Дилемма Акорды: честные выборы или закручивание гаек? - Exclusive
Поддержать

Дилемма Акорды: честные выборы или закручивание гаек?

Акорда перед сложным выбором – затевать относительно честную электоральную кампанию, как обещала, или же закручивать гайки, чтобы обезопасить себя и конституционный строй. Тем более, что слухи о том, что клан Назарбаева готовится к реваншу, становятся все более настойчивыми.

Обсуждение и осуждение

Итак, на «общественное обсуждение» был вынесен законопроект, родившийся после мартовского послания президента Токаева. Как мы отмечали в прошлый раз, некоторыми из своих предложений Акорда может пожертвовать под благовидным предлогом «общественного возмущения», как она до сих пор делала неоднократно. Но, к сожалению, возможно, даже этот сценарий не будет реализован – общество довольно пассивно в отведенное для обсуждения время и, скорее всего, последствия этого проявятся только после какого-нибудь скандального происшествия.

А пока напомним, что в начале 2017 года были оглашены очередные поправки в Конституцию, направленные, в основном, на укрепление и без того авторитарной власти первого президента. Но среди них общество обратило внимание лишь на одну – на изменения в статью 26, суть которых сводилась к тому, что землю могут покупать иностранные юридические и физические лица. Юридически оформленного обсуждения не было, но это вызвало ожидаемый негативный резонанс в социальных сетях и в виде стихийных протестов – у всех в памяти еще были свежи земельные митинги 2016-го. Через пару месяцев Нурсултан Назарбаев выступил с обращением, где заявил, что в связи с этим самым резонансом было решено не изменять 26-ую статью, хотя оговорился – что этот вопрос будет решен позже. Все обрадовались «победе», но трезвомыслящим гражданам было ясно, что эту поправку внедрили для того, чтобы отменить, а заодно отвлечь внимание казахстанцев от всех других. И удачно, надо сказать, отвлекли – все другие поправки были успешно и единогласно приняты парламентом, а во время «обсуждения» добавились и другие.

Уже при втором президенте, по его инициативе, стал приниматься новый закон о мирных собраниях. Тогда он, в целом и в частностях, вызвал критику у правозащитников, недоумение у журналистов и негативную реакцию в обществе. Тогда тоже сделали вид, что отказались от самых одиозных предложений, но в целом законопроект прошел и сейчас его с уверенностью можно назвать «антимитинговым».

Будет ли так же на этот раз, сказать трудно. На сайте «Открытые «НПА» дизлайков и возмущенных комментариев в десятки раз больше, чем одобрений. Впрочем, общее их число не так велико – похоже, общество не слишком озабочено тем, что ему грозит. Независимые наблюдатели на днях провели пресс-конференцию, на которой высказали серьезную озабоченность намерениями властей, в том числе, заявив, что следующим шагом может быть введение в стране понятия «иноагент» (по примеру соседней России). На выходных активист Данияр Супиев вышел на одиночный пикет с плакатом «Наблюдатель меняет систему», за что система оштрафовала его на 50 МРП (153 тысячи тенге). Есть у другие предпосылки, что власти все же хотят провести большую часть, мягко говоря, сомнительных поправок. Например, об этом говорит то, что про аккредитованных соответствующим образом наблюдателях упоминается в ряде статей законопроекта.

«Кризисная ситуация»

В общем, власти усиленно готовятся к выборам, но, по всей видимости, хотят провести их по собственному сценарию. Напомним, 11 июля президент Токаев подписал закон c довольно объемным названием – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования порядка прохождения правоохранительной службы, повышения правовой и социальной защищенности и ответственности сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов и военнослужащих, межведомственной координации, самостоятельности органов внутренних дел, усиления ответственности за отдельные уголовные правонарушения и оборота оружия». За, казалось бы, очевидным заголовком скрываются некоторые факты, которые касаются не только и не столько силовиков, но и нас с вами – тех, кого принято называть широкими слоями населения.

В принципе, мы довольно подробно рассказывали об этих поправках, поэтому лишь напомним основные моменты. Во-первых, ужесточается наказание за неповиновение властям, а сама статья дополнилась «массовыми беспорядками». К слову, это словосочетание теперь добавили еще в ряд статей. Во-вторых, расширены полномочия Национальной гвардии в условиях чрезвычайного положения (читай, массовых беспорядках), вплоть до применения служебных собак и дронов. Было также регламентировано участие вооруженных сил РК в условиях чрезвычайного положения, что тоже не сулит ничего хорошего. С другой стороны, массу льгот и «пряников» получают сотрудники правоохранительных органов, а заодно с ними должна проводиться идеологическая работа – чтобы неукоснительно выполняли приказы. А вот тем, кто не захочет их выполнять (например, стрелять на поражение без предупреждения), грозит до 7 лет лишения свобода. Командиры и большие начальники также предупреждены нововведениями в УК РК – их легко могут осудить за медлительность и безынициативность.

