Женщины решили стать хозяйками своей страны
Женщины-лидеры хотят и могут улучшить жизнь казахстанцев. Об этом заявили представители Лиги женской солидарности «Жігер», выдвинувшие свои кандидатуры в выборах 2023.
По данным СМИ, общее количество кандидатов в депутаты мажилиса от 7 политических партий составляет 281, 80 из которых женщины. В маслихаты разных уровней выдвинуто 1447 кандидатов. В этом списке – 1013 мужчин и 434 женщины. По мнению президента Фонда развития парламентаризма в Казахстане, координатора Лиги женской солидарности «Жігер» Зауреш Батталовой, сегодня жители страны «пожинают плоды деятельности в парламенте мужчин».
– Пришло время образованных женщин с прогрессивным взглядом и добрым сердцем, которые полны решимости внести реальные изменения в деятельность парламента, в правоприменительную практику. А значит – изменить и жизнь жителей нашей страны, – уверена Батталова.
Кандидат в депутаты мажилиса от Алматы (округ №4), уполномоченный по правам ребенка в Алматы Халида Ажигулова уверена, что Казахстан не должен быть страной с нищим населением, обладающим рабским мышлением.
– Детские пособия у нас мизерные и выдаются по остаточному принципу, – отметила Ажигулова. – Мы должны сделать все, чтобы наши дети ни в чем не нуждались. Я буду добиваться достойного уровня жизни для всех граждан. Это и доступность жилищной программы, и ипотечных займов для всех с нормальной процентной ставкой. Я буду добиваться высокого уровня жизни для любого гражданина в нашей стране, в каком уголке он бы ни проживал.
Другое направление, где приложу усилия – безопасный Казахстан. Как уполномоченный по правам ребенка, буду ежедневно заниматься проблемами насилия в отношении детей и женщин. Считаю, что в этой области надо усиливать законы, которые действительно защитят наших граждан от сексуального, бытового насилия, от различного вида домогательств. Четвертый пункт моей программы – «Экологичный Казахстан». Уже год я занимаюсь запретом на снос исторического центра Алматы, на точечную многоэтажную застройку, особенно в сейсмоопасной зоне. В 2021 году, благодаря своей антикоррупционной инициативе, я смогла добиться введения моратория на программу реновации Алматы, так как там явно проглядывали интересы застройщиков. Также я выступаю за запрет строительства АЭС на территории нашего государства. Если Казахстану нужна альтернативная энергия, пусть лучше наша страна станет инвестором по возведению АЭС на территории другого государства, где действительно соблюдаются высокие стандарты строительства и дальнейшей эксплуатации этой АЭС.
Халида уверена, что всех поставленных ею целей можно достичь, если у нас будет достаточное количество женщин на уровне принятия решений – в парламенте, правительстве и особенно в силовом блоке.
Своим видением, как реально можно изменить экономику страны и сделать так, чтобы она служила казахстанцам, поделилась кандидат в депутаты мажилиса (округ №11 в Алматинской области) известный экономист Айман Турсынхан.
– Вопросы каждых 9 из 10 казахстанцев лежат в плоскости социальной необеспеченности – отсутствие жилья, высокий уровень закредитованности, низкие зарплаты и большие потребительные расходы, – говорит Айман. – Наши доходы никогда не успевают за тем маховиком инфляции, который постоянно разгоняется. Это особенно ощущалось в 2022 году, когда мы побили все «рекорды» и вышли на уровень африканских стран, где ежегодная инфляция составляет около 27%. Сегодня многие в нашем правительстве не понимают, какой силой обладают депутаты маслихатов и мажилиса, ведь именно там находятся два самых мощных рычага, которые могут решить проблемы – это законодательная инициатива и бюджет.
В руках государства – справедливое распределение ресурсов, обеспечение равных возможностей каждого человека вне зависимости от того, в какой семье он родился. Сегодня экономика работает в пользу 162 персон и их приближенных.
Кредитная политика обеспечивает обязательное поступление гарантированных доходов даже при полной неплатежеспособности своих заемщиков банкам. Банки получают гарантированное субсидирование ставки вознаграждения напрямую от государства якобы для поддержки бизнеса. Получает ли такие средства системы образования, здравоохранения или социальные программы?
Корпоративный подоходный налог является одним из самых ярких образцов уклонения от налогов крупнейших олигополий. Тем временем, местные маслихаты не знают о том, какие законы они подписывают, как изменяются возможности и доступность средств для решения острых социальных задач на местах.
