Чрезвычайно и Полномочно
Поддержать

Чрезвычайно и Полномочно

1.  Как Вы относитесь к дискуссиям вокруг необходимости провести «перезагрузку» ОБСЕ? И насколько успешно, на Ваш взгляд, Астана может справиться с этой задачей?
2. В прежние годы ОБСЕ неоднократно критиковала Казахстан по линии демократического измерения. Но где, по Вашему мнению, должна проходить грань между обоснованной критикой и вмешательством во внутренние дела государства?
3. Сегодня многие рядовые казахстанцы задаются вопросом: «Ну, стал Казахстан председателем ОБСЕ, а нам-то какая польза от этого?» А как Вы ответили бы на подобный вопрос?


Ричард Хоугланд, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Казахстане
1. Мы с воодушевлением ожидаем 1 января – дня, когда Казахстан примет на себя председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это большая честь для Казахстана, первого постсоветского государства, которое займет этот пост, и очень важный этап развития для самой ОБСЕ. Уникальное видение Казахстана, естественно, приведет к некоторой «перезагрузке» тональности ОБСЕ. В качестве председателя, в процессе консультаций с другими странами–членами ОБСЕ, Казахстан будет определять политические приоритеты организации в 2010 году. Мы всецело уверены, что Казахстан будет придерживаться принципов этой организации и разделять ценности каждой из трех «корзин» ОБСЕ: вопросы политики и безопасности, экономические и экологические вопросы и гуманитарный аспект. И пока уважаются эти принципы, существует широкое поле для дискуссий и нового мышления по конкретным вопросам. Мы будем с большим интересом наблюдать за тем, как Казахстан привнесет свое уникальное видение в ОБСЕ.
2. Основополагающие документы ОБСЕ, включая Хельсинский заключительный акт 1975 года, ясно дают понять, что полное уважение прав человека и построение демократических институтов является первостепенным фактором для государственной, региональной и международной безопасности. Каждая страна–участник ОБСЕ принимает на себя обязательство придерживаться и продвигать эти ценности. Партнерские отношения США и Казахстана всегда зиждились на основах взаимоуважения. Обмен мнениями и предложениями не следует рассматривать как вмешательство. Я твердо верю, что внешняя политика Президента Обамы, построенная на позитивном вовлечении в построение многостороннего партнерства, обогатит двусторонние отношения Казахстана и США в период председательства Казахстана в ОБСЕ.
3.  Самая большая польза для граждан Казахстана заключается в том, что их прекрасная, успешная и значительная страна станет еще более известной, поскольку внимание международной общественности будет приковано к Казахстану. Год успешного председательства в ОБСЕ значительно поднимет международный престиж Казахстана.


Франс Потайт,  Чрезвычайный и Полномочный Посол Нидерландов в Казахстане
 1. Работа, которую проделывает ОБСЕ, как показывает время, незаменима. Это единственная организация, которая объединяет страны–участники НАТО и бывшие коммунистические страны. Эта организация играла и продолжает играть ключевую роль в процессе развития молодых государств на их пути к свободному и демократическому обществу. Тот факт, что большая часть этой деятельности осуществляется вне всеобщего внимания, не уменьшает важности ОБСЕ.
В то же время я знаю о том, что идет дискуссия о необходимости реформирования ОБСЕ. В рамках так называемого процесса Корфу страны–участники ОБСЕ ведут дебаты о том, как укрепить стабильность и безопасность в Европе во всех четырех измерениях ОБСЕ: военно-политическом, экономическом, экологическом и человеческом. Это делается для того, чтобы избежать в будущем военных конфликтов наподобие того, что произошел в Грузии в прошлом году. Попытки найти пути решения затяжных, или, как их часто называют, замороженных, конфликтов являются очень важным направлением деятельности организации. Примерами таких конфликтов могут служить Нагорный Карабах и Приднестровье. Безусловно, более практические дипломатические инструменты в руках ОБСЕ были бы очень полезны, но мы должны быть реалистами. Это не быстрый процесс. Это займет больше времени, чем срок председательствования в ОБСЕ одной страны, так как все решения в рамках ОБСЕ принимаются только путем достижения консенсуса. Эти процессы, как правило, длительны, к сожалению…
Конечно, это было бы замечательно, если бы Астана могла возглавить процесс Корфу, однако необходимо осознавать, что даже выполнение повседневных функций страной–председателем ОБСЕ – это «дьявольская работа». Наша страна занимала этот пост в 2003 году, и я могу Вас заверить, что сбалансированное беспристрастное председательство требует от страны максимальных дипломатических навыков. Я, к слову, должен сказать, что мы гордимся тем, что смогли предложить Казахстану на пути подготовки к этой роли тренинги для молодых казахстанских дипломатов. Тот факт, что впервые страна бывшего Советского Союза получила престижный пост председателя ОБСЕ, говорит сам за себя. Его можно расценить как высокую оценку пути, выбранного Президентом Назарбаевым и правительством Казахстана, и одобрение стандартов, к которым стремится Казахстан.
