, а в целом молодому человеку грозит от 2 до 7 лет лишения или ограничения свободы, либо штраф до 7000 МРП (27,5 млн тенге). В СИЗО отправили и журналистов Руслана Бикетова и Асем Жапишеву, вышедших на пикет в поддержку Темирлана, – они сейчас отбывают 15 суток административного ареста.
Енсебека обвиняют в «разжигании социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни (ст. 174, ч. 1 УК РК)». По словам его адвоката, акцент в обвинении сделан именно на «национальной розни». Поводом для возбуждения дела стал пост в Qaznews24 с реакцией на высказывание российской телеведущей Тины Канделаки, которая возмутилась тем, что в Казахстане вытесняют русский язык и «отбрасывают свою историю». К посту был прикреплен трек «Йоу, орыстар», автор которого сыпет разнообразными оскорблениями в адрес «русских».
Песня явно ксенофобная, однако она стала лишь формальным поводом для того, чтобы возбудить уголовное дело и заставить Енсебека замолчать. Но уловка правоохранителей отчасти сработала – некоторые пользователи сети восприняли это обвинение всерьез и развернули дискуссию о границах свободы слова. Посыпались разные глубокие вопросы: можно или нельзя сажать за репост шовинистической песни, как бы отреагировала общественность, если бы вместо «орыстар» был бы «казах», кого можно, а кого нельзя оскорблять в интернете, к чему призывать можно, а к чему нельзя и так далее.
Все эти безусловно интересные вопросы, которые приятно обсудить на досуге, уводят в сторону от основной истории – задержали Енсебека не за песню. Однако совсем недавно «Йоу, орыстар» стал причиной для ареста активистки Марии Кочневой – она процитировала строчку из трека во время рэп-батла. Ее обвинили в мелком хулиганстве и посадили на 10 суток.
И в этом случае дискуссии о ксенофобии и свободе слова, по крайней мере, имели основание. Но Темирлану грозит не 10 суток административного ареста, а 7 лет тюрьмы. Более того, на него уже пытались завести уголовное дело в 2021 году по статье о «распространении заведомо ложной информации». Основания для обвинения искали больше года, но найти так и не смогли – в 2022 году уголовное дело прекратили. Все это время он был в статусе «свидетеля с правом на защиту», то есть находился на свободе. Но времена меняются, и теперь за политическую сатиру так просто отделаться не удается.
Публикации на Qaznews24 были настолько острополитическими, что комментаторы под постами регулярно писали: «за админом уже выехали», «админ ходит по тонкому люду» и другие реплики в том же духе. Ниже пара примеров, по которым станет ясно, что лед и правда был тонким. Мало кто даже из оппозиционных активистов и журналистов способен на подобный стеб над первыми лицами государства.
Как сообщила адвокат Енсебека Жанара Балгабаева, расследование начали из-за рапорта полицейского, который мониторил соцсети. Иными словами – силовики искали, к чему докопаться. И неудивительно, что нашли. Как гласит старая истина: «Был бы человек, а статья найдется».
Подобные случаи в Казахстане не так распространены, зато в «дружественной» России уже поставлены на конвейер. Например, по похожей статье о разжигании национальной розни судили известного башкирского активиста Фаиля Алсынова, арест которого в прошлом году спровоцировал массовые протесты. Поводом стала его фраза на одном из множества митингов, которую силовики распознали как запретную. Другой случай – арест ученого и левого активиста Бориса Кагарлицкого, ведущего оппозиционного YouTube-канала «Рабкор». Несмотря на все старания по соблюдению законодательства, все необходимые оговорки и иноагентские маркировки, оперативники обнаружили высказывание о подрыве Крымского моста (тоже весьма сдержанное) и осудили по статье об оправдании терроризма. Это лишь два случайных примера (таких случаев десятки), демонстрирующих общий принцип – чтобы завести на неугодного человека уголовное дело, нужно просто внимательно читать его соцсети и следить за всем, что он говорит. Кто ищет, тот всегда найдет.
Арест Енсебека также воспринимается как еще удин удар по свободе слова в Казахстане. Кто-то может сказать (а первые лица государства ровно так и говорят), что свободы в СМИ и интернете у нас хоть отбавляй, а до России Казахстану еще очень далеко. Далее последует рассуждение о том, что абсолютная свобода слова невозможна, что нужны какие-то рамки и какие-то ограничения. С этим можно даже согласиться – действительно, даже в самых демократичных странах могут осудить за то, что в этой стране считается особенно неприличным. Например, за демонстрацию нацистской символики в Германии.
Однако в данном случае, речь идет не об абстрактной свободе слова, а о вполне конкретной – свободе критиковать и высмеивать власть. Именно вокруг этого и разворачивается сейчас главная конфликт.
По всей видимости, самого Темирлана все-таки удастся заставить замолчать на какое-то время, даже если приговор будет мягким. Как отметила правозащитница Татьяна Чернобиль, статья, по которой судят активиста, относится к «экстремистским», и как показывает практика других политических дел, даже после освобождения человеку будет запрещено несколько лет вести соцсети, заниматься журналистской и общественной деятельностью. Подобный запрет, например, получил Макс Бокай, который вышел на свободу в 2021 году, но только недавно получил возможность публично высказываться (Exclusive.kz взял у него интервью). Об этом же говорит и случай Жанболата Мамая, которому дали условный срок, но запретили заниматься политикой и журналистикой.
Но это дело будет иметь последствия не только для Темирлана и его активистской и блогерской деятельности, но также для всего гражданского общества Казахстана. Власти дают ясный сигнал – задержали одного, задержим и других. И неважно, что на самом деле государство не планирует пока разворачивать каток массовых репрессий. В этом просто нет необходимости – точечные (но точные) репрессии производят страх, который действует эффективней прямого насилия и принуждения.
В итоге мы можем прийти к тому, что и без того осторожные активисты, журналисты, блогеры и политические аналитики будут говорить все более тихо, незаметно, обтекаемо и иносказательно. Однако пока эта история не завершена, у общества еще есть возможность набраться смелости и отстоять свою очень конкретную свободу.
1 Комментарий
Получается казахстанские власти вместо российских обиделись на песню. А почему тогда этих канделаки/соловьёв/симоньян не закрывают в РФ,потому что они не шутят ? Жана Казахстан всё больше напоминает путинскую Россию(( В Кантар вместе с войсками ОДКБ заехали политтехнологи,да так и остались.