Еще одно последнее и очень наглое дело Тимура Кулибаева - Exclusive
Поддержать

Еще одно последнее и очень наглое дело Тимура Кулибаева

Несмотря на усиленное внимание к своей персоне не только в Казахстане, но и далеко за его пределами, Тимур Кулибаев продолжает избавляться от активов. Причем делает он это практически открыто и даже вызывающе. Но еще более симптоматично, что стратегические активы переходят под контроль России.

«Забота» Кулибаева

Но начнем все по порядку. Группа компаний «Камкор» («Забота») является неким холдингом, выполняющим различные услуги в сфере железнодорожного транспорта. В него входят с десяток компаний, которые в 2014 году были «по- тихому» приватизированы через младшего партнера Кулибаева – Якова Цхая (через несколько лет он передал приобретение своему «агашке»). Сделано это было, как водится, явно не в пользу государства и нас с вами – они были проданы единым пакетом за 19 млрд тенге. Но пусть вас не смущает 11-значная цифра, хотя бы потому, что только одна из фирм, ТОО «Камкор Локомотив», в 2016 году получила выручку в 43 300 000 000 тенге, а в прошлом – 35 миллиардов. По данным «Форбса», сама компания отдельно была оценена ФНБ «Самрук-Казына». Повторимся – это только одна структура из холдинга, а также напомним, что она вне государственной собственности и мы с вами (через бюджет, налоги, цены на билеты и другие тарифы) оплачиваем ее услуги. А занимается компания ремонтом и обслуживанием локомотивов, являясь, по сути, монополистом на рынке. В ней заняты порядка 5000 казахстанцев по всей стране, а если сюда прибавить членов их семей, а также тех, кто имеет побочный заработок, то цифру эту легко можно увеличить до десятков тысяч. Другими словами, это и есть «градообразующее предприятие» для многих населенных пунктов и узловых станций практически по всей длине казахстанской железной дороги.

Фактическим монополистом на рынке ремонта, обслуживания и профилактики товарных вагонов является другая структура группы – ТОО «Камкор Вагон». Примерно такая же ситуация и с другими «сестринскими» компаниями. В любом случае, можно констатировать, что эта группа, с одной стороны, занимается стратегической отраслью и от ее работы зависит, в том числе, безопасность страны (и экономики), а с другой – от стабильности или нестабильности ее деятельности в прямом смысле слова зависят жизни и судьбы десятков тысяч наших сограждан. И теперь это переходит в руки весьма сомнительным личностям по ту сторону северной границы.

В объезд санкций

Вообще, о намерении Тимура Кулибаева продать свои железнодорожные активы россиянам стали говорить еще в феврале. Но тогда, за неделю-другую до вторжения в Украину, многие думали, что Тимур Аскарович, уже потерявший к этому времени ряд должностей, просто избавляется от того, что могут отобрать. Что касается потенциального покупателя – АО “«Трансмашхолдинг» (ТМШ), то он уже мелькал в отечественной ленте новостей, в том числе в связи с покупкой 99-ной доли завода «Тулпар-Тальго». Да, да – с некоторых пор это не казахстанско-испанская, а фактически российская компания, производящая вагоны (кстати, по технологии Тверского вагоностроительного завода). Но мы немного отвлеклись, хотя это тоже имеет отношение к нашему рассказу. В общем, тогда в «Камкоре» ничего не ответили нашим коллегам из Orda.kz, сославшись на коммерческую тайну. А потом началась война. ТМШ попал под западные (конкретно – Великобритании) санкции, и там же, в санкционном списке, оказался и председатель Совета директоров АО и один из крупных его акционеров Андрей Бокарев – как приближенный к Путину олигарх. Сделка оказалась под угрозой срыва, но всегда найдутся обходные пути – на этот раз они прошли через Кипр. Наверное, мы не станем утомлять читателя подробной схемой обходных маневров, которую удалось выявить журналистам-расследователям из Teletyp.in, но покажем пару штрихов для общей картины. 

Покупателем активов Кулибаева называют некоего Алексея Лебедева – малоизвестного даже самим россиянам бывшего топ-менеджера «Российских железных дорог» (РЖД), где он отвечал за финансы. Если немного, но упорно покопаться в открытых данных, то можно найти много общего с упомянутым Бокаревым и другими крупными акционерами «Трансмашхолдинга». Коротко говоря, разработчики обходной схемы не слишком заморачивались для того, чтобы скрыть следы. Такое ощущение, что они не стали покупать напрямую через ТМШ и для ТМШ только для внешнего вида, для соблюдения формальностей. Можно было разработать более продуманный механизм и как-то усложнить схему – хотя бы для того, чтобы не появлялось повода для ввода «вторичных санкций» теперь уже для казахстанских фирм? Наверное, можно, но, по всей видимости, время поджимало. Почему торопились? Об этом чуть ниже.

Первый не пошел?

