Эксплуатация эксплуататоров по-токаевски - Exclusive
Поддержать

Эксплуатация эксплуататоров по-токаевски

В последнее время новостные ленты пестрят сообщениями о том, как государственные органы начали мужественную борьбу с насильственным отъемом чужого имущества и активов. Можно было бы вздохнуть с облегчением, посчитав, что наступила-таки новая эпоха, когда можно вспомнить о справедливости не как о чем-то абстрактном. Однако нас, как говорится, опять терзают смутные сомнения. Ведь, если приглядеться, что-то не так с антирейдерскими действиями.

Единичные примеры

Начнем, пожалуй, с самой свежей новости. На днях председатель Агентства по финансовому мониторингу (АФМ) Жанат Элиманов был на приеме у президента. Он озвучил Касым-Жомарту Токаеву ряд занимательных фактов, в том числе о мерах по защите частной собственности и недопущению фактов рейдерства. Как сообщает сайт Акорды, на данный момент расследуется восемь дел. В частности, в Алматы ликвидирована преступная группа, занимавшаяся рейдерскими захватами бизнеса, ущерб от деятельности которой составил свыше 18 миллиардов тенге.

Возможно, это только малая часть из всего того, что было отобрано через силу и с помощью административного ресурса при прежнем режиме, однако 40 миллионов долларов – это большие деньги. В официальном сообщении не уточняются подробности дела, не говоря уже о фамилиях «героев», но по ряду косвенных признаков речь может идти о «преступной группе», связанной с Болатом Назарбаевым. Напомним, что примерно о таких же суммах шла речь, когда весной была обнародована информация о признаках рейдерского захвата одного стекольного завода. Впрочем, это так, к слову.

В принципе, мы сегодня не стремились приводить конкретные примеры. Пусть их не так много, но, как нам кажется, необходимо сделать акцент на намеченную тенденцию, а не на сами факты. Впрочем, можно вспомнить и о случае с обвинением в рейдерстве братьев Нигматулиных. И вспомнить об этом надо именно с той позиции, что обнародовано было, по сути, только одно дело, а даже простые (но пытливые) журналисты могли бы с ходу назвать их с десяток в одной только Карагандинской области.

За последние несколько месяцев всплывало еще несколько историй с захватом активов, но они либо закончились ничем, либо превратились в рутину. И это тоже интересный факт – рейдерством у нас в стране уже никого не удивишь.

А судьи что?

Удивительно другое – как мы отметили выше, обществу не предоставляют никакие подробности, не называют имен и обстоятельств расследуемых преступлений. Мы понимаем, что есть пресловутые «тайны следствия», но не до такой же степени. Ведь в отдельно взятых случаях Агентство по противодействию коррупции позволяет себе называть задержанного (даже не арестованного!) преступником задолго до решения суда. А вот АФМ более походит на КНБ, тщательно все скрывая и оперируя только сухими цифрами. В этом плане в лишний раз можно прийти к выводу, что финнадзор Токаева выполняет те же функции, что и финпол Назарбаева – является неким опричником, служащим для укрепления власти.

Можно, конечно, выразить робкую надежду, что через некоторое время будут судебные разбирательства, но сомнения в их открытости для прессы и общества сводят на нет все грезы. Тут надо вспомнить, что именно суды были (и остаются) последней правовой инстанцией, которые в былые времена вместо защиты предпринимателей от того же рейдерства, наоборот способствовали отъему предприятий и другого имущества. Видим ли повальной смены судейского состава, не говоря уже о кардинальной судебной реформе? Нет. Если о последней нынешний президент несколько раз говорил, в том числе и в рамках доянварских посланий, то о конкретных «вершителях судеб» мы ничего не слышим.

Возвращаясь к беседе Токаева с Элимановым стоит отметить и другие цифры, причем, советуем обратить внимание на каждую из них. Итак, в рамках борьбы с теневой экономикой ликвидировано 33 ОПГ, сумма ущерба по хищениям бюджетных средств достигла 57 миллиардов тенге, по необоснованно повышенным тарифам заведено 34 уголовных дела в отношении 20 монополистов, потребителям возмещен ущерб в 11,6 миллиарда тенге, ну и дальше по «мелочам». Опять-таки мы ничего не видим и даже не чувствуем, в том числе и то, что «благодаря принятым совместно с правительством мерам уровень теневой экономики за последние три года снижен с 23 до 19 процентов». Интересно, как они это посчитали, что хорошего среднестатистический казахстанец получил от этих 4 процентов и, вообще, как говорится, кто все эти люди? И напоследок еще одна цитата из доклада главы АФМ: «Касым-Жомарту Токаеву было доложено о начале расследования в отношении недобросовестных поставщиков, которые спекулируют ценами на продукты питания». Только начали они…

Опять только избранные

Вернемся к нашей сегодняшней теме. Мы, как и другие независимые СМИ, писали и говорили о рейдерстве «еще при Назарбаеве», за что периодически получали судебные иски и другие «побочные эффекты». Поэтому поверьте нам на слово – таких дел сотни по всей стране. Выше мы отметили, что Нигматулины стали фигурантами только одного эпизода, а вот по другим – как будто их не было. Поэтому создается устойчивое впечатление, что АФМ (и финпол тоже) подходит к делу антирейдерства крайне избирательно. Причем, как в отношении некоторых лиц, так и по конкретным их делам.