2. Критика никому не нравится. Однако часто бывает так, что после некоторых размышлений приходишь к выводу, что прозвучавшая критика может помочь делать что-то лучше в будущем. В рамках ОБСЕ – мы в кругу друзей. Да, мы открыто выражаем свое мнение и оценки. Часто после этого следует дискуссия.
Демократия в Казахстане отличается от демократии, какой мы ее знаем в Нидерландах. У нас в парламенте 12 политических партий. Для нас очень странным является тот факт, что в США всего две политические партии, а в Казахстане, что еще более удивительно, только одна политическая партия набрала достаточно голосов, чтобы быть представленной в парламенте.
Казахстан опубликовал программный документ «Путь в Европу», в котором был обозначен интерес перенять опыт стран нашего региона. Мы полностью открыты для такого взаимодействия. В то же время мы четко осознаем, что процессы реформирования являются длительными и иногда болезненными.
Еще один элемент в процессе реформирования, осуществляемого казахстанским правительством, – это права отдельного гражданина, которые должны уважаться государством. Здесь мы говорим о всеобщих правах человека. В современном мире тема прав человека не считается принадлежащей к внутренним делам государства. Такая трактовка была однозначно поддержана странами–участниками ОБСЕ. Иностранные государства всегда могут изложить свою позицию и рекомендации в этой сфере. Любая страна, в свою очередь, может объяснить причины тех или иных своих действий. В конце концов, применение универсальных принципов демократии и прав человека является ответственностью каждого суверенного государства. Например, много было сказано о судебном процессе над правозащитником Жовтисом, который был вовлечен в дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Мы внимательно следили за данным процессом и действительно имеем серьезные сомнения относительно вынесенного вердикта, с учетом тех процедурных нарушений, о которых сообщалось в ходе процесса. Мы поделились своими сомнениями с казахстанскими властями и надеемся, они примут меры в ответ на нашу критику. Это касается и будущих судебных процессов. Однако это остается ответственностью казахстанских властей.
3. Если бы Вы вышли на улицу в нашей стране и спросили людей об ОБСЕ, вряд ли многие бы поняли, о чем вообще идет речь. Как я уже говорил, многое в деятельности ОБСЕ состоит из тихой дипломатии и предотвращения конфликтов. В связи с этим деятельность организации не всегда широко освещается. Работа в нашем Министерстве иностранных дел проводилась день и ночь в 2003 году, когда Нидерланды председательствовали в ОБСЕ, однако в обществе мало кто это заметил. Как я уже отмечал, тот факт, что впервые постсоветское государство становится председателем ОБСЕ, можно расценить как высокую оценку пути, который выбрал Казахстан. В конечном счете все в Казахстане выиграют, если после успешного года Казахстан станет в еще большей степени частью общеевропейской семьи. Здесь я согласен с вашим министром иностранных дел г-ном Саудабаевым, который сказал недавно в прессе, что выполнение функций председателя ОБСЕ станет мощным стимулом для приближения казахстанского общества к общеевропейским стандартам жизни. Вместе с тем я должен отметить, что непосредственный положительный эффект от председательствования для простых граждан достаточно ограничен.
Я знаю, что Казахстан планирует организовать в 2010 году саммит с участием 56 глав государств. По моему мнению, важно, чтобы повестка дня такого мероприятия оправдывала участие на таком высоком уровне. Конечно же, главы государств не путешествуют только для того, чтобы сфотографироваться. Успех Казахстана как председателя никоим образом не связан с проведением саммита. Убежден, что все 56 стран–участников ОБСЕ будут аплодировать Казахстану, если ваша страна преуспеет в осуществлении функций сбалансированного, объективного, технически продуманного председательства. Особенно если в течение этого периода будет проделана эффективная работа для установления мира и стабильности, а также применены практические и дипломатические инструменты для обеспечения безопасности и сотрудничества и в Европе, Евразии и Северной Америке XXI века.


Михаил Бочарников, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Казахстане
1. В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ощущается осознание того, что перемены давно назрели.
Отдадим должное завершившемуся греческому председательству за начало «корфусских дискуссий». Их главный результат на сегодня в том, что они выявили всеобщую неудовлетворенность состоянием дел в евроатлантическом регионе. Более того, Россия считает важным ускорить рассмотрение предложений, которые мы за последние два-три года внесли на рассмотрение ОБСЕ и которые нацелены на то, чтобы повысить эффективность этой организации, – это и проект устава ОБСЕ, и предложение о согласовании четких и общеприемлемых правил, которые лежали бы в основе деятельности различных институтов ОБСЕ, а также правила, касающиеся работы полевых миссий, бюджета и программы ОБСЕ. Без этих атрибутов ОБСЕ едва ли может быть организацией в полном смысле этого слова.
Считаем также необходимым начать процесс модернизации Венского документа о мерах доверия и безопасности в военной области, который изначально создавался как «живой» инструмент, но не обновлялся с 1999 года. Мы предложили провести углубленный обзор и всего другого военно-политического инструментария ОБСЕ с целью определения его соответствия нынешним реалиям и выйти на разработку новой программы действий в области мер доверия и контроля над вооружениями. Сказанное в полной мере относится к Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Мы сожалеем, что последние два года оказались фактически потерянными для поиска выхода из кризиса. До сих пор нет ответа на наши предложения от 5 мая 2009 года о дальнейших шагах на основе российско-американского проекта «пакетного решения».
Наряду с созданием прочной сети военно-политических координат требуются решительные шаги в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов и европейской безопасности. Россия предлагает начать с того, чтобы в рамках ОБСЕ договориться о единых принципах кризисного регулирования, которым будут следовать все страны и международные организации Евроатлантики, а также рассмотреть в ОБСЕ как на одной из возможных площадок инициативу Президента Российской Федерации о разработке Договора о европейской безопасности. Итогом работы за истекший год стал проект договора, который Д.А. Медведев разослал со своими посланиями всем главам государств и главам международных организаций на пространстве Евроатлантики.
ОБСЕ должна решительнее объединять усилия в борьбе с транснациональными угрозами и вызовами, включая терроризм и организованную преступность. Незаконный оборот наркотиков все более угрожает безопасности личности, общества и государства.
Россия – за развитие экономико-экологического измерения деятельности ОБСЕ. Она может найти здесь свою нишу, если будет соизмерять свои планы с реальными возможностями и не дублировать работу профильных институтов. Другими словами, надо ориентироваться на конкретные результаты. В связи с этим мы позитивно оцениваем итоги прошедшего Экономфорума ОБСЕ, посвященного теме миграции. Поддерживаем и транспортную тематику Экономфорума будущего года, предложенную Казахстаном.
У нас регулярно проводятся и двусторонние консультации с нашими казахстанскими друзьями, и консультации в рамках ОДКБ по выработке подходов к дальнейшему укреплению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Мы рассмотрели в таком формате и поддержали программу председательства Казахстана в этой организации на следующий год. Это общая позиция стран–членов ОДКБ.
2. Будем говорить обобщенно. Россия за то, чтобы демократические права и свободы оставались в фокусе постоянного внимания ОБСЕ. Но мы против того, чтобы это измерение ОБСЕ развивалось в вакууме, без учета деятельности других международных организаций. Все страны ОБСЕ являются членами ООН и ее Совета по правам человека, абсолютное большинство участников ОБСЕ – члены Совета Европы, где действует разветвленная система международно-правовых инструментов с четкими механизмами и согласованными правилами контроля и отчетности. Не надо, чтобы ОБСЕ пыталась подменять «всё и вся», лучше, чтобы она оказывала поддержку государствам в тех областях, где они реально нуждаются в этом и запрашивают содействие. Именно так должны отстраивать свою деятельность институты ОБСЕ в соответствии с принятыми ранее решениями в сфере демократического измерения.
3. Полагаю, что председательство в ОБСЕ заслуженно будет способствовать международному авторитету Казахстана. В целом же главная цель каждого председательства – принести пользу тому, ради чего и создана данная организация: укреплению безопасности и сотрудничества в Европе.