Также в местах, где введено чрезвычайное положение, теперь нельзя проводить забастовки. Это ограничение добавилось к другим – по запретам митингов и мирных собраний, а также (внимание!) проведению выборов и референдумов. То есть, у власти на обозримый период, похоже, два основных взаимоисключающих сценария – либо избирательный процесс заводить, либо чрезвычайное положение вводить. Но об этом ниже, а сейчас добавим, что по новым дополнениям в закон о ЧП у нас появилось понятие «кризисная ситуация». Если коротко, то при ее наступлении правительство может прекращать действия каких-либо нормативно-правовых актов на определенной территории, а также временно вводить новые. Какие именно, остается только догадываться. Однако отметим, что в нынешнем законопроекте, предусматривающем «изменения и дополнения» не только в закон о выборах, есть поправки о том, что правительство (почему-то не президент и Верховный главнокомандующий) берет на себя ответственность за эти временные законы, а парламент должен их рассматривать в первоочередном порядке и на совместном заседании палат.

Право на бесправие

Вообще, закон о чрезвычайном положении подразумевал под собой временное ограничение тех или иных прав граждан. В принципе, это логично и в какой-то мере понятно. Но поправки, вместе с описанием понятия «кризисная ситуация», вводят в некоторый диссонанс. Так, например, говорится, что она появляется при нарушении прав и свобод казахстанцев, направлена на устранение этих нарушений, но при этом ограничивая другие права и свободы. Впрочем, там есть и дописка – про угрозы конституционному строю, а это, судя по всему, очень напрягает власти, и они хотят максимально усвоить «Уроки Января».

Здесь было бы логично сказать о том, что нужно бороться не с последствиями и возможной реакцией общества на нынешнее социально-экономическое положение, а с причинами, но на это едва ли стоит рассчитывать. Тем более, кроме бедственного положения граждан и неуверенности в завтрашнем дне есть и другие факторы, которые держат Акорду в напряжении.

Речь идет о возможном реванше так называемого «Клана Назарбаева». Сейчас мало кто верит, что все реальные представители движущей силы январских беспорядков (именно беспорядков, а не мирных акций протеста) находятся под следствием или, хотя бы, в поле его зрения. Высока вероятность, что тайные провокаторы и боевики с закрытыми лицами собираются с силами и делают «работу над ошибками».

Если это так, то превентивные действия властей в какой-то мере оправданы. Однако настораживает то, что они по-прежнему «метут всех под одну гребенку», не разделяя тех, кто может действительно готов выйти на голодные бунты и тех, кто готов ими воспользоваться.

Выбор выборов

А как же электоральный процесс? Положа руку на сердце, нужно признать, что сейчас Акорда разрывается в мыслях, что делать и когда проводить выборы. Они, безусловно, нужны, чтобы показать себе и миру свой демократичный настрой. Однако это чревато последствиями. Во-первых, нынешний парламент, как бы это не казалось странным, очень удобен для проведения практически любых реформ – ведь он единогласно будет принимать все, что ему предложат: администрация президента или еще более контролируемое правительство. Если же у нас вдруг появится мажилис, хотя бы частично сформированный из независимых или почти независимых депутатов, то он может стать серьезным тормозом для того, что хотят сделать Токаев и его команда.

Во-вторых, опять-таки практически еженедельное ухудшение социально-экономического положения населения заставляет побыстрее провести выборы, чтобы момент голосования не совпал с апогеем недовольства. Более того, (и это в-третьих), электоральный процесс почти всегда подразумевает под собой усиление политической активности общества, что тоже не очень желательно для Акорды. Именно поэтому она предпринимает превентивные шаги по максимальному улучшению для себя электорального климата – ничего не должно помочь Касым-Жомарту Токаеву проводить свои реформы, в том числе, не должны мешать те, ради кого эти реформы, якобы, затеяны.

Но вернемся к проблеме, в фарватере которой нынешняя власть видит два направления в обозримом будущем – проведение выборов или введение режима чрезвычайного положения. Что может быть первично? Если верить прогнозам некоторых экспертов, то уже в начале осени протестный потенциал может увеличиться на фоне продолжающегося роста цен при падении реальных доходов населения. Свою не самую лучшую роль может сыграть и ухудшение эпидемиологической ситуации, которая в очередной раз может сыграть на руку властям – объявить карантин с существенными ограничениями по передвижению, вплоть до введения режима чрезвычайной ситуации, как весной 2020 года. Правда, тогда надо будет многократно увеличивать социальный пакет, а денег у правительства мало – даже в Нацфонде.

«Кризисную ситуацию» могут спровоцировать и сами же выборы вне зависимости от сроков их проведения. Тем не менее, с изрядной долей уверенности можно сказать, что политический сезон может начаться несколько раньше обычного – еще до совместного заседания палат, который обычно знаменует собой это событие. По крайней мере, все предпосылки к этому есть, а депутатам уже в сентябре придется изрядно потрудиться, чтобы пропустить через себя спорные законопроекты (о выборах и политических партиях, например), а также те, о которых мечтает общество – о лидере нации. Точнее, об утрате этого закона.

Мирас Нурмуханбетов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Ужесточение законодательства оправдано, поскольку беспорядки могут в реале вызывать пророссийский настоенные элементы, коих, нет смысла в этом сомневаться, полным полно в Казахстане.