Арон Атабек: не верь улыбке президента - Exclusive
Поддержать

Арон Атабек: не верь улыбке президента

У диктаторов есть инфернальный страх перед теми, кого они лишили любого шансы на выражение сопротивления. Наиболее яркий пример – Арон Атабек. Человек, который несмотря на долгие годы заключения, мог противостоять режиму Назарбаева даже находясь в одиночной камере. То, как с ним обошлись – одна из самых позорных страниц в истории режима Назарбаева и всего нашего общества.

Поэт-воин

Арон Атабек был вызовом длярежима личной власти елбасы и находясь в заточении, и даже после своего трагического ухода из жизни. Он не был всенародно известен из-за того, что его посадили в тюрьму в самом взлете его гражданской активности, а потом сделали все, чтобы поставить его имя под запрет. А тем временем это была выдающаяся и многогранная личность, не принимавшая никаких сделок с совестью.

Арон Кабышевич Нутушев родился 31 января 1953 года в Калмыкии, но детство провел в Астраханской области, где его отец был председателем совхоза. В Казахстан он попал только после школы, проступив в КазГУ в Алматы, где отучился на «отлично» на филологическом факультете. Там он и показал свои литературные таланты, с которыми ранее были знакомы лишь друзья и родные. Это позволило Арону продолжить учиться в Ленинграде, где он проходил стажировку аспирантуры при кафедре монголистики и тюркологии ЛГУ. Вернувшись домой, он работал редактором в Госкино и издательстве «Мектеп», преподавал в ряде вузов, читал лекции, публиковал неординарные статьи, занимался переводами и так далее.

Уже в 80-ые, когда это не было мейнстримом (даже слова такого не знали) Арон Нутушев стал публиковать критические материалы по проблемам кино, изучения тюркологии с неприкрытыми намеками на засилье соцреализма. Именно в те годы он взял себе псевдоним «Атабек» – в честь прадеда по материнской линии. Кстати, многие до сих пор считают это его настоящей фамилией, но по паспорту он был «Едыгеев» – стал им в 2005 году. Впрочем, до этого еще было много времени.

В отличие от многих наших предыдущих героев, Арон Атабек принимал активное участие в «Декабрьских событиях», при этом никогда не спекулируя этим и, уже тем более, не прельщаясь на «бонусы» от государства «желтоксановцам». Он не просто был выше этого, а категорически не принимал, считая это оскорблением и банальным подкупом.

Диссидент

С этого момента начинается политическая биография Атабека. Он был старше многих студентов и работающей молодежи, пришедших тогда на площадь Брежнева, поэтому невольно (хотя, нет – вольно!) стал одним ил «локальных организаторов» протестов и, что тоже естественно, выразил недовольство действиям руководства республики и, в первую очередь, председателя Совмина Нурсултана Назарбаева. После этого он в течение двух лет скрывался от властей. Но уже весной 1989 года Атабек стал автором письма в Москву под названием «Политические требования. Письмо к 1 съезду народных депутатов СССР». Если коротко, это был исторический документ, в котором впервые были выдвинуты требования пересмотра политической оценки Политбюро ЦК КПСС Желтоксана, освобождения всех участников протеста и предоставления Казахстану государственного суверенитета.

В Москве и Алматы тогда напряглись, а Назарбаев, став в июне того же года первым секретарем КПК, начал предпринимать все возможное, чтобы заглушить эту инициативу, которую также стал продвигать Мухтар Шаханов. Уже через месяц Атабек создает первое в Казахстане национал-патриотическое общество «Жеруйык», от имени которого в ноябре 1989-го подал заявление в горисполком – провести тризну в память жертв «Декабрьских событий». Ему не только не разрешили это сделать, но и подвергли гонениям, а «Жеруйык» был ликвидирован. Несмотря на это, 13 декабря по инициативе Атабека в здании мединститута был проведен первый в истории митинг памяти.

Но тогда Арон вместе с дюжиной лидеров других неформальных организаций оказался на аудиенции с Назарбаевым, где выдвинул ряд политических требований, связанных с Желтоксаном, а через месяц, когда глава республики встречался с молодежью, инициировал минуту молчания. Тогда Назарбаев нехотя встал (и только после этого поднялись другие присутствующие чиновники и комсомольцы).

Это не могло пройти бесследно, и Арон Атабек стал одним одной из первых жертв политического преследования. Репрессии увеличились после того, как в апреле 1990 года он создает партию «Алаш» и налаживает выпуск незарегистрированной газеты, где, кроме прочего, опубликовал выдержки из книги Каришала Асанова (о нем мы поговорим в другой раз) в статье с говорящим названием «Не верь улыбке президента». В общем, он вынужден бежать из страны.

В Москве, где он обосновался, его все же задержали при помощи представителей Генпрокуратуры и МВД РК, обвинив в публикации трудов Каришал-ага и покушения на муфтия Нысынбаева (это, как говорили тогда, была провокация против брата Арона – Ращида Нутушева). Но в защиту Атабека встали местные правозащитники, а ряд стран, включая Саудовскую Аравию, США и Германия, предложили ему политическое убежище. Но он уехал в Азербайджан – к «близким по духу братьям».

