Если я думаю, значит, жив
Поддержать

Если я думаю, значит, жив

Подготовлено по материалам НЦ НТИ РК


Первостепенное значение в развитии страны имеют сферы образования и науки. Эксперты ОЭСР разработали систему из 200 индикаторов «экономики, основанной на знаниях», среди которых важнейшеее место занимают образование и наука.



В структуре новой экономики все большую значимость приобретают кадры ученых, инженеров, техников – носителей знания. Без высококвалифицированного персонала невозможны ни создание, ни внедрение, ни даже эксплуатация новых технологий. Значимость кадров порой даже более весома, чем финансирование. Так, например, в России за последние 5–6 лет бюджетное финансирование науки увеличилось в два-три раза, но результативность научных исследований по основным показателям (инновационная активность, число публикаций отечественных ученых в ведущих мировых журналах и т.д.) продолжает снижаться. На первый план выходит проблема воспроизводства высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям инновационной экономики.
Воспроизводство кадров высшей квалификации в Казахстане остается основной проблемой кадрового потенциала, как с количественной, так и с качественной стороны. Благополучную картину роста числа защит нивелирует низкий процент (до 15%) используемости специалистов с ученой степенью в качестве потенциала науки. Заметим, что один из секретов японского «экономического чуда» таился в том, что общество и бизнес сделали главную ставку на максимальное применение творческого потенциала человека.
В настоящее время в Казахстане отсутствует комплексная и систематизированная информация по проблемам подготовки кадров (и науки в целом), что не позволяет должным образом анализировать, оценивать и прогнозировать развитие вузовского и послевузовского образования, системы подготовки кадров высшей квалификации, изучать взаимо-влияние образования и рынка труда. По этой причине мониторинг системы подготовки кадров носит фрагментарный характер. В республике имеется Национальный центр оценки качества образования, однако его доклады не включают содержательных сведений о высшем и послевузовском образовании. Вполне закономерно, что в Казахстане уже назрел вопрос создания государственной системы мониторинга системы высшего и послевузовского образования, аттестации кадров высшей квалификации (возможно, с организацией соответствующего центра), которая концентрировала бы всю информационную базу в тесном сотрудничестве с Агентством по статистике и другими компетентными организациями. Актуальна разработка научно-методического обеспечения и сама научная обработка данных результатов мониторинга.
В России высказываются более кардинальные предложения: в целях координации процессов подготовки кадрового потенциала – уход от нынешнего, во многом ведомственного, управления высшей школой страны (медицинские, сельскохозяйственные и иные вузы различного подчинения) и академической науки. В плане науки показательным является опыт Беларуси, где единым координирующим органом является Государственный комитет по науке и технологиям.
В рамках мониторинга вузам и ККСОН Казахстана необходимо отслеживать динамику спроса на специалистов, предлагать подготовку по новым специальностям, закрывать прием, прекращать или сокращать подготовку по невостребованным специальностям, а предприятиям не полагаться на рынок труда и заказывать вузам нужных специалистов. Нужны экономически обоснованные прогнозы потребностей в кадрах разного квалификационного уровня и отраслевой специализации.
Между тем в той же России, например, подсчитали, что стране необходимо 50 тыс. инновационных менеджеров. Кто определит, сколько их требуется Казахстану? Так или иначе, но сегодня в России ведется статистический государственный учет распределения выпускников высшей школы дневной формы обучения на работу. В Украине отслеживаются процессы миграции молодых специалистов на рынке труда, устройства на работу и смены места работы. У нас же в Казахстане процессы трудоустройства выпускников отслеживаются в единичных вузах. Заметим, что в некоторых странах уровень трудоустройства выпускников учитывается в рейтинге вузов. Не отслеживаются и процессы использования на рынке труда кадров высшей квалификации, миграции ученых – межстрановой и по сферам деятельности.
На основе действующей общегосударственной статистики невозможна оценка трудоустройства выпускников в разрезе специальностей, а также в разрезе высших учебных заведений (государственных и частных) – два вида данных, которые были бы полезны МОН РК для прогнозов и планирования подготовки специалистов.
Необходимо создание государственной системы трудоустройства выпускников.
В РК отсутствует статистический учет и систематический анализ по показателям, принятым в странах ОЭСР, в частности:
— влияние высшего образования и системы подготовки кадров высшей квалификации на экономический рост;
— показатели мобильности студентов и кадров высшей квалификации и ее экономические последствия (прибыль и убытки).
Отраслевая структура кадрового потенциала. Очевидно, что формировать кадровый потенциал необходимо с учетом потребностей экономики, рынка труда. Имеющиеся данные свидетельствуют не только о серьезных диспропорциях в отраслевой структуре научных кадров, но и о нарастании их гипертрофированной гуманитаризации.
На заседании круглого стола, посвященного теме интеллектуальных ресурсов страны и их использования, президент Ассоциации вузов РК Р. Алшанов так определил проблему с потребностями отраслей экономики в профессиональных кадрах: «Эта огромная проблема сейчас должна решаться на уровне государства — какие специальности на тот или иной момент должны быть приоритетными, чтобы эта информация доходила до школ».
Здесь содержится очень важная мысль – необходимы «сквозная», скоординированная кадровая политика, преемственность в подготовке кадров на разных уровнях образовательной системы, так как каждая последующая ступень образования является преемником плюсов и минусов предыдущей. Готовить кадры для науки и экономики нужно начиная со школьной скамьи, обучая основам методологии научных исследований, ориентируя профессионально.
В американских университетах создаются специальные механизмы, позволяющие учесть интересы компаний и других работодателей при формировании научных планов и подготовке кадров, планируется политика в отношении бизнеса и поддержки его интересов. «У нас же, в Казахстане, к сожалению, бизнес не осознал до сих пор важности сотрудничества с наукой, что нужен некий интеллектуальный капитал для осуществления долгосрочных проектов».
Следует, однако, иметь в виду, что требование полного соответствия кадровой политики рыночной экономике – опасное требование в связи с угрозой потери академических ценностей сферы образования и его качества.
Вузы сейчас становятся субъектами рыночной экономики. Вместо слов «образование» и «обучение» все чаще применяется понятие «образовательные услуги». Рыночная заинтересованность в наборе студентов приводит к снижению качества их подготовки. Наблюдается перепроизводство «офисных» работников при очевидном недостатке работников, обеспечивающих «содержательную» составляющую любой экономики. И вполне может случиться, что в скором времени управленцам станет некем управлять.
Новое в кадровом обеспечении отраслей экономики. В России и на Западе получила распространение практика формирования и реализации целевых программ подготовки кадров для определенных приоритетных отраслей экономики. Так, в Российской Федерации в рамках целевых программ подготовки кадров для атомной энергетики проводятся работы по созданию сетевого регионально распределенного (по 18 городам) научно-образовательного холдинга, объединяющего 6 профильных высших учебных заведений, 5 учреждений начального профобразования, с целью подготовки и закрепления выпускников по специальностям ядерной энергетики на предприятиях госкорпорации «Росатом» и системного воздействия на экономику отрасли, повышения ее конкурентоспособности.
В США специально создан Комитет по обеспечению потребности национальной космической программы VSE кадрами. Была проведена оценка состояния кадров для реализации этой программы и определено, что НАСА требуются 150–200 менеджеров программ, 100–150 инженеров-системников и специалистов по интеграции комплексных изделий, 200–240 специалистов по подготовке и реализации космических полетов.
Россия оперативно решает вопросы подготовки преподавания и обучения новым современным технологиям и специальностям. В рамках национального проекта «Образование» создана основа распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам на базе ведущих российских вузов, подготовлено ее кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение.
В Казахстане не формируются отдельные целевые программы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики, но в рамках некоторых целевых научно-технических программ предусматриваются мероприятия по кадровым вопросам. Так, государственной программой «Развитие нанонауки и нанотехнологий в РК на 2007–2009 гг.» предусмотрено создание научно-образовательного центра «Перспективные материалы и технологии» при Национальной нанотехнологической лаборатории, деятельность которого направлена:
— на разработку и введение в учебные планы специальных дисциплин и лабораторных спецпрактикумов в области нанонауки и нанотехнологий;
— на подготовку магистрантов, аспирантов и докторантов PhD в области нанонауки и нанотехнологий;
— на организацию стажировки магистрантов, аспирантов и докторантов PhD в передовых центрах зарубежных партнеров;
— на организацию конкурса грантов Национальной нанотехнологической лаборатории на прорывные исследования, проводимые магистрантами, аспирантами и докторантами PhD;
— на организацию ежегодного конкурса грантов Национальной нанотехнологической лаборатории на участие в работе международных конференций;
— на организацию ежегодной международной летней школы по нанотехнологиям и другие направления деятельности.


Доктор математических наук академик НАН РК Аскар ДЖУМАДИЛЬДАЕВ: «Однажды я услышал от англичан: зачем вам технологии, у вас такая музыка, такая культура, такие красивые женщины – оставайтесь такими, какие вы есть, развивайте туристический бизнес, а мы будем приезжать, смотреть, слушать, отдыхать. Так не пойдет. Живая рыба бывает только в океане – либо ты, как акула, гоняешься за добычей, либо за тобой гоняются. Мертвая рыба бывает в консервах, а нам предлагают именно законсервироваться».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.