Жусипбек Аймауытов: национальный а писатель, прозаик кочевой эпохи - Exclusive
Поддержать

Жусипбек Аймауытов: национальный а писатель, прозаик кочевой эпохи

Exclusive.kz продолжает цикл статей «Под знаменем Алаша». Это люди, которые творили историю под знаменем Алаш, идеи которого актуальны сегодня, сто лет спустя.

Жусипбек Аймауытов – писатель, редактор журнала «Абай». Он создал первый қазақский модернистский роман. У истоков модернизма во Франции был М. Пруст, в Англии – Д. Джойс, в США – Дж. Дос Пассос, в Японии – А. Рюноскэ, у нас – Ж. Аймауытов. Ему не позволили творить, уничтожив в расцвете творческих сил. Член правительства Алаш-Орды.

1910-1930-ые годы для Казахии – время целой плеяды звезд, которым суждено было стать лишь промелькнувшими метеорами… Звезды, которые погасил тоталитаризм.

Жусипбек Аймауытов (1889-1931) родился в 1889 году в ауле № 1 Кызылтауской волости Семипалатинской губернии. Начальное образование получил в Баянауле. В Семипалатинске закончил учительскую семинарию. Играл на домбре и мандолине.

В 1918 г. Жусипбек Аймауытов совместно с Мухтаром Ауэзовым основал журнал «Абай». Был редактором журнала. Сотрудничал в газетах «Сарыарка» и «Жас азамат», издававшихся в Петропавловске. Журнал «Абай» имел 900 подписчиком и финансово поддерживался молодежью. Так, омская молодежь передала журналу тысячу рублей, вырученных от проведения литературного вечера, а семипалатинская молодежь выслала пять тысяч рублей.

В 1917-1919 годы участвовал в организации «Алаш-Орды» вместе с А. Бокейхановым, М. Жумабаевым, М. Дулатовым и др.

После установления советской власти Ж. Аймауытов вступил в РКП(б), был членом первого КазЦИКа, членом Наркомпроса республики, руководил Семипалатинским губернским отделом просвещения, редактировал газету «Қазақ тілі». В период 1922-1924 годов преподавал в Каркаралинске.

В 1922 году в Тургайском уезде был голод. Семипалатинская губерния собрала для тургайцев 8787 голов крупного рогатого скота. Перегоном и распределением занимался Ж. Аймауытов. Тогда же из Акмолинской губернии было завезено почти 40 пудов хлеба. Продовольствия не хватало, люди жаловались. Началось разбирательство, которое продлилось 3 года. Виновные были наказаны, но пока шло следствие, Ж. Аймауытова исключили из партии. Однако он оказался невиновен. Более того, он, поэт, писатель, учитель, занимался вопросами распределением собранной помощи именно потому, что народ ему доверял. В этот период он работает в ташкентской газете «Акжол», где поднимает вопросы развития литературы. Важна его оценка дореволюционной литературы и той картины, которую он наблюдал в 1920-ые годы. Говоря об отечественной литературе, он отмечает, что она традиционно отстаивала идею «национального равенства, стремление к культуре, выражала скорбь қазақского народа, свой протест колонизаторской политике царизма, даже всему русскому». Далее он пишет о современных процессах в литературе: «Среди қазақов есть писатели, стремящиеся к революционности. Но их разносят необузданные кони, на которых они ездят. Они не в состоянии глубже вникнуть в литературу и не могут найти правильного направления. По-настоящему выявившегося акына в этой области не видно».

В апреле 1925 г. он пишет: «Кто выступает за связь литературы с политикой, тот обрекает литературу на односторонность, обеднение, тенденциозность». Такая критика Ж. Аймауытова была расценена как враждебная, направленная на извращение марксисткой теории. С критической статьей «Что утверждают марксисты и что высказывает Жусупбек о художественной литературе?», опубликованной в газете «Еңбекші қазақ» выступил Г. Тогжанов. Критик высказал мысль о том, что писатель должен отражать классовую сущность общественной деятельности людей. В ответ на то, что Жусипбек назвал Магжана Жумабаева «национальным поэтом кочевой эпохи», Г. Тогжанов писал, что М Жумабаев отстаивает интересы қазақского байства, его печаль и тоску по прошлому и страх перед будущим. Г. Тогжанов и другие называют Ж. Аймауытова националистом, что в то время было «модным» обвинением. Например, в статье «О состоянии қазақской литературы кочевого периода», С. Сейфуллин делит националистов на три категории, и Ж. Аймауытов был отнесен во второй, которая действует завуалировано, подкрепляя свое неверие социализм научными данными. История показала, что в своих оценках литературы и социализма Ж. Аймауытов был прав.