Судьба воина

Вернулся в Казахстан Арон только в 1996 году и на какое-то время отошел от политики. Несмотря на тяжелое финансовое положение, он с головой ушел в творчество, литературу, переводы и науку, но и среди его произведений нет-нет проскальзывали помыслы Поэта-Воина. С 2003 по 2005 год он даже трудится редактором в литературном журнале Amanat (не путать с кое-какой партией), выпускает несколько книг, проводит творческие вечера в Доме ученых.

Но вскоре он вновь вовлекается в общественную и политическую деятельности. В 2004 году он возглавляет созданное по его инициативе общество «Қазақ ұлты», а в марте следующего года – Народный фронт Казахстана «Қазақ Мемлекеті», активно сотрудничая с ДВК, КПК и другими оппозиционными партиями. Когда в Алматы начались сносы самостроев (хотя у многих были разрешительные документы), Атабек становится инициатором движения за права тех, кого выселяют и сносят. Именно тогда он официально берет фамилию второй супруги.

Дальнейшая биография Арона Атабека-Едыгеева полна трагичности, но очень показательна в истории противостояния протестного электората и режима, а если конкретнее – Арона Атабека и Нурсултана Назарбаева. Вполне возможно, что главной причиной столь жестокого и жесткого обращения с Ароном была не столько политическая составляющая, сколько личная обида Назарбаева.

Что касается борьбы против сноса самостроев, Атабек был далеко не так радикален, как его некоторые представляют. Он изначально (когда сносили дома в микрорайонах «Айгерим» и «Бокай») предлагал сесть за стол переговоров, а властям объявить мораторий на свои действия. В принципе, забегая вперед, скажем, что по большому счету так и произошло после «Шаныракской битвы». Другими словами, власти, чтобы «выпустить пар», пошли на сделку с «шаныраковцами» и жителями других «проблемных микрорайонов». Власть и в этот раз всех обыграла – прельщенные легализацией имущества и другими уступками со стороны государства, а вместе с тем и запугиваниями с угрозами, потенциально протестный электорат быстро «сдулся», забыв о своих защитниках, получивших огромные сроки за беспорядки и убийство полицейского. Кстати, никто так и не понес ответственность за то, что обычный следователь из Бостандыкского РОВД, который не прошел специального обучения, был в одежде спецназа и отправлен подавлять бунт. Но это немного другая история.

У Арона Атабека не было никаких политических амбиций – абсолютно. Не в президенты, ни в парламентарии, ни даже в маслихатовцы он не метил. И даже в «лидеры оппозиции». Он создавал и возглавлял различные движения только потому, что другие в то время не могли это сделать и считал это неким практическим проявлением своей творческой деятельности. Поэтому его никак нельзя назвать конкурентом Назарбаева даже в переносном смысле. Но он был одним их его ярких оппонентов. Ведь одно дело критиковать первого диктатора в интервью и с трибуны несанкционированного митинга (или со страниц социальных сетей), а другое – через стихи и творчество. Подчеркнем, что еще тогда, на заре независимости, Арон Атабек-Нутушев разглядел в Нурсултане Назарбаеве все признаки коммунистического диктатора, в то время как большинство нынешней оппозиции были из ближайшего окружения первого президента.

Арон Атабек был выпущен из тюрьмы 1 октября 2021 года, но прожил на свободе менее двух месяцев. В принципе, всем было ясно, что его «освобождение» было вынужденным – чтобы КУИС и саму власть не обвинили в «убийства в застенках», хотя именно это и происходило более десяти лет. Но, как выяснилось, власти боятся протестного и любого другого Духа Арона даже после его смерти. Сами похороны проходили под бдительным наблюдением усиленных отрядов полиции, а за участие в 40-дневных поминках были задержаны многие активисты, которые просто пришли почтить память Поэта-Воина. Впрочем, это могло быть неким превентивным шагом, чтобы «обескровить» протестный электорат, лишить его лидеров накануне Январских событий…

Также вы можете прочитать материалы по теме:
Госперевороты в Казахстане: стабильность по-казахски
Были ли шансы силового устранения Назарбаева?
Почему никто не смог убрать Назарбаева?
Мухтар Аблязов – человек, которого ненавидел Назарбаев
Аскар и Тимур Кулибаевы: когда сын за отца ответил
Как у Рахата Алиева не получилось «свергнуть» Нурсултана Назарбаева
Еркин Ауельбеков: тот, кто первым поднял проблему Арала
Почему Нурсултан Назарбаев так боялся Заманбека Нуркадилова?
Аркен Уак призывал привлечь первого президента к уголовной ответственности
Узбекали Джанибеков продвигал Нурсултана Назарбаева – и что получил в ответ?
Нурбулат Масанов – промелькнувший метеор казахстанской политики
Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника противостояния двух коммунистов
Каратай Турысов: расплата за собственную позицию
Марат Оспанов: загадочная смерть реального конкурента Назарбаева
Ерик Асанбаев: тот, кто привел к власти Назарбаева, оставаясь у него в тени
Как Назарбаев устранил Сулейменова не огнем и водой, но медными трубами
Как Назарбаев избавлялся от политических конкурентов.

Максат Нурпеисов




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *