Аренда в Берлине станет дешевле чем в Нур-Султане?
Казахстанцам сейчас необходима парламентско-президентское устройство государства. Без этого любые разговоры о доверии между обществом и властью бессмысленны. Так считает патриарх отечественной политики Серикболсын Абдильдин – в прошлом глава самого независимого депутатского корпуса в истории страны.
— Как вы встретили новость об уходе Нурсултана Назарбаева с поста президента?
— Он должен был уйти гораздо раньше, объявив : пусть народ сам выберет того, кому доверяет. Вместо этого он, просидев 30 лет, приводит нам Токаева и говорит: « Я ему доверяю и вы должны доверять»…Разве это правильный подход к смене высшей власти?
— А вы, стало быть, Токаеву не доверяете?
— Ему я верю больше, чем его предшественнику.
— Он собрался продолжать прежний курс и уже озвучил взаимоисключающие тезисы: с одной стороны, политические реформы назрели, с другой – протесты вызваны социально-экономическими причинами. Выходит, опять экономика впереди политики?
-Это следствие многолетней ошибочной политики , которую проводил Назарбаев. Экономика и политика взаимосвязаны, их нельзя искусственно разделять. Хочется верить, что Токаев понимает это… По крайней мере, те десять приоритетов, которые он обнародовал, внушают надежду.
— С чего, на ваш взгляд ,ему стоит начать?
— С производства. Эксперты ЮНЕСКО подсчитали: потенциал Казахстана позволяет прокормить миллиард человек! А мы каких-то 18 миллионов не можем… Я бы начал с государственной программы «Природа – производство»…
— Опять программа на энное количество лет? Но люди от этого устали, они хотят перемен сейчас, сегодня! И поспешное инициирование Нацсовета общественного доверия свидетельствует: власть это прекрасно понимает.
-Власть сильно опаздывает. За прошедшие десятилетия разрыв между ней и обществом (как и расслоение самого общества на бедных и богатых) достиг ужасающих масштабов. О каком доверии сейчас можно говорить, если разрыв в доходах самых бедных и самых богатых исчисляется сотнями и даже тысячами раз! Но, несмотря на это инициативу создания Нацсовета доверия нужно поддержать. Потому что любой разговор, любой разбор ошибок — это всегда хорошо.
— Но ведь вы участвовали во всех предыдущих затеях подобного рода (ПДС, НКВД и так далее) и все еще верите в их эффективность?
— В свое время упомянутые вами комиссии создавались по рекомендации американцев – та же госсекретарь Мадлен Олбрайт к этому руку приложила. И они дали неплохие результаты, в определенной степени повлияли на поведение власти. Но потом под предлогом необходимости проводить непопулярные реформы, власть это все ликвидировала на долгие годы, возведя между собой и обществом глухую стену. Неудивительно, что сегодня доверие народа к власти опустилось ниже плинтуса.
— А оппозиция? Народ, по вашему, доверяет оппозиции? Того же Косанова, допущенного к выборам, сегодня его же бывшие соратники обвиняют в предательстве. Разве это укрепляет имидж оппозиции в глазах народа?
— Никакой оппозиции давно уже нет – лет десять, если не больше. И это не ее вина. У нас были по-настоящему сильные оппозиционные силы, которых просто сегодня уже нет. Я мог бы многое рассказать об этом на примере Компартии Казахстана, которую когда-то возглавлял. А сейчас оппозиция только-только возрождается. И обвинять в чем-то Косанова, по крайней мере, неуместно: он сделал все что мог в этих условиях.
— Ну, допустим. А что вы скажете о народных коммунистах, чей кандидат выглядел скорее клоуном, нежели реальным политиком? Он тоже сделал все, что мог?
— Когда КНПК создавалась, она сразу получила народную оценку – «назарбаевско -косаревская партия». И какое-то время существовала параллельно с нашей КПК. Потом КПК ликвидировали, а «клоуны» остались.
— Послушайте, а разве коммунистическая идея еще актуальна? Тот же Амиржан Косанов со своим обещанием декоммунизации обрел немало сочувствующих.
— Четверть населения мира во главе с Китаем живут под флагом коммунизма. По сути идет противоборство коммунизма и буржуазного либерализма….
— Хорошо, давайте от двоевластия идей в мире перейдем к двоевластию персон в Казахстане. Много лет проведя в тени Елбасы, насколько Токаев готов к самостоятельности?
— Он человек умный, дипломат, поэтому сейчас не будет бежать впереди паровоза. Но его слова о социальной справедливости, об ответственности власти перед народом ему придется реализовывать, когда двоевластие кончится…
— И что начнется? Вторая серия суперпрезидентской власти? Общество вряд ли это проглотит… Да и масштаб фигуры не тот…
— Стране сейчас необходимо вернуться к реальному парламентаризму, к Конституции 1993-го года. Сильный однопалатный парламент, сформированный 50 на 50 по мажоритарно-пропорциональному принципу –вот что мы должны иметь уже к предстоящим парламентским выборам…
— … которые, скорее всего, пройдут досрочно. И как же мы все это успеем?
— Должны успеть, если на то будет воля президента Токаева. А мы, народ, обязаны требовать этого от него.
Комментариев пока нет