Минэнерго обещали дешёвую электроэнергию, а теперь за обман будут извиняться новым законом
Год назад министерство энергетики совместно с комитетом по регулированию естественных монополий министерства нацэкономики героически избавилось от так называемых «непродуктивных посредников» в виде электроснабжающих компаний, пообещав, что это поможет снизить высокие тарифы на электроэнергию. Заявления отраслевых экспертов, что такие скоропостижные решения не помогут и, напротив, только усугубят ситуацию, наглухо игнорировались. Теперь чиновники опомнились и начали продвигать изменения, чтобы спасти инвесторов от последствий собственных обещаний.
В начале 2024 года министерство энергетики заявило о начале масштабной реформы электроэнергетического сектора. Инициаторы законопроекта на тот момент уверенно обещали снижение цен на электроэнергию и очищение отрасли от хаоса и спекуляций.
Речь тогда шла о масштабной зачистке рынка электроснабжения. Абсолютно все частные компании, которые работали без собственных сетей, но имели договоры купли-продажи с генерирующими мощностями, должны были завершить свою деятельность. Считалось, что именно они – главная причина тарифного беспорядка.
Обещания звучали крайне оптимистично: новая модель, говорили они, позволит «снизить нагрузку на конечного потребителя» и создать «прозрачный рынок» с честными правилами.
– Передача сферы электроснабжения региональным электросетевым компаниям благоприятно скажется на тарифе электрической энергии, а также приведёт к следующим положительным эффектам: снижение тарифа для юридических лиц, снижение нагрузки на бизнес, снижение цены конечной продукции для населения, снижение тарифа для бюджетных организаций, увеличение инвестиций в энергетический сектор с минимальным влиянием на тариф для конечных потребителей, – писала в апреле 2024 года пресс-служба правительства.
Реформа проводилась крайне стремительно. Не успел мажилис даже ознакомиться с содержанием законопроекта об этой реформе в первом чтении, как у энергоснабжающих компаний буквально в один день по поручению премьер-министра Олжаса Бектенова стали массово отнимать лицензии на их деятельность накануне 1 апреля 2024 года. Exclusive.kz про это писал в материале «Зачем Минэкономики создает монополиста в энергоснабжении» и затем подробно освещал ситуацию в разделе «Контекст дня».
Вскоре после отъёма лицензий выяснилось: убрав посредника, государство вовсе не обязательно получит дешевле. Более того, оно напротив усугубит ситуацию, так как убьёт конкуренцию и создаст монополию. Об этом сразу же предупредили отраслевые эксперты. И во время рассмотрения законопроекта находились отдельные добросовестные депутаты, которые открыто заявляли, что утверждения министерства энергетики о снижении цены благодаря реформе – ложь.
Член комитета по экономической реформе и региональному развитию Болатбек Алиев тогда задавался вопросом: «Не получится ли так, что вся страна окажется в руках крупных поставщиков-олигархов, во власти которых сосредоточится весь поставляемый объем электроэнергии через их РЭКи, и тогда на бюджеты регионов ляжет непомерная нагрузка, которую создал и создаёт КРЕМ?». А уже в конце апреля от предпринимателей стала поступать информация, что после начала реформы цены на электроэнергию в некоторых регионах выросли для бизнеса почти вдвое.
Впоследствии, в июне, административный суд Восточно-Казахстанской области в ответ на многочисленные иски со стороны предпринимателей даже вынес министерству национальной экономики частное определение, признав, что отъём лицензий энергоснабжающих компаний проводился незаконно. Несмотря на это, правительство в то же самое время пыталось всех убеждать, что благодаря приостановлению лицензий энергоснабжающих организаций «в Казахстане снижены тарифы на электроэнергию для 129 060 субъектов малого и среднего бизнеса», утверждая даже, что «общая экономия составила более 1,7 млрд тенге в месяц».
В итоге закон, которым были «обновлены механизмы тарифного регулирования», всё равно был принят, – президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал его 8 июля 2024 года.
Но вот, спустя всего год после отъёма государством лицензий энергоснабжающих компаний, 2 апреля 2025 года, прокуратура Павлодарской области опубликовала новость, которая перечёркивает все громкие обещания правительства и прямо свидетельствует, что реформа обернулась провалом. По крайней мере, для крупных инвесторов и индустриальных проектов.
– Прокурорами Павлодарской области выявлены административные барьеры, затруднявшие запуск предприятий с большой энергоемкостью производства. Высокая себестоимость электроэнергии сделала реализацию таких проектов невозможной, что ставило под угрозу привлечение инвестиций, – говорится в пресс-релизе прокуратуры.