Ж. Аймауытов писал стихи («Кочевье», «Мелодия счастья», «Лозунг», «Марсельеза воина»), романы («Карткожа», «Акбилек»), повесть («Вина Куникей»), пьесы («Кюй счастья», «Канафия и Шербану», «Карьеристы», «Оплот народа»), переводил Р. Тагора, А. Дюма, Шекспира, Д. Лондона, Н. Гоголя, А. Пушкина. Л. Толстого, а также «Краткое описание русской истории» М. Н. Покровского, «Конституцию РСФСР», «Азбуку коммунизма» Н.И Бухарина и др. Ж. Аймауытов публиковал статьи по проблеме двуязычия, интернационального воспитания. Он писал научные труды «Психология», «Психология и искусствоведение», «О переводах».

В период с 1926 до 1929 гг. Ж. Аймауытов был директором педагогического техникума в Шымкенте. Здесь он был арестован. Обвинение было основано на истории 1921 года, когда Ж. Аймауытов вместе с М. Жумабаевым организовал коллегию «Алка» — представительство республики при Сибревкоме. Теперь «Алку» рассматривали как общество националистов и обвиняли в контрреволюционной деятельности.

Одной из первых жертв сталинских репрессий стал Жусипбек Аймауытов, автор первой қазақской драмы («Рабига», 1917 г.) и первого романа на қазақском языке («Карткожа», 1926 г.).

В 1930 году был арестован (повторно) по обвинению в контрреволюционной деятельности. Расстрелян в 1931 году. После расстрела Ж. Аймауытова все его произведения были запрещены и уничтожены. Қазақская культура лишилась талантливого писателя и на годы было остановлено развитие отечественного романа. Впрочем, это была одна из многих и многих трагических, увы, невосполнимых потерь…

Известный роман Ж. Аймауытова «Акбилек» был обнаружен в чудом сохранившемся архиве Ильяса Жансугурова, арестованном в 1937 году и спустя год расстрелянном. Причем этот изъятый при аресте И. Жансугурова архив поэта тайно (сдав липовую справку об его уничтожении) сохранил следователь НКВД Голубятников. После смерти следователя в 1980 году и были обнаружены различные документы И. Жансугурова. Среди них был найден, казалось бы, навсегда потерянный роман Ж. Аймауытова «Акбилек»…

В 1989 году (в год 100-летия со дня рождения автора) роман «Акбилек» Ж. Аймауытова на волне «возвращенной» литературы вновь стал доступен читательской аудитории.

Новаторство Ж. Аймауытова состоит в том, что он в ряду первых в мире модернистов создает модернистский роман («Акбилек», 1927 г.), идя в ногу, а то и опережая европейских и американских авторов, чьи имена вошли в историю литературы как основоположников модернизма.

Роман представляет интерес не только благодаря художественному мастерству автора, но и изображением происходящих в 1920-ые годы изменений в қазақском менталитете, ломки традиционного быта, морали, зарождения городской прослойки из числа вчерашних жителей аула. Не остались вне внимания автора и эпохальные исторические события. Немаловажно то, что Ж. Аймауытов является свидетелем, современником описываемых событий, что придает произведению особую ценность, поскольку художественных (и не только) свидетельств того времени сохранилось прискорбно мало.

Ж. Аймауытов внес значительный вклад в литературу не только созданием қазақского модернистского романа, но и органичным соединением европейской и национальной литературной традиций. Вклад, который, к сожалению, не был оценен.

Айнаш Мустояпова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.