Что скрывает сайт казахстанского парламента?
Казалось бы, именно сайты парламента должен быть образцом с точки зрения своей открытости. Но национальный эксперт Аида Альжанова выяснила, что это далеко не так. Особенно неохотно народные избранники раскрывают информацию, связанную с деньгами.
В рамках проекта Фонда развития Парламентаризма РК при поддержке ОБСЕ эксперт провела мониторинг сайтов парламента. Стоит отметить, что у парламентов существует единое руководство по ведению сайтов. Межпарламентский союз, в который входят Казахстан и еще 142 страны мира, разработал его еще в 2009 году и впоследствии обновил в 2016. Мониторинг проводился на основе практических рекомендаций этого официального документа.
– Перед парламентами всех стран мира возникает задача по созданию удобных для использования веб-сайтов и их мобильных версий – понятных и простых в эксплуатации. Они должны гарантировать доступность для всех групп населения, включая лиц с особыми потребностями, не владеющих официальными языками страны и цифровыми технологиями в достаточной мере, чтобы получить необходимую информацию. Получение открытой и достоверной, а также своевременной информации на веб-ресурсах государственных структур позволяет различным категориям граждан чувствовать себя причастными к политике государства, – так объясняется значимость исследования.
Всего было изучено 6 основных направлений содержимого сайта: общая информация о парламенте; информация о законодательстве, бюджете и надзоре; инструменты поиска, получения и просмотра информации; инструменты коммуникации и диалога с гражданами; дизайн, доступность и удобство использования; управление сайтом.
Первая проблема, которая бросается в глаза – отсутствие у парламента карт сайтов. Эта страница помогает ориентироваться по ресурсу, оперативно искать необходимые разделы, а также выдавать информацию в глобальном поиске. Сейчас на сайте сената нет карты сайта, а у мажилиса вкладка формально существует, но на самом деле (по крайней мере, на момент исследования) не работает, что значительно затрудняет использование данных источников. Но отсутствие карты – это полбеды. Детальное изучение сайта парламента показало, что в нем катастрофически не хватает объективной информации о самой деятельности депутатов. Например, во всех странах обязательным пунктом наполняемости сайта является отображение схемы расположения мест в залах заседаний. Такая схема должна давать наглядную картину о численности действующих депутатов и распределении их по партийной принадлежности. Сейчас ее нет на сайтах обеих палат, хотя эта информация размещена даже в Википедии. Почему официальные государственные органы не разместили эти сведения, остается неизвестным.
Нет на сайте парламента и прямого указания на законодательство, по которому он работает. В конституционном законе «О Парламенте Республики Казахстан» четко разъяснены сведения о сроках полномочий депутатов, основах их деятельности, различных деталей принятия решений. Подобные документы должны быть размещены на соответствующих официальных сайтах государственных органов, чтобы вовлеченные в политику жители могли с этим ознакомиться и поднять свою правовую грамотность. Но пока на общем сайте парламента этого закона нет, размещена лишь ссылка на полный текст Конституции. Такая же проблема существует и на сайтах палат: ссылки на регламент парламента и статус депутатов отправляют пользователя исключительно к полному тексту Конституции.
Помимо прямой ссылки на закон, должно быть также разъяснения законодательного процесса. Жителям демократической страны необходимо четко понимать существующие взаимоотношения как внутри органов законодательной власти, так и между законодательной властью, правительством и другими национальными организациями. В полном виде эти разъяснения отсутствуют. Есть только схема взаимодействия внутренних структур мажилиса. Про взаимодействие с другими органами государственной власти молчат обе палаты. Также нет глоссария парламентских терминов и официальных процедур, который помог бы гражданам лучше разбираться в законотворческой деятельности.
Умалчиваются и описания статуса членов парламента. На государственном ресурсе необходимы разъяснения понятий «депутатский иммунитет» и «депутатская неприкосновенность», нет полноценных сведений о кодексе поведения и этики (у обеих палат есть только ссылка на кодекс этики госслужащих, но не депутатов). Такие недостатки сайтов делают работу парламента закрытой и непрозрачной.
– Необходимо доработать разделы с описанием роли и обязанностями парламента в целом и обеих палат по отдельности, разместить все соответствующие парламентской и депутатской деятельности законы, включая законы о выборах, политических партиях, о парламенте и депутатах и т.д., – пишет в отчете Аида Альжанова.
Особенно неохотно в Казахстане раскрывают информацию, связанную с деньгами. На сайте обеих палат нет указания о заработной плате и надбавках депутатам, хотя предоставление данных сведений не относится к государственной тайне и во всем мире является стандартом для демократических стран. Более того, молчат не только про зарплаты отдельных депутатов, но и в целом про бюджеты мажилиса и сената.
Одна из обязанностей депутатов – составление плана бюджета и распределение государственного финансирования. На сайте парламента должно быть разъяснение связанных с этим процессов: информация про конституционные полномочия и обязанности, роль правительства и парламентских органов, которые рассматривают или утверждают бюджет. И вновь мы сталкиваемся с тем, что на сайтах такие сведения отсутствуют.
– Для функций, требующих действий обеих палат, должен быть описан регламент, отражающий деятельность и решения, принятые обеими палатами. Такой информации нет ни на сайтах палат, ни на общем сайте, – утверждается в отчете.
Также сайту парламента не хватает базы данных. Сейчас практически невозможно найти статистические данные о деятельности нынешнего и предыдущих парламентов (количество рассмотренных законопроектов, количество проведенных слушаний и заседаний комитетов, используемые инструменты контроля, часы пленарных дебатов и т.д.). Они выкладываются отдельными публикациями об итоговых отчетах сессий форматом PDF, который не является машиночитаемым и не позволяет сделать свод по разным параметрам за разные периоды времени.
Абсолютно нет на сайтах статистических и демографических данных о членах парламента: пол, возраст, образование, географический округ. Тексты предложенных депутатами законопроектов можно найти только через поисковик по конкретным запросам. Историческая информация о законопроектах за прошлые годы (ранее 2020) тоже отсутствует. А ведь именно эти критерии позволяют судить о представленности в парламенте палитры мнений и разных запросов общества. «Необходимо сделать доступную и простую для поиска базу данных действующего, предложенного, а также принятого законодательства», – отмечает автор мониторинга.
Рассылки в электронной почте, мессенджеры и другие технологии, которые позволяют общественности получать информацию о важных действиях парламента, тоже отсутствуют. У обеих палат существуют телеграм-каналы и социальные сети, однако предназначены они сугубо для СМИ. Сервисов, которые позволяют гражданам получить доступ к информации и документации с помощью мобильных устройств, также нет.
– Поисковые системы, которые могут удовлетворить потребности как членов парламента, так и граждан с любым уровнем цифровой грамотности стали незаменимыми. Все большее значение приобретают различные методы обеспечения аудио– и видеотрансляции в Интернете, а также архивы, которые необходимо развивать, используя новые возможности. Необходимо отметить ценность служб оповещения и мобильного доступа к веб-сайту как для членов парламента, так и для граждан. Обратная связь является важным инструментом для обеспечения реакции на потребности пользователей. Интерактивное общение с гражданами через Интернет становится все более важной функцией членов парламентов. В информационную эпоху граждане ожидают быстрых ответов, разъяснений и решений от представителей законодательной власти, – комментируют в отчете.
Помимо этого, в связи с грядущими выборами, необходимо опубликовать на сайте мажилиса объяснение процедуры голосования: система распределения голосов, избирательные округа, кто голосует, кто может быть избран, требования к выдвижению кандидатов, кто проводит выборы и так далее. Сейчас процедура описана не полностью, есть только данные про систему голосования, а ссылки на веб-сайт центральной избирательной комиссии и результаты последних и предыдущих выборов не опубликованы вообще.
Еще один менее значимый, но весьма показательный пункт, отображающий закрытость парламента – экскурсии. Во многих странах мира посещение парламента является одним из пунктов туристического маршрута. В зданиях проводятся демонстрации для посетителей и туристов с гидом для ознакомления с историей парламентаризма в стране. В Казахстане есть только виртуальная экскурсия в формате видео и короткого текста на сайте мажилиса. Большинство стран мира предоставляют доступ к парламентской библиотеке, в которой хранятся архивы законотворческих документов. На сайте парламента Казахстана информация о библиотеке и архиве отсутствует. Есть только контакты пресс-служб и отдела документационного обеспечения.
В целом, с точки зрения дизайна, наполняемости и управления сайтом, в отчете отмечают отсутствие необходимых разделов «Часто задаваемые вопросы», «Что нового на сайте?», «Карта сайта», «Об этом веб-сайте» (кто им владеет, управляет, политика обновления и т.д.), «Справка», «К кому обращаться по вопросам, касающимся работы веб-сайта» и «Руководство по поиску».
– Мы рекомендуем провести внешний редизайн веб-сайта, чтобы с первой страницы было понятно, что это сайт парламента РК. Включить элементы дизайна качественного веб-сайта в соответствии с индексом. Наличие качественных веб-сайтов требует от парламентов активного вовлечения руководства на самом высоком уровне, адекватных ресурсов и твердой приверженности точности и качеству информации. Достижение прозрачности и подотчетности требует готовности делиться документацией с гражданским обществом и другими учреждениями. Использование открытых веб-стандартов также является важным фактором для обмена и скачивания файлов и сохранения информации в различных форматах, – подытоживают авторы исследования.
Пока перечисленные недочеты не будут исправлены, информированность о действиях депутатов останется на низком уровне. Из-за этого Казахстан все еще сложно назвать открытым и демократическим государством.
Ранее мы рассказывали о нерешенных проблемах портала открытых данных и о законопроекте по закрытию неугодных наборов.
Комментариев пока нет