Третий рычаг – бюджетный процесс. Сколько бы средств не заходило в страну, сколько бы мы налогов не платили, этих денег не будет хватать, потому что высшая аудиторская палата сегодня подчинена президенту страны, а не парламенту. Парламент не имеет никаких рычагов контроля расходования этих средств, потому что законодательство полностью обеспечивает 100-процентные коррупционные схемы через квазигосударственный сектор. Как только в сферу здравоохранения или образования приходят средства, они перераспределяются через операторов в различные РГП, КГП, фонды.
Таким образом, двойная бухгалтерия, которая является прямым экономическим преступлением., стала системой государственного бюджетного расходного планирования. Помимо центрального республиканского и местного бюджетов, где прописаны все затраты, и куда идут налоги с бизнеса и населения, у нас есть небюджетные фонды. Это Единый пенсионный фонд, Государственный фонд обязательного социального медицинского страхования. Это 2.2 трлн. тенге в год дополнительно к 16 трлн. несырьевых налогов. Казалось бы, этих средств достаточно, чтобы каждый из нас получал высококлассную медпомощь в любом населенном пункте, высококлассное бесплатное образование всех трех уровней. Но система не работает, потому что сегодня парламент является просто ширмой для того, чтобы протаскивать лоббистские законопроекты и вытаскивать из карманов миллионов наших граждан деньги, чтобы обеспечивать интересы 162 человек.
Еще один кандидат в депутаты мажилиса (округ №5 г. Алматы) – национальный эксперт по правам женщин Аида Альжанова, имеет большую международную практику по вовлечению женщин на уровень принятия решений.
– Участие женщин в экономике является важным фактором потому, что и мужчины, и женщины в равной степени являются человеческим капиталом страны, – отметила Аида. – Сегодня дипломы о высшем образовании имеет больше женщин, чем мужчин. Это же касается и научных степеней. Но при этом мы видим очень мало женщин на уровне принятия решений.
Почему женщины не принимают активное участие в экономике, и наше государство не использует такой ценный ресурс? Этому, по мнению кандидата в депутаты, мешают гендерные стереотипы. Например, что есть профессии только для мужчин и только для женщин. Тем не менее, в Казахстане много женщин оканчивают физматшколы, различные научные учреждения. Немало и мужчин, желающих работать в сфере услуг.
– Большой барьер связан с репродуктивной функцией женщин, так называемый налог на материнство, когда женщина уходит в декретный отпуск по уходу за ребенком. Она выполняет важнейшую государственную функцию по выращиванию человеческого капитала для страны, гражданкой которой она является, – продолжила Альжанова. – При этом, если она ранее работала, то теряет заработок, свою квалификацию и у нее нет социальных и пенсионных отчислений. А если у женщины много детей, то годам к 40 она становится социально незащищенной. И все это важно учитывать при планировании экономики. А если учесть, что женщины живут дольше, чем мужчины, то, скорее всего, в старости женщины будут очень бедными. С учетом состояния нашей несовершенной пенсионной системы, казахстанки обречены на нищенское существование. Барьером также является неоплачиваемый домашний труд, в Казахстане он составляет 2,5% от ВВП. А это 5 млрд. долларов. Когда в Нидерландах приняли закон о равенстве, который предписывал, что мужчины и женщины должны тратить одинаковое количество времени по уходу за детьми и домом, там резко снизилась мужская смертность. Это произошло потому, что раньше после работы мужчины шли в пабы, где курили и выпивали. Разделение семейных обязанностей не только укрепило их здоровье, но и семейные узы. Я считаю, что казахстанские дети не должны страдать от безответственности родителей.
Большая проблема, по словам Альжановой – в выплате алиментов. Кандидат в депутаты мажилиса предлагает создать алиментный фонд. Государство должно само выплачивать алименты и само разбираться с их неплательщиками.
К сожалению, в нашей стране не учитываются специфические демографические факторы, различие между мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми. Более того, у нас даже не существует и специалистов по демографии.
– Я иду в мажилис, чтобы решать все эти вопросы и у меня есть для этого все необходимые инструменты, которые изложены в моей программе, – подчеркнула Альжанова. – Главная цель моей программы – социальная сплоченность нашего гражданского общества, которая создаст мощнейший противовес власти, чтобы решать проблемы, которые нас всех волнуют.
Фото на обложке скриншот из трансляции казахского пресс клуба
Комментариев пока нет