Николай Селивон,  Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в  Казахстане
1. В целом положительно, хотя я не стал бы использовать этот новомодный термин. Есть в нем что-то нигилистическое, а мы говорим все же о созидании. Я бы назвал в этом плане два аспекта – предмет деятельности и совершенствование самой деятельности организации. Прежде всего это касается приоритетов. Мы позитивно оцениваем стремление Казахстана акцентировать внимание на вопросах безопасности, борьбы с новыми вызовами и угрозами, решения затянувшихся конфликтов и сотрудничества в экономико-экологической сфере. Для наших стран, и особенно для Казахстана и всей Центральной Азии, эти аспекты, поскольку мы все же развивающиеся страны, являются ключевыми.
Полагаю, что Казахстан, имеющий богатый опыт председательства в других международных организациях, может справиться с теми задачами, которые он перед собой ставит.
В плане проведения «перезагрузки» большое значение будет иметь саммит глав государств ОБСЕ в 2010 году в Астане. Проведение саммита напрямую связывают с наполнением его повестки действительно животрепещущими вопросами, актуальными для всех членов организации, и подготовкой итогового документа, который содержал бы концептуальные решения. Но мне кажется, что само по себе проведение такого форума будет являться огромным достижением и повлечет некоторые изменения формата деятельности организации.
2. Сложный и интересный вопрос. Украину, кстати, тоже критикуют, и не всегда, надо сказать, безосновательно. Да, мы не совершенны, но те, кто нас критикует, вероятно, забывают, что мы транзитные государства. Наши молодые демократии по человеческим меркам только-только достигли совершеннолетия, а молодости свойственно ошибаться. Кстати, в некоторых странах, откуда раздается критика, полная юридическая ответственность наступает только в 21 год.
По моему убеждению, определять грань между обоснованной критикой и вмешательством во внутренние дела государства следует исходя из конституции и законодательства, учитывая исторические традиции и менталитет народа. У каждой страны свой путь развития, и это должны понимать другие государства и международные организации.
Если под видом критики навязываются политические принципы обустройства общества, системы и формы правления государства, это, на мой взгляд, можно квалифицировать как вмешательство.
Но объективная критика помогает усовершенствовать политическую систему государств, идущих по пути демократических преобразований, создать надежный механизм обеспечения всего каталога прав, особенно экономических, и свобод человека и гражданина. Для этого надо время. Мне кажется, что здесь полностью применима древняя китайская мудрость – спешить надо медленно.
3. Я не думаю, что таких казахстанцев много. МИД и пресса провели хорошую разъяснительную работу.
Польза самая непосредственная. Ни одна страна в нынешнем глобализированном мире не может жить особняком. Пускай это и звучит пафосно, но для преодоления негативных явлений планетарного масштаба требуется объединение усилий всего человечества. Но даже в таких масштабных процессах кто-то один должен быть инициатором. И чем выше авторитет инициатора, тем больше внимания и ресурсов он может привлечь к решению проблемы. А председательство в ОБСЕ – это как раз и есть необходимый авторитет. Проблема Арала, например, давно перестала быть сугубо казахстанской, узбекской или центральноазийской.
Из этого закономерно вытекает следующий позитив. Казахстан неоднократно заявлял о своей готовности продвигать интересы Центральной Азии. Находясь во главе ОБСЕ, он получит мощные дополнительные рычаги для реализации нескольких из заявленных приоритетов своей деятельности во время председательства: укрепление региональной безопасности, привлечение ресурсов и технологий для экономического развития региона, решение экологических и водно-энергетических проблем, стабилизация ситуации в Афганистане. Если Казахстан сможет решить хотя бы часть этих задач, то это еще более укрепит его статус как регионального лидера и будет полезно для всех, в том числе и для вашей республики.
Ну и не следует забывать собственные интересы Казахстана. Они во многом перекликаются с региональными задачами, но есть и своя конкретика. В политическом плане это более тесное сотрудничество с европейскими странами и Евросоюзом в целом, поднятие отношений на стратегический уровень. В экономическом – опять же инвестиции, новые технологии, продвижение своих товаров на европейский рынок. В гуманитарной сфере – образование в лучших вузах мира, научный обмен, современная медицина, приобщение к мировому культурному наследию и пропаганда своего, и многое другое. Я бы особо отметил упрощение визового режима со странами Европы.
