«Атамекен» в недоумении: мажилис принимает закон о бизнесе, не спросив бизнес - Exclusive
Поддержать

«Атамекен» в недоумении: мажилис принимает закон о бизнесе, не спросив бизнес

Мажилис одобрил во втором чтении законопроект, который предлагает создать Реестр казахстанских производителей. Депутаты уверены, что новый закон позволит эффективно бороться с «лжепредпринимателями». Однако самих бизнесменов, как обычно, спрашивать не стали. В «Атамекене» уверены, что предлагаемые меры поверхностные и не учитывают реальные потребности казахстанских бизнесменов.

5 марта депутаты мажилиса приняли во втором чтении Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам определения страны происхождения товаров». Теперь его должен будет утвердить Сенат РК.

Ключевое нововведение законопроекта – создание нового реестра казахстанских производителей. Авторы инициативы считают, что нынешняя система регистрации предприятий, производящих продукцию в Казахстане, приводит к неэффективному распределению средств господдержки.

До сих пор за учет местных производителей отвечала Нацпалата предпринимателей «Атамекен». Они выдавали сертификат СT-KZ, который включал товаропроизводителей, реализующих продукцию на внутреннем рынке, а также экспортные и индустриальный сертификаты.

Однако руководитель рабочей группы депутат мажилиса Мукаш Искандиров считает, что «значительное число сертификатов СT-KZ получали лжепредприниматели и лжепроизводители».

– Это позволяло им участвовать в государственных закупках, выдавая себя за казахстанских товаропроизводителей. В результате реальные отечественные производители оказывались в невыгодном положении. По сути, для участия в закупках не требовалось организовывать производство – достаточно было арендовать помещение, получить сертификат СT-KZ и выдавать импортные товары за казахстанские, – утверждает мажилисмен.

В «Атамекене» к такому заявлению отнеслись критически. Как отмечают в Нацпалате предпринимателей, понятия «лжепроизводителей» в правовом поле не существует.

При этом Генпрокуратура проводила внеплановые проверки, которые касались законности выдачи сертификатов о происхождении товара в период с 2020 по 2023 годы. В итоге из проанализированных 39 146 сертификатов СТ-KZ и 297 603 экспортных сертификатов были выявлены нарушения по 121 сертификату. А это менее 1% от общего числа выданных документов. Большинство нарушений имело технический характер: несоответствие сроков, отсутствие подписей в журналах и неполный пакет документов. Эти нарушения не влияли на статус отечественного производителя.

Требования к потенциальному производителю при выдаче сертификата СT-KZ регулируются правилами Министерства торговли и интеграции, и в них действительно существуют некоторые лазейки для недобросовестных предпринимателей. Однако многие инициативы, которые «Атамекен» предлагал для изменения этих требований, не были рассмотрены. В итоге нынешний законопроект содержит мало конкретики и, как считают в «Атамекене», не учитывает позиции бизнеса.

В качестве положительного примера Нацпалата приводит процесс выдачи Индустриального сертификата, который включает более строгие критерии отбора. Отраслевые эксперты ассоциаций проводят анализ производства и подтверждают возможность производства товаров с определенной производственной мощностью.

Следуя этому подходу, Национальная палата считает, что экспертная оценка производства должна стать обязательной частью реформы сертификации казахстанской продукции. Однако, согласно новому закону, Индустриальный сертификат тоже будет заменен на новый реестр.

При этом законопроект предполагает, что включение в реестр будет основано главным образом на цифровой верификации. В «Атамекене» согласны с этой инициативой, но обращают внимание, что на данный момент бизнесу не продемонстрирован сам процесс цифровой верификации. Также неясно, по каким критериям будет оцениваться предприятие. Проблема та же – отсутствие конкретики.

Повысить уровень локализации и глубину переработки продукции

Как отмечалось выше, цель нового реестра – сделать более эффективным распределение государственных средств, включая субсидирование, компенсацию части затрат при экспорте, финансирование участия в зарубежных выставках, покрытие части транспортных расходов. Кроме того, через реестр будут осуществляться госзакупки.

В «Атамекене» подчеркивают, что простым внесением субъекта предпринимательства в реестр для получения господдержки недостаточно, чтобы стимулировать производителей к повышению локализации и использованию местного сырья.

Национальная палата предпринимателей рекомендует отдавать приоритет в получении мер государственной поддержки предприятиям, которые имеют больший уровень локализации и применения местного сырья. Для этого «Атамекен» предлагает разработать новую методологию по расчету доли внутристрановой ценности (ДВЦ).

Также организация хочет усовершенствовать систему госзакупок. Сейчас отсутствует внятная градация предпринимателей с учетом их возможностей и инвестиционного вклада в производство, поэтому Нацпалата предлагает внедрить категорирование товаропроизводителей (товаров). Меры господдержки и возможность участия в госзакупках будут зависеть от этих категорий.

Как отмечают в «Атамекене», категорирование необходимо, потому что в настоящее время производители с различными уровнями технологического передела (глубины переработки) и производственной мощностью участвуют в госзакупках на равных условиях. В итоге, зачастую путем демпинга цен, выигрывают тендеры производители с меньшей производственной мощностью и технологическим переделом.

При этом начинающие предприятия, с меньшим уровнем передела, должны стумилироваться, чтобы они увеличивали глубину переработки.

В «Атамекене» считают, что если сегодня не будет введена практика категоризации, то проблема в регулируемых закупках так и будет оставаться вечным спором среди предпринимателей.




8 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Вот я — в национальном реестре. Произвожу электронику. Участвовал в слушаниях по новому реестру. Вопросов от бизнеса было немерено просто. И через дней уже принимают закон. Как так? В нем столько недоработок. И постоянный мониторинг, каждые 3 месяца проверка — кто будет это все оплачивать тогда? Опять мы из кармана? Как национальный производитель я пока ни одного тендера не выиграл. ТШО, КПО, НСОС кричат мы — частные компании и нам фиолетово на ваш МС и хотелки. Мы им столько писем писали, все без ответа. У закупщиков с СК ДЗО свои приоритеты, и это отнюдь не внутренние инструкции по увеличению доли МС. Патриотизма ни у кого нет. Я потерял кучу денег на вхождение и поддерживание статуса нац производителя. Один ЦОД с данными мне обходится в миллионы в месяц. И зачем мне это, если законы по МС не работают? Жаловаться некому, органа нет по жалобам по нарушению МС. Всем начихать. Тем более электроника, буду сворачиваться наверное. Судя по новому нац. реестру государству по прежнему все равно на отечественный бизнес. Смысла нет пытаться.

  2. Бәке : Атамекен не хочет выпускать из своих рук выдачк туфтовых сертификатов.:

    Бәке : Атамекен не хочет выпускать из своих рук выдачк туфтовых

  3. Надеюсь, в последующем у НПП отберут и экспортные сертификаты. Иначе так и будет российская фанера с нашими сертификатами поднимать пошлины в отношении нашей продукции при её экспорте в Европу.