В захвате чужого имущества обвинялись многие отечественные клептократы и олигархи – всех не упомнишь, а если и называть их, то те, про кого забудем могут обидеться. Страна и сферы экономики были буквально поделены между кланами и отдельными их представителями, а сами факты рейдерства уже перестали кого-либо удивлять. Но вот почему-то мы не видим повального возврата этого имущества, не говоря уже о финансовых активах. Ведь в таком случае из уст того же Элиманова мы бы услышали гораздо большие суммы, причем уже в конвертируемой валюте.

Скажем, Дарига Назарбаева периодически попадала в такие истории, при этом не только на пару вместе со своим первым супругом, но и уже в «свободном» статусе. Разные вещи рассказывали (и доказывали) про Тимура Кулибаева. Можно вспомнить о генералах и других силовиках (КНБ, финпол, прокуратура), больших и малых акимах, секретарей маслихатов и просто «бандитах», которые предпочитали забирать готовое, чем что-то делать самому. Ну и где все они? Тут уместно было бы дать совет открыть что-то в виде «горячей линии» для сбора подобной информации и пересмотра дел, вынесенных при прежнем режиме, но в действенность этого как-то не верится. В общем, мы опять сталкиваемся с четкой избирательностью – не все могут заявить претензии на восстановление справедливости и далеко не все быть объявлены рейдерами даже при наличии всех доказательств. Почему?

Предел передела

Ответ на этот простой вопрос не так уж и прост – он скорее многогранен. В прошлый раз мы говорили, что по некоторым делам «Новому Казахстану» нужно обезопасить себя, существенно подрезав финансовые возможности тех, кто может задуматься о реванше. С другой стороны, но в гораздо меньших масштабах нужно образцово-показательные уголовные дела. Впрочем, не такие уж и показательные – они будут проходить в скрытом от лишних глаз режиме и с грифом секретности. А показать нужно обществу и другим, что нынешний режим строгий и может «не смотреть на лица».

А еще ему, режиму, нужны деньги. Причем, деньги на все – на возросшие социальные нужды, на подкуп силовиков льготами, на реализацию «второго пакета реформ», на другие, в том числе помпезные проекты Акорды. В конце концов, деньги нужны и в качестве бонуса тем, кто решил сменить «старый» Казахстан на «новый». Ведь за такой переход не только лишаются части активов, но и получают вознаграждение – не за зарплату акима-министра или сотрудника АП же работать. Хотя тут более скрытые операции и их нужно рассматривать отдельно. Однако это направление мысли наталкивает и на другую.

Становится очевидным, что антирейдерские мероприятия стали напоминать банальный передел собственности. Сюда же можно включить комплекс мер под условным названием «деприватизация». В принципе, это тоже своеобразная борьба с рейдерством и его последствиями, но только на этот раз отъем имущество и активы отбирались у государства, но все равно в пользу отдельных клептократов и олигархов. Сейчас же якобы что-то постепенно возвращается, но, опять-таки, далеко не все и без особых последствий для тех, кто отбирал и, подчеркнем, помогал отбирать. По подчеркнутому – речь идет о тех же судьях, министрах и акимах, которых способствовали передаче госактивов в частные руки.

И тут возникает закономерный вопрос – существует ли предел передела (собственности)? Скорее всего, да. В принципе, его черты определены еще весной, когда была создана комиссия по деприватизаци – были обозначены контуры сфер, которых она будет касаться. Это в основном коммуникации, железная дорога, немного нефтегазового сектора и медиа-сферы. Параллельно что-то будет возвращено (и уже возвращается) в лоно государства из земельных активов, но есть мнение, что за этим возвратом могут последовать передача их в долгосрочную аренду новым латифундистам, присягнувшим уже Токаеву.

В общем, особого энтузиазма отчеты об очередных победах на антирейдеровских фронтах не вызывают. Хотя те, кто в свое время неплохо на этом заработал, должны напрячься или, как минимум, писать явку с повинной. Но этого не происходит и вряд ли произойдет в ближайшее время.

Мирас Нурмуханбетов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.