В конечном итоге все это создаст дополнительные стимулирующие факторы для сохранения стабильности в обществе, развития и укрепления экономики, что в результате приведет к повышению благосостояния казахстанского народа.
Разве не этого хочет простой казахстанец?


Дэвид Моран,  Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Казахстане
1. Председательство в ОБСЕ является реальным достижением Казахстана, первого из центрально-азиатских государств, которое встанет во главе этого важного института. Авторитет Казахстана на международной арене поднимется на новый уровень. Председательство – это и замечательная возможность, и большая ответственность по отражению ценностей и принципов организации и соблюдения обязательств, принятых всеми членами–государствами ОБСЕ. В своем письме от 26 ноября к министру иностранных дел Казахстана Канату Саудабаеву министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд подчеркнул как нашу поддержку, так и важность, которую мы придаем таким обязательствам перед ОБСЕ. К примеру, все члены ОБСЕ выразили приверженность принципу о том, что соблюдение прав человека является предметом законной озабоченности на международном уровне, а не только вопросом внутренних дел какой-либо страны. Мы и другие международные партнеры Казахстана продолжим предлагать нашу поддержку и поощрение, а также поднимать вопросы там, где это необходимо.
2. Мы в целом поддерживаем приоритеты Казахстана на год, особенно в части фокуса на диалоге о будущем европейской безопасности, так называемом процессе Корфу. Это станет ключевой задачей страны-председателя по его продвижению вперед. Мы твердо уверены в том, что процесс Корфу должен закрепиться в ОБСЕ и охватывать ее работу в трех измерениях – человеческом, политическом/военном и экономическом/экологическом.
3. Мы надеемся, что Казахстан будет придерживаться принципов и обязательств, на которых была основана ОБСЕ. Мы хотим, чтобы год председательства Казахстана стал успешным, и мы готовы предложить нашу поддержку там, где можем, например, через содействие проекту повышения осведомленности граждан Казахстана о деятельности и преимуществах членства в ОБСЕ.


Жан-Шарль Бертонэ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Казахстане
1. ОБСЕ является очень важной организацией, так как отвечает за поддержание безопасности «от Ванкувера до Владивостока» во всех аспектах концепции безопасности (знаменитые три «корзины»). В последние годы ее функции несколько сдерживались значительными различиями между государствами-участниками по таким вопросам, как выборы, неразрешенные конфликты, контроль над обычными вооружениями. Сегодня очевидно существует общее стремление преодолеть эти препятствия и двигаться к достижению общих подходов. Греция начала очень своевременный процесс, называемый процессом Корфу. Казахстан возьмет на себя развитие данного процесса, и, зная, профессионализм казахстанских дипломатов, у меня нет сомнений в их способности выполнить работу на отлично. Саммит, инициируемый Президентом Казахстана и поддержанный, в частности, Францией, будет уникальной возможностью для сближения позиций и достижения конкретных результатов.
2. Казахстан – молодая страна, которая добилась больших достижений с момента обретения государственной независимости 18 лет назад. Париж был построен не в один день, и стабильная демократия не устанавливается в течение 20 лет. В этой области казахстанские власти сами знают, что есть еще поле для совершенствования, так как был принят национальный план действий в области прав человека на период 2009—2012 годов. Когда у нас есть вопросы, разногласия по тем или иным вопросам, мы об этом говорим очень открыто и в дружеском русле с нашими казахстанскими партнерами. Здесь не существует никаких проблем. Франция сама регулярно подвергается критике, и совершенно справедливо, например, со стороны «Международной амнистии» о ситуации в наших тюрьмах. Мы воспринимаем это как призыв действовать более эффективно, но не как вмешательство в наши внутренние дела.
3. Председательство в ОБСЕ является большой честью. Быть первой постсоветской страной, осуществляющей председательство, – еще более знаменательно. Само по себе это доверие является данью уважения вашим успехам: как внутренним – межнациональной и межрелигиозной терпимости, так и внешним – вы находитесь в мирных отношениях со всеми соседями. Обладать таким престижем – это прежде всего гарантия долгосрочной стабильности, что является благом для каждого жителя этой страны. А также это консолидирует имидж страны в глазах иностранных инвесторов, которые более охотно будут готовы взять на себя обязательства по долгосрочным проектам в Казахстане. Что, кстати, также благоприятно для экономики.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *