Жумахан Кудерин: обвиненный в служении своему народу - Exclusive
Поддержать

Жумахан Кудерин: обвиненный в служении своему народу

Наследие агронома, биолога, автора учебников, поэта, переводчика Жумахана Кудерина было уничтожено, имя стерто из памяти народа. Но он вернулся настойчивыми усилиями своих родных, не предавших память о нем.

Жумахан Кудерин (1891-1938) родился в Лепсинском уезде Жетысуйской губернии. В 1911 году окончил медресе «Мамания», созданное по подобию уфимского медресе «Галия». Затем преподавал в школе, а в 1913 году поступил в Капальскую сельскохозяйственную школу. Жумахан получил специальность агротехника и ветеринарного техника в 1917 году и начал работать в Талдыкоргане и Лепсы.

В 1918 году по предложению председателя Семиреченского отделения Алаш-Орды М. Тынышпаева Жумахан Кудерин стал комиссаром Лепсинского уезда и уделял особое внимание остро стоящим земельным вопросам, а именно возвращению қазақам отобранных у них переселенческим управлением земель. В январе 1919 года вместе с М. Тынышпаевым присутствовал на встрече с Анненковым, когда решались вопросы оснащения алашской милиции. В 1920 году уже в составе комиссии ТурЦИК он занимается возвращением из Китая на родину беженцев 1916 года. При его участии 6 тысяч семей (тридцать тысяч человек) вернулись на родину. В это же время он входил в состав Комиссии по районированию и размежеванию территорий Средней Азии и Қазақстана, участвовал в земельно-водной реформе 1921-1922 годов, а также работал в Комитете по оказанию помощи голодающему населелению (Помгол) по Лепсинскому району.

Как многие алашордынцы, Жумахан Кудерин посвящал много времени и усилий просвещению народа. В 1919 году он создает «Букварь», а в 1921 году публикует работу «Лечение чумы Иссыккульским корнем», предложив способ лечения от чумы, эпидемия которой распространялась в то время.

Затем на два года Кудерин пропадает из вида. Высказывается предположение, что он мог находиться за границей вместе с Р. Марсековым. Согласно другой версии он был в своем в ауле, решая, следует ли ему уйти в Китай или остаться на родине.

В 1924 году он становится студентом сельскохозяйственного факультета Среднеазиатского государственного университета. Во время учебы в университете преподавал на курсах рабфака, ликбеза, был научным сотрудником Қазақского научно-исследовательского центра и принял участие в трех научно-исследовательских экспедициях по изучению природных ресурсов и районированию территории Туркестана. В 1928 году занимал должность земельного комиссара КазАССР.

Кудерин является автором десяти детских книжек (Казиздат, 1928), ряда учебников на қазақском языке по естественным дисциплинам: «Ботаника» (М., 9127), «Природоведение», терминологический словарь, «Сборник народной литературы» (изд. частями с 1921 по 1930 гг.), «Засухоустойчивые культуры» (Кзыл-Орда, 1926), «Разновидность масленичных растений» (1926), «Жизнь растений» (Казиздат, 1930), «Овца и шерсть» (Казиздат, 1930). В газетах публиковал статьи: «Породы змей в Средней Азии» (Кзыл-Орда, 1925), «Ворсянка как техническая культура» (Кзыл-Орда, 1926), «Ядовитое растение ти-сыгек» (Кзыл-Орда, 1926-1927 гг.) и других (Журтбай Т. Боль моя, гордость моя – Алаш!: Трилогия. – Астана: Аударма, 2016. – С. 514-515).

Кроме того, Кудерин публиковал этнографические труды о қазақах («Қытайдағы босқындар өмірі», «Қазақтардың ата-тегі туралы материалдар»), лирические и сатирические стихотворения, исследования по биологии («Кендір», «Қой мен оның жүні», «Қант қызылшасы», «Орта Азиядағы жыландар түрі»), а также осуществил переводы научных трудов: «Экономическая география» Н. И. Баранского, «Физическая география» П. Ф. Лезгафта, «Универсальная растительная соя» С. Покровского.

Жумахан Кудерин занимался научной деятельностью как ученый-биолог. Так, например, в 1930 году он посредством селекции вывел однодомную коноплю для получения волокна и масла (у двудомной конопли мужские и женские растения созревают в разное время, что усложняет сбор, поэтому приходится созревающие раньше растения собирать вручную, а при одновременном сборе конопля становится непригодной для изготовления волокна). К сожалению, так и остались не изданными его рукописи «Физическая география Қазақстана» (1929), «Животноводство Қазақстана» (1930), «Энциклопедия по техническим культурам» и др. Эти работы были конфискованы при аресте по делу М. Тынышпаева в сентябре 1930 года.

Сколько-нибудь конкретных обвинений Ж. Кудерину не было предъявлено. Предполагается, что следователи руководствовались подготовленной ОГПУ «Докладной запиской о литературном творчестве и литературных силах Қазақстана», которая гласила: «Они прекрасно понимали, что необходимо помнить о главной задаче – подготовке своих последователей, и поэтому члены группировки притягивали учащуюся молодежь к себе, на свою сторону, и воспитывали ее в духе национальных идей и устремлений» (Журтбай Т. Указ. соч. – С. 515). К этой «группировке» относили алашордынцев, которые работали в қазақских государственных издательствах, авторов учебников, писавших «в соответствии с идеологическим направлением, сформированным в свое время «Алаш-Ордой», а также тех, кто занимался «переводами книг, не нужных в советских школах и широкому кругу читателей».

Другая причина необоснованного ареста могла скрываться за распространенным обвинением, которое были предъявлено и Х. Габбасову, и Ж. Акпаеву и Ш. Кудайбердиеву. Оно квалифицировалось как «Преступление, совершенное против сельскохозяйственной политики партии». Формулировка обвинения звучала следующим образом: «Призывали родственников бороться против коллективизации и конфискации вплоть до вооруженного восстания, бесконтрольно уничтожали скот в больших количествах, организовывали вооруженные банды, призывали бежать и откочевывать за границу, избегали выплаты налогов, установленных Советской властью, советовали, как уничтожить сельскохозяйственное оборудование».

В связи с этим следует напомнить, что за полгода до ареста Жумахана Кудерина, а именно в феврале1930 года у его родных, а это шесть юрт (отец и братья) был конфискован весь скот: 21 лошадь, 3 верблюда, 100 овец, 3 дойные коровы, 2 теленка и 4 телки. Семье насчитали налог сначала в 40, а потом в 200 пудов пшеницы. Семья, лишенная всего, не смогла выплатить налога, общая сумма которого составила 385 рублей. Отца и братьев Кудерина обвинили в сопротивлении политики коллективизации. Отца Жумахана, 55-летнего Маусымбая Кудерина объявили враждебным элементом и решением «тройки» осудили на 5 лет исправительных лагерей по статье 58. Братья Жумахана Жунус и Толеубек и еще два родственника, как указывал в показаниях аульный начальник, «являлись активными участниками банды, бежали в Китай». Им удалось добраться до Синьцзяня (Кудерина Л. Д. Геноцид в Казахстане. – М., 1994. – 62 с.).

Жумахан Кудерин был этапирован в Алма-Ату, где был посажен в одиночную камеру и обвинен в «буржуазном национализме» вместе с другими образованными қазақскими учеными и просветителями. Следствие велось два года.

При обыске и аресте Ж. Кудерина были конфискованы полученные им в качестве подарков на свадьбе старшего брата Жунуса бобровая шапка, кожаный қазақский пояс, украшенный золотыми бляхами, меховые шубы: песцовая, хорьковая, волчья и черно-бурой лисы. Кроме того, были изъяты следующие предметы: серебряный самовар и сервиз, ковры 5 штук, серебряная қазақская кровать, три кожаных халата – малиновый, кремовый и салатный, шитые золотом и шелком; двенадцатигранный журнальный столик с перламутровой крышкой и два кресла к нему, бархатные халаты, сафьяновые ичиги и прочее; личная библиотека, фотоаппарат «Лейка», фотолаборатория. Отобрали у Ж. Кудерина и кооперативную двухкомнатную квартиру в центре Ташкента с большой застекленной верандой, где находился террариум со змеями (Кудерина Л. Д. Недалекое прошлое).

Вина Ж. Кудерина не была доказана, однако ппостановлением «тройки» при ПП ОГПУ в Қазақстане от 20 апреля 1932 г. Жумахан Кудерин был осужден на 5 лет по ст. 58-11. Местом ссылки названа Центрально-Черноземная область.

Сначала он был сослан во Львов, где работал агрономом. Вскоре он был обвинен во вредительстве, но доказал свою невиновность, но после этого он не мог устроиться на работу даже в качестве пастуха. От голода и тоски по родине он тяжело заболел.

После его обращения к Калинину ему сократили год ссылки и перевезли в больницу в Воронеж. В 1935 году он возвратился в Алма-Ату в качестве старшего научного сотрудника Қазақского научно-исследовательского института животноводства, занимаясь разработкой темы «Продовольственные возможности пастбищ и джайлау Кастекского района».

Он забрал к себе оставшихся членов семьи: младшего брата Хасена и сестру Куандык. Отец к тому времени был уже у братьев Жумахана, находившихся в Синьцзяне. Узнав, что Жумахан вернулся на родину, из Синьцзяня возвращается его младший брат Толеубек. Его арестовали, искалечили и отпустили по амнистии. Толеубек был вновь арестован в январе 1937 года и в сентябре того же расстрелян.

В 1936 году Жумахан Кудерин был уволен как имеющий судимость. После этого он устроился на работу в Трест «Каучуконос» в должности инспектора. 21 мая 1937 года его арестовали.

За два года, прошедших между возвращением из заключения и арестом 1937 года Кудерин успел создать «Сравнительный (сопоставительный) словарь латинских, русских, қазақских терминов растений», «Родословная қазақских родов», «Сахарная свекла», а также переводные работы «Болезни сельскохозяйственных растений и борьба с их вредителями», «Сельскохозяйственные машины».

Часть рукописей уже была передана им в издательства, другая часть была конфискована при аресте. Среди прочих документов было изъято 30 тетрадей с записями. В числе рукописей, конфискованных в 1937 году, пропала его «Черная тетрадь», которую успели прочесть С. Сейфуллин, М. Жумабаев и другие. По свидетельству прочитавших рукопись, «Черная книга» была написана в сложном жанре: сатирическое беллетристическое произведение на стыке с научно-популярным жанром. Работа была посвящена гипнозу змей, но это был лишь лежащий на поверхности слой произведения. Наблюдая за повадками змей в террариуме, Кудерин проводил сравнения между ними и поведением людей, сопровождая их философскими, психологическими, природоведческими комментариями и размышлениями.

Он был осужен по ст. 58-2, 7, 8, 11 УК РСФСР. Обвинение гласило: «Изобличается в том, что является участником антисоветской националистической террористическо-повстанческой и диверсионно-шпионской организации, как враг народа, предавший Родину».

Следствие вел оперуполномоченный УГБ УНКВД Алма-Атинской области В. Якупов – «ангел смерти». Это прозвище В. Якупову дали заключенные – все дела, которые он вел, заканчивались смертным приговором. Якупов обнадеживал Кудерина, заверяя, что тот «не получит три копейки» (цена казенной пули). Получить три копейки значило расстрел.

Жумахан Кудерин был осужден 7 марта 1938 года. Постановлением выездной сессии ВК ВС СССР приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день.

В 1958 году Жумахан Кудерин был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Остается надежда, что его художественное и научное наследие будет найдено.

Айнаш Мустояпова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.