Без полиции и суда: как казахстанцы будут оформлять ДТП? - Exclusive
Поддержать

Без полиции и суда: как казахстанцы будут оформлять ДТП?

На страховом рынке Казахстана грядут серьезные перемены. С 1 января 2024 года граждане смогут оформлять документы на получение страховой выплаты в упрощенном порядке.

Инициатива, с которой выступило Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, стала закономерным следствием стремительной цифровизации отрасли, которую агентство проводит последние несколько лет. Упрощенный порядок урегулирования страхового случая (Европротокол) позволит оперативно получить страховую выплату при дорожно-транспортном происшествии с помощью мобильного приложения либо Интернет-ресурса страховых организаций. И, что важно – без участия полиции и обращения в суд. Это позволит разгрузить трафик на дорогах, что особенно актуально в крупных городах страны и даст новые возможности клиентам страховых компаний.

Европротокол будет применяться в случаях, если в ДТП участвовали только два транспортных средства, нет пострадавших лиц и имущество третьих лиц не пострадало.

Предельная сумма выплаты в случае оформления Европротокола не должна превышать 100 МРП, и участники ДТП должны быть с этим согласны.

Страховая организация с 1 января 2024 года должна будет обеспечить сервис онлайн-урегулирования выплат не только в рамках европротокола, но и в целом. Эти сервисы должны быть максимально понятны и доступны для клиента, чтобы не получилось обратного эффекта – что это все слишком сложно. Подобные онлайн-сервисы должны быть направлены на упрощение процедур. Охват потребителей и конкурентное преимущество – то есть качество этих сервисов – будет позволять развивать страховой сектор и повышать доверие к нему. Созданием такого мобильного приложения также занимается, в кооперации с государством, и ТОО «Первое кредитное бюро».

Важным элементом является Единая страховая база данных(ЕСБД), которая интегрирована с множеством государственных баз данных. Это позволяет дистанционно получать необходимые сведения как для заключения договора, так и для осуществления выплаты клиенту. ЕСБД является информационно-технологической платформой не только для онлайн-страхования, но и для сбора данных по всему страховому сектору.

По мнению заместителя председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Марии Хаджиевой, наличие качественной статистики позволяет создавать новые продукты страхования, исходя из интересов клиента, развивать кросс-продажи. К примеру, по обязательному автострахованию расчет страховой премии в ЕБСД автоматизирован. Учитывается накопленная статистика по аварийности водителя: чем больше было аварий по вине водителя, тем больше он платит за страховой полис.

В ходе своего выступления на брифинге Мария Хаджиева отметила, что важным шагом в развитии цифровизации было внедрение с 1 января 2019 года онлайн-договоров страхования. И вот результат: сегодня 100 процентов всех договоров по обязательным видам страхования заключаются в электронной форме. Население и бизнес свободно приобретают страховые продукты без посещения офиса страховщика.

Для предоставления населению полного цикла страховых услуг законом от 12 июля 2022 года предусмотрено внедрение онлайн-урегулирования страховых выплат. Весь процесс оказания страховой услуги от момента заключения договора до получения страховой выплаты с 2024 года будет электронным. Каков здесь алгоритм действий? Граждане получат возможность направить в страховую организацию заявление о выплате, приложить необходимые документы через сайт или мобильное приложение и получить выплату, не посещая офис.

Также агентством заявлено, что в целях установления адекватной стоимости страховки для автовладельцев с 2024 года устанавливаются гибкие тарифы. Так, при расчете страховой премии по обязательному автострахованию будет анализироваться аварийность каждого региона страны. Гибкая тарификация, по мнению регулятора, позволит снизить стоимость страховки в регионах с низкой аварийностью. Согласно предварительным расчетам тарифов, в 11 регионах ожидается снижение премий, в двух регионах размер страховой премии останется неизменным.

Что думают об этих изменениях те, кого они коснутся прежде всего – страховые компании? Не раз приходилось слышать от их представителей, что в последнее время налаживается взаимодействие с контролирующими органами и бизнесом – то есть движение идет в нужном направлении. Правда, пока еще не так гладко, как хотелось бы. Например, депутаты регулярно высказывают пожелание, чтобы страховые компании снизили тарифы за свои услуги, «забывая» при этом, что эти стандарты базируются на высоких тарифах, устанавливаемых европейскими страховыми компаниями.

В основной массе городов (70 процентов) с нового 2024 года тарифы снизятся, и тут для страховых компаний возникает большая проблема. Страховщики объясняют: за последние годы в Казахстане практически обновился парк автомобилей, на дорогах появилось очень много новых машин, зачастую приобретенных владельцами в кредит (наверное, около 80 процентов), то есть в страну пришли тысячи и тысячи новых немецких, корейских, китайских и иных автомобилей. И стоимость страховки какого-нибудь, к примеру, «ниссана» стоит в Алматы примерно 20 тысяч тенге, а, например, в Таразе или Шымкенте — в два-три раза меньше, то есть 10, а то и 8, 7 тысяч тенге. Выплата же, по закону – одинаковая. То есть страховщик сталкивается с такой ситуацией, когда при ДТП за, условно говоря, разбитую фару, он обязан выплатить миллион тенге, и он это практически всегда делает. Однако его доходность при такой системе падает, и этот вид страхования становится для него невыгодным.

Закономерно, что страховые компании в такой ситуации начнут сокращать расходы, экономить на всем. Это повлияет в первую очередь на уровень сервиса – аварийные комиссары, офисы, чтобы обеспечивать доступность услуг для клиентов, и многое другое. То есть пострадает та самая культура сервиса, о которой любят говорить те же депутаты, упрекая страховщиков, что наш страховой рынок далек от стандартов сервиса цивилизованного мира.

Поэтому страховые компании пока не знают, какой реально будет ситуация на рынке с нового года, тем более — с введением новых правил Европротокола, и опасаются росты убытков.

Еще один риск – потенциальная активизация страховых мошенников. Так как присутствие страхового комиссара теперь не будет обязательным, все предполагается решать на месте, можно представить себе ситуацию, когда человек выпил спиртное, сел за руль, совершил ДТП и там же, на месте, «разрулил» конфликт с пострадавшей стороной. А страховая компания обязана будет выплатить немалую сумму.

Словом – страховые компании вновь призывают всех заинтересованных лиц к диалогу. Необходимо взаимодействие между страховщиками и регулятором – для блага всего рынка.

Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.