Жизнь заставила казахстанцев лучше разбираться в финансах
В 2023 году Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка провело исследование основных показателей финансовой грамотности населения. Наши граждане все еще слишком часто берут в долг, но и привычка копить тоже растет.
Опрос проводился среди возрастных групп от 18 лет до 63 лет и старше в котором приняли участие 3 тыс. человек из 3 городов республиканского значения и всех областей Казахстана. Исследовались такие показатели, как управление собственными финансами, умение пользоваться финансовыми услугами и уровень информированности о финансовой системе.
Впервые за время проведения подобных исследований оценивалось поведение потребителей при оформлении потребительских кредитов и раскрытие полной информации со стороны менеджеров банка об условиях кредита и ответственности в случае наступления просрочки по займу.
Текущее исследование продемонстрировало преимущество уровня информированности населения – 42,8% (в 2022 г. – 41%, в 2021 г. – 35,5%). При этом, наиболее уязвимым звеном является «Управление собственными финансовыми средствами» – 38,6% (в 2022 г. – 39,6%, в 2021 г. – 42,57%). Средний показатель зафиксирован в сфере использования финансовых услуг – 40,1% (в 2022 г. – 40,1%; 2021 г. – 40,5%).
Управление собственными финансовыми средствами
Треть респондентов самостоятельно принимают решения о распределении финансовых средств. Особенно это характерно для категории 50-63 лет. 35,6% респондентов от 30 до 49 лет доверяет свои деньги родителям. Каждый пятый респондент делегирует супругу/ге и лишь 18,2% ведут общий бюджет.
При этом, наиболее важны для респондентов своевременная оплата счетов (48,4%), рациональный подход к покупкам (46,4%), а также мониторинг бюджета (43,9%).
В случае сверхлимитного расхода почти каждый третий респондент брал в долг (38,9%) и воспользовался кредитом (35,9%), из которых 12,5% прибегают к микрокредитам, 7,5% оформляют онлайн-кредит. Четверть использовала личные сбережения (23,7%), еще 13,1% снимали средствами с депозита.
Радует то, что растет традиция накопления – 48,2% откладывают деньги. Для сравнения так делали 30,6% граждан в 2020 году, 31,4% – в 2021 году и 31,5% в прошлом году.
При этом, за последние два года наиболее распространенными услугами были автокредитование (43%), пенсионный аннуитет (40,3%), потребительский кредит (39,9%) и дебетовая карта (39,8%).
Большинство населения (74,3%) респондентов отдают предпочтение различным видам депозитов(образовательный – 39,1%, другие виды депозитов – 35,2%). Это тоже говорит о росте накопительных навыков у населения. Среди других популярных продуктов – ипотека (39,9%) и онлайн кредиты (36,7%). Данный ряд также пополнятся добровольными пенсионными накоплениями (38,1%), что позволяет сделать положительные прогнозы на будущее.
Любопытно, что при принятии решения в отношении выбора финансовых услуг, женщины чаще (43,7%), чем мужчины сравнивают предложения и условия, предлагаемые финансовыми организациями. Основным критерием при оформлении потребительского кредита является процентная ставка, срок кредитования, а вот сроки возврата и репутация банка менее значимы.
Однако, характерно, что только 40% респондентов понимают, что кредит придется возвращать. При этом импульсивное потребительское мышление характерно для 33,6% респондентов в основном из Северо-Казахстанской области (37,3%), Жамбылской (37,3%) и Туркестанской (38%) областях. Напротив, высокий уровень финансовой осознанности показали в Атырауской (47,3%)и Улытауской (48%) областях.
Немаловажную роль при кредитовании играет компетентность менеджера финансовых организациях в вопросах раскрытия информации при получении займа. По результатам опроса, респонденты указали, что не получают подобные знания от кредитных менеджеров (34,6%) или не всегда (31,8%).
Как и ожидалось, 38,2% заемщиков дают завышенную информацию об уровне дохода при оформлении заявки на кредит.
Среди финансовых организаций наибольшая популярность остается у Kaspi Bank – 46,1% (в 2022 г. показатель составлял 40,2%). В ТОП-3 банков по использованию услуг также вошел Halyk Bank у которого показатель составил 25,7% (в 2022 г.– 39,1%), третье место, как и в прошлом году остается у Отбасы банк – 8,1% (в 2022 г. – 20,3%).
Причем, в случае возникновения проблем 26,4% опрошенных возлагают ответственность на финансовую организацию, на самих себя как клиента (26,1%), на государственные органы – 25,9%. Ответственность чаще проявляется у респондентов 30-49 лет (30%).
При возникновении споров с финансовыми организациями респонденты предпочитают обращаться в Генеральную прокуратуру (25,2%), суд (23,4%), к адвокатам и юристам (19,6%).
Основными источниками знаний по финансам являются социальные сети (48,2%). Значительным ресурсом – бесплатные курсы (27%), которые популярны у молодежи 18-29 лет (29,8%) и у людей в возрасте 50-63 года (29,7%).
При этом, результаты опроса показали, что люди реже готовы платить за подобные знания и ходить на курсы (12,1%).
Следует отметить, что чаще всего информация в социальных сетях и на бесплатных курсах является фрагментированной и базовой, напротив, локализованный материал в виде роликов на YouTube (3,1%) или специализированная литература (4,6%) меньше привлекает респондентов. При этом, последние наиболее популярны среди информантов с послевузовским уровнем образования (10,1%). Еще 12,8% вовсе не интересуются финансовым образованием. При этом, платить за знания в большинстве случаев готовы респонденты среднего возраста 30-49 лет (16,5%). Для 33,2%респондентов более удобен онлайн формат, оффлайн для 25,6% опрошенных, самообучение подходит лишь для 9,9% и 25,35% вовсе не интересуются финансовой грамотностью.
Раздел «Финансовое мошенничество» остается актуальным для исследования второй год подряд ввиду применения более изощренных и сложных методов обмана граждан.
Жертвами мошенников чаще всего становится молодежь от 18 до 29 лет (23,1%) и люди старшего возраста 50-63 лет (24,9%). Наиболее распространённым видом финансового мошенничества является телефонное интернет-мошенничество «вишинг» (31,5%). В большинстве случаев респондентам удалось разоблачить мошенников (61%). Идентификация подобных правонарушений сложней всего приходится для людей старше 50 лет (41%).
С 2017 г. по 2022 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела межстрановое исследование по уровню финансовой грамотности населения стран СНГ. В исследовании участвовало 8 стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Российская Федерация). Согласно данным второй фазы полевых работ (2021 г.) средний показатель финансовой грамотности по СНГ равен 55,8%. Казахстан вошел в тройку лидеров – 59,6%. Беспрецедентным лидером заявила себя Беларусь (61,4%). На последнем месяце оказался Азербайджан (45,9%). В целом, показатели ниже среднего были зафиксированы в 4 из 8 стран.
Эксперты рекомендуют предоставить широкий доступ для населения к бесплатным или недорогим финансовым консультациям, в том числе по инвестициям. Это поможет гражданам лучше понимать свои финансовые цели и планировать свое будущее.
Для предоставления доступа к полезной информации о финансах рекомендуется запустить казахстанское приложение и/или онлайн-инструменты, которые помогают отслеживать бюджет, инвестиции и управлять долгами.
Комментариев пока нет