Центральная Азия теряет свои мозги - Exclusive
Поддержать

Центральная Азия теряет свои мозги

Молодые и талантливые специалисты в Центральной Азии опять стали чаще выбирать эмиграцию. Высокий уровень образования в регионе по-прежнему не спасает: выпускники не могут найти работу по специальности, а работодатели жалуются на разрыв между знаниями выпускников и реальными потребностями рынка. С каждым днём мы всё больше теряем интеллектуальный капитал, который мог бы стать двигателем экономического роста. Почему система образования сразу нескольких стран оказалась неспособной удержать кадры?

Недавно группа Всемирного банка опубликовала доклад о состоянии систем образования Европы и Центральной Азии по данным на осень 2024 года. Согласно этому отчёту, регион столкнулся с кризисом человеческого капитала и серьёзной утечкой мозгов, которые сужают перспективы для инновационного развития.

В результатах исследования в очередной раз упомянуто, что многие квалифицированные специалисты покидают страны Центральной Азии в поисках лучших возможностей для самореализации, не находя их на родине. Эта тенденция была хороша видна в прошлом, хоть и несколько спадала в 2022-2023 годах на фоне начавшейся войны России с Украиной. Но теперь она вновь стала проявляться с новой силой.

Всемирный банк подчёркивает, что без радикальных реформ в сфере образования наш регион рискует надолго застрять в состоянии кадрового дефицита, неспособного поддержать амбициозные цели по развитию экономики.

– Несоответствие навыков выпускников вузов требованиям рынка труда приводит к неэффективному использованию кадрового потенциала и ускоряет отток квалифицированных сотрудников из региона. Работодатели отмечают, что у выпускников отсутствуют важнейшие профильно-технические навыки, а также умение работать в коллективе и общаться с другими людьми. Разрыв между образованием и потребностями рынка труда приводит к тому, что молодые специалисты либо вынуждены соглашаться на низкоквалифицированные позиции, либо эмигрировать в поисках стран, где их знания и умения будут востребованы, – отмечается в докладе.

По данным исследования Всемирного банка, из Казахстана, Албании, Боснии и Герцеговины и Молдовы эмигрируют более трети людей с высшим образованием, из Кыргызстана, Армении, Болгарии, Хорватии и Северной Македонии – более четверти.

Но проблема не ограничивается лишь оттоком кадров. Даже те специалисты, которые остаются в стране, часто не могут полностью раскрыть свой потенциал из-за устаревших образовательных программ и слабой связи университетов с реальным сектором экономики. Несмотря на то, что охват населения высшим образованием в странах Центральной Азии выше среднемирового показателя и составляет 40%, сами вузы, по оценкам экспертов, уступают по качеству обучения даже странам со схожим уровнем дохода на душу населения. В результате регион теряет конкурентное преимущество, а выпускники оказываются неготовыми к современным вызовам.

– Только девять вузов из стран Европы и Центральной Азии представлены в списке 500 лучших университетов мира, который составляет британский журнал Times Higher Education. Низкое качество высшего образования обусловлено неэффективным управлением, устаревшей учебной программой, нехваткой финансирования и плохой инфраструктурой, что нередко ведет к сокращению количества студентов в крупных государственных университетах, – констатирует группа Всемирного банка.

Важным фактором, усиливающим образовательный кризис, становится недостаточное финансирование системы образования. Без современных лабораторий, исследовательских центров и условий для развития науки студенты не получают практических навыков, а университеты теряют связь с научным прогрессом. Более того, преподаватели нередко сами не обладают актуальными знаниями и методиками. Это лишь усугубляет проблему разрыва между теорией и практикой.

– Система высшего образования справляется со своими задачами хуже, чем система базового образования. Она финансируется не в полном объёме и не имеет надлежащей инфраструктуры, в частности, научных лабораторий и хорошо оборудованных аудиторий. Это приводит к снижению качества подготовки студентов, особенно в областях, требующих сложного технического оснащения и практических занятий, – говорится в докладе.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с профессиональным образованием. В идеале она должно становиться альтернативным путём для молодых людей, не выбравших академическую карьеру. Но из-за слабой связи с бизнесом и устаревших программ выпускники ПОО сталкиваются с трудностями при трудоустройстве.

В докладе подчёркивается, что выпускники учреждений среднего профессионального образования нередко оказываются неконкурентоспособными даже на внутренних рынках. Работодатели же просто не видят смысла нанимать специалистов, которых приходится переучивать с нуля.

Всё это приводит к тому, что Казахстан и другие страны Центральной Азии теряют драгоценное человеческое богатство.

Молодёжь, не видя перспектив, уезжает в страны с более развитыми системами образования и лучшими условиями для самореализации. Те, кто остаётся, либо работают не по специальности, либо сталкиваются с ограниченными карьерными возможностями. В результате страна не только теряет специалистов, но и лишается будущих новаторов, учёных и предпринимателей, которые могли бы привести экономику к прорывному росту. Об этой же проблеме недавно говорил основатель InDrive Арсен Томский на панельной дискуссии CFO Summit 2025.

– Нерациональное использование и нехватка квалифицированных кадров становятся всё более серьёзным препятствием, ограничивающим возможности многих компаний инвестировать, внедрять современные технологии, привлекать капитал и специалистов из-за рубежа и внедрять инновации. Образованные и высокопроизводительные работники чрезвычайно важны для получения статуса стран с высоким уровнем доходов, к чему стремятся большинство экономик этого региона, – подчёркивается в докладе.

Всемирный банк рекомендует странам Европы и Центральной Азии срочно заняться реформированием системы образования. Авторы исследования рекомендуют сосредоточиться на трёх ключевых направлениях: 1) оптимизация системы университетов, улучшение инфраструктуры вузов за счёт инвестиций и усиление подготовки преподавателей; 2) адаптация учебных программ к запросам рынка и интеграция вузов с научно-исследовательскими центрами; 3) создание стимулов для возвращения специалистов из-за рубежа и условий для успешной реализации человеческого потенциала.

Другими словами, нужно не просто удержать кадры, а создать среду, где таланты смогут расти и менять регион изнутри. Только так можно остановить отток умов и превратить образование в реальный драйвер экономического роста.

Максим Елизаров




23 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Когда наше правительство будет больше уделять внимание умной молодежи а не мажорикам и депутатам тогда может что то и получится у нас.

  2. Зато с вывесками на русском языке, да и с остатками русского языка в целом в Узбекистане бороться с тройной энергией. Других проблем нет

  3. Проблема не в образовании а преподносить это образования параллельно с реальной жизнью а также не правильный подход и неправильные требования работодателя а так же дефицит рабочих мест.

  4. Это не новость, у нас веками убегают умы потомушта они не нужны нам они же подчиняться не будут нашим чинушам, им толька бараны нужны которые хлопают им, это очень серьёзная беда и боль.

  5. Для этого необходимо создать рабочие места нужного количества со сбиытом выпущенной продукции, а также поднять заработную плату рабочим и специалистам как у депутатов. А неговорить, что эмигранты приносят валюту в страну.

  6. ЛЮДИ ВСЕГДА ИШУТ ГДЕ ЛУЧШЕ! ЕСЛИ В ТВОЕЙ РОДИНЕ ТЕБЕ ПЛАТЯТ СТОЛКА ЧТО НЕ ХВАТАЕТЬ НА ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ВЕШИ ( ПРОДУКТЫ И ПРОЧЕЕ, Я УЖЕ НЕ ГОВОРЮ О ТОМ ЧТОБ НАКАПИТЬ НА КВАРТИРУ, ТО КОНЕЧНА ЛЮДИ БУДУТЬ ЕХАТЬ ЗАРУБЕЖ ЧТОБ ИСПОЛНИТЬ СВОИ БЫТОВЫЕ ЖЕЛАНИЕ

  7. Надо создавать СССР, все учились и хватило всем после учебы место работы.это всё капиталистическая демократия нас до такова уровня довела.

  8. Кому нужна наука в Узбекистане?))) она же не поможет заработать здесь и сейчас. Другое дело построить дом и продать квартиры! Торговый центр тоже хорошо. А вот это образование кому надо? Зачем? Базар надо, кафе надо, аптека, салон красоты… Купи-продай, денежки , денежки, денежки! Мыслить на 10 лет, 20 лет, 50 лет вперёд — это не наше. Это пусть всевышний думает. Наше дело набить карман.

  9. А ещё если хорошая зарплата ,то руководитель, как правило ,берет на работу родственника даже если у него нет профильного образования саму работу будут выполнять другие подчиненные.

  10. Новых свежих кадров нужно выбирать во всех предприятиях. И нужно создать им комфортные условия. Они должны работать внедрять свои новейшие навыки. Уже четверть проходит как мы живём в 21м веке. А старых лис которые всё ещё живут в 20м веке и нужно отправлять на пенсии.

  11. Получить образование и без проблем устроится на работу это только в Китае возможно и в России точна такая херня

  12. Европа всегда умела привлекать ученых, так почему бы не сделать то же самое и странам Центральной Азии?