А пока вернемся к нашему герою. Мы не откроем большой тайны, если скажем, что Тимур Кулибаев может поспорить даже со своим тестем-пенсионером за право быть первым нашим согражданином, в отношении кого введут персональные (адресные) санкции. Если Нурсултан Абишевич может возглавлять список клептократов из Казахстана и одновременно быть его связующим звеном, то Тимур Аскарович продолжает делать все, чтобы западные правительства начали именно с него. Поводов и причин тому множество, а о некоторых из них писали в последние годы. Например, в мае 2021 года имя Кулибаева первым прозвучало в Конгрессе США в качестве потенциального получателя санкционных ограничений. Тогда конгрессмен Томпсон обратил внимание коллег на деятельность зятя бывшего президента Казахстана. Например, по разработанным схемам, благодаря которым Кулибаев мог получать десятки миллионов долларов по контрактам, связанным с газопроводом между Центральной Азией и КНР. Мистер Томпсон, сослался на скандальную публикацию в Financial Times, вышедшую за несколько месяцев до этого, а акцент на Китай, думается, был сделан не случайно – торговые войны между Вашингтоном и Пекином тогда набирали обороты, а нынешнее обострение ситуации вокруг Тайваня может воскресить прежние дела.

Или самый свежий пример – заявление фонда Elge Qaitaru, в котором, кроме прочего, говорится о необходимости проверки обстоятельств сделки по продаже блокирующего пакета акций АО «CNPC – Актобемунайгаз». Есть и многие другие примеры «кипучей деятельности» Тимура Кулибаева, в том числе те, по которым и ранее пытались возбудить официальное расследование – как это было сделано Мухтаром Аблязовым в 2010 году (по особо неприкрытой афере вокруг «МангыстауМунайГаза»). В общем, всего не упомнишь.

Но на все это правоохранительные органы «нового Казахстана» продолжают закрывать глаза, хотя признаки коррупционных и финансовых преступления налицо. Почему? На поверхности лежит ответ, что существуют какие-то договоренности с представителями «старого Казахстана». Но на самом деле не все так просто. Тем более, что в данном случае речь идет не о простом сливе активов и не на последней возможности заработать, а о вещах государственного и межгосударственного уровня. Тут, судя по всему, шли договоренности на уровне Акорды и Кремля, и к такому выводу можно прийти, если задаться другим вопросом, но при этом надо признать, что на сегодняшний день Тимур Кулибаев остается неприкасаемым для тех, кто хотел бы привлечь его к уголовной ответственности.

Без деприватизации

Почему все-таки Кулибаев продал подсанкционным россиянам свои железнодорожные активы? Можно предположить, что российская сторона все-таки настаивала на предварительных, еще довоенных договоренностях. Более того, мы не удивимся, если Кулибаев уже получил предоплату в какой-то мере – ведь надо вспомнить, что еще до недавнего времени он входил в Совет директоров «Газпрома» и считается одним из проводников «русского бизнеса» в Казахстане. Причем не каких-то там СП или предпринимателей средней руки, а более серьезных движений. России же, кроме упомянутых лазеек в обход санкций, нужен экономический контроль над «младшим братом», который в последнее время что-то стал демонстрировать свой норов и искать альтернативные пути логистики, в том числе и по ЖД. 

Да, Токаев практически в каждой зарубежной поездке или при встрече высоких гостей (например, из Тбилиси) говорит о новых транспортных коридорах, даже четко обрисовывая их. Хорошо, предположим, что мы наладим железнодорожный путь до Пешавара (о чем Касым-Жомарт Кемелевич говорил в Чолпан-Ате), но ведь подвижной состав уже будет контролироваться российскими «партнерами», а как они будут распоряжаться новыми возможностями – это еще большой вопрос. Даже внутри страны, скажем, блокировка вагонов с углем может в течение нескольких дней накалить социально-экономическую ситуацию и легко направить ее в социально-политическую сторону. Хотелось бы верить, что высшее руководство страны вместе с руководителями соответствующих органов прекрасно осознает все эти и многие другие риски, связанные с, казалось бы, банальной продажей Кулибаевым своих активов. Но если осознает, то, получается, не предпринимает никаких контрмер как раз из-за существования определенных договоренностей с Россией на самом верху.

Ну и, возможно, внутри страны о чем-то договорились – например, Тимур Аскарович пообещал Касым-Жомарту Кемелевичу не финансировать экстремизм (читай — госпереворот наоборот) и держаться подальше от «клана Назарбаева», а также заверил, что это его последнее дело, которое надо-таки закончить.

Шутка, конечно, но тут самое время напомнить, что в марте президент Токаев создал комиссию по демонополизации, среди направлений деятельности которой значилось «возвращение в госсобственность необоснованно приватизированных объектов в сфере железнодорожной инфраструктуры». В принципе, группа компаний «Камкор» легко могла попасть под разработку этой комиссии, но или не попала, или изначально не стали делать из нее цель. В любом случае, можно утверждать, что процесс продажи в это время уже был запущен и, как мы отмечали выше, предварительные договоренности оказались выше, чем любые попытки деприватизации. По крайней мере, с железнодорожными активами Кулибаева это не удалось. Нам же остается надеяться, что это последнее дело Тимура Аскаровича и он не будет больше набирать себе поводов на уголовное наказание. 

Впрочем, такого рода правонарушения не имеют срока давности.

Мирас Нурмуханбетов




5 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.