Проекты, о которых идёт речь, запускались ещё до реформы, при старой модели рынка электроэнергии. По информации госоргана, доступная цена была одним из основных конкурентных преимуществ, сделавших регион привлекательным для инвесторов. А после реформы Экибастузская ГРЭС-1 расторгла ранее заключённые договоры и в итоге цена, которая ранее составляла по 7,25 тенге за киловатт, выросла в 2,5 раза. В результате вложенные инвестиции зависли, а запуск производств был приостановлен.
Парадоксально, но решать возникшие проблемы теперь приходится тем же самым ведомствам, которые менее года назад заявляли об успехе реформы. После того, как последствия обновлённого законодательства, о которых сразу предупреждали эксперты, стали очевидны, прокуратура Павлодарской области выступила с инициативой разработки поправок, призванных частично компенсировать ущерб от роста тарифов. И министерство энергетики с этим согласилось!
Теперь Минэнерго продвигает законопроект, предусматривающий введение специального инвестиционного тарифа, то есть более льготной цены на электроэнергию для крупных производств. Это исключение должно повысить экономическую эффективность и вернуть конкурентоспособность проектам, которые иначе попросту не запустятся.
– На сегодня проект закона получил одобрение на пленарном заседании Мажилиса Парламента и в ближайшее время будет направлен на утверждение в Сенат, – сообщает областная прокуратура.
Фактически, государство создаёт исключение из собственной же реформы, чтобы хотя бы точечно спасти инвестиционные проекты. Однако новый «инвестиционный тариф» – это не развитие модели, а латание дыр. Попытка вернуть инвесторам условия, от которых государство их же год назад и избавило.
Всё это закономерно вызывает вопросы: если год назад было заявлено о снижении тарифов, почему через год приходится снижать их снова, но теперь уже только для избранных и с помощью нового закона? Где те обещанные 1,7 миллиарда тенге экономии? Почему теперь ГРЭС и РЭКи свободно расторгают контракты и диктуют новые, в 2,5 раза более высокие цены? Это ли не прямое опровержение всех заявлений правительства 2024 года?
Почти одновременно с новостью об инициировании нового законопроекта вышла информация о том, что Минэнерго планирует открыть структуру тарифов для общественности. Вице-министр энергетики Сунгат Есимханов, не называя никаких конкретных сроков, пообещал, что в будущем заработает цифровая платформа, на которой любой желающий сможет увидеть, из чего складывается конечная цена на электроэнергию – от генерации до сбыта.
Шаг, конечно здравый, но весьма запоздалый. Если бы такая инициатива была реализована до реформы, возможно, саму реформу не пришлось бы латать постфактум.
Конечно, сейчас в Минэнерго уже никто не скажет, что их расчёты с утверждениями о «тарифной справедливости» были ошибочны или что обещания не имели под собой экономического обоснования. Но факты – упрямая вещь. Если заявлена цель «снизить тариф», а тариф вырос, если обещана «доступная энергия», а она блокирует проекты, если ликвидированы частные поставщики, но государству пришлось срочно вводить «спецтариф», то называть это выполненными обещаниями уже точно нельзя.
Это и есть государственная дезинформация в виде системного расхождения между словами и действиями. Бизнесу таким образом снова показали, насколько хрупкой может быть любая договорённость, если политическая целесообразность важнее защиты интересов предпринимателей.
Остался один большой вопрос: кто теперь ответит за реформу, которая год назад подавалась как спасение, а обернулась необходимостью срочного латания дыр? Впрочем, ответ никого не удивит: как водится, всё размоется между инстанциями, растворится в протокольных формулировках и затеряется под новыми обещаниями, – ну а неудавшаяся реформа лишь останется очередной историей с испарившейся ответственностью.
1 Комментарий
[…] Несмотря на это, Жумангарин продолжает оптимистично внушать депутатам, мол, «Это заблуждение, что цены везде поднимутся». Правда внятных аргументов и конкретных расчётов, несмотря на требование президента проводить любые нововведения на основе всестороннего анализа и продуманной стратегии, почему-то министр по-прежнему не приводит. Лишь заявляет об «обеспечении правительством достаточного контроля, чтобы цены не росли как на дрожжах». А кто понесёт ответственность, если все эти надежды так и останутся несбыточными, он, конечно же, не говорит. Напоминает прошлогоднюю историю с тарифами на электроэнергию… […]