СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО предложенное правительством создание новых бирж является нужной и эффективной мерой по развитию фондового рынка?
Подготовила Софья Балакина
Марина Заболотная,
исполнительный директор АО «Управляющая компания «ОРДА Капитал»:
— Создать новые фондовую и фьючерсную биржи, конечно, можно. Другой вопрос — чем там будут торговать? Существующие на местной фондовой бирже торговые площадки срочных контрактов и нелистинговых ценных бумаг не работают. Торговая площадка корпоративных ценных бумаг «пузырится», так как спрос сильно превышает предложение. В то же время в Казахстане много эмитентов, которые не могут выйти на рынок в силу различных обстоятельств. Чтобы стимулировать развитие казахстанского рынка ценных бумаг, я считаю необходимым в первую очередь провести ликбез для эмитентов и инвесторов в СМИ — объяснить преимущества, недостатки, льготы и т. д. Во-вторых, законодательно стимулировать эмитентов к выпуску ценных бумаг. Я говорю о налоговых льготах и упрощении процедуры прохождения государственной регистрации ценных бумаг. Необходимыми этапами развития мне видятся также учреждение в Казахстане рейтинговых агентств и создание условий для развития региональных финансовых организаций. Параллельно необходимо проводить работу по созданию новых фондовой и фьючерсной бирж (или создать дополнительные торговые площадки в рамках Казахстанской фондовой биржи), на которых можно будет торговать различными инструментами. В частности, корпоративными ценными бумагами не только крупных, но и мелких эмитентов; опционами, фьючерсами; товарными расписками; долями в уставных капиталах юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, а также акциями и паями инвестиционных фондов.
Куаныш Тугамбаев,
президент АО «Халык Секьюритис»:
— На мой взгляд, принимаемые правительством меры, направленные на интеграцию в мировую экономику, позволят совершенствовать законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, а также валютное и налоговое законодательства. С учетом мировых стандартов они выведут на торги новые финансовые инструменты, которые увеличат гибкость финансового рынка и снизят финансовые риски. Подтверждает работу, проводимую в области развития финансового рынка Казахстана, и принятый в 2006 году Закон «О региональном финансовом центре города Алматы». В частности, прописанные в третьей статье закона цели создания финансового центра: развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, привлечение инвестиций в экономику РК, выход казахстанского капитала на зарубежные рынки ценных бумаг.
Талгат Камаров,
управляющий директор АО «Казкоммерц Секьюритиз»:
— Правительство предложило создать не вторую, дублирующую фондовую биржу, а альтернативный ей институт либо торговые площадки, действующие на базе существующей биржи. Мы внесли в концепцию развития финансового рынка акций и обеспечения их свободного обращения в размере не менее 25% от выпущенных ценных бумаг публичных и национальных компаний следующие предложения:
1. Первичный рынок — размещение акций с ограничением на консолидацию: эмитент и организатор торгов устанавливают приоритет над другими для заявителей, претендующих на долю, в результате покупки которой их участие в капитале эмитента останется менее 5%.
2. Вторичный рынок — обеспечение регулярных продаж малых долей государственных пакетов акций (1-2%) среди неограниченного круга инвесторов с ограничением на консолидацию: госкомимущества и организатор торгов устанавливают приоритет над другими для заявителей, претендующих на долю, в результате покупки которой их участие в капитале эмитента останется менее 5%. Ограничение на размер минимального лота должно быть снято.
3. Запрет на консолидацию — центральный депозитарий блокирует исполнение расчетов по сделкам, в результате которых произойдет снижение суммарной доли свободного обращения акций ниже 25%. Расчет суммарной доли свободного обращения акций определяется суммой долей владельцев акций, каждый из которых владеет менее 5% от капитала эмитента.
4. Ограничение вывода на неорганизованный рынок — центральный депозитарий блокирует исполнение приказов по переводу акций из своего номинального держания в реестр или конвертации в американские / глобальные депозитарные расписки, в результате которых произойдет снижение суммарной доли свободного обращения акций ниже 25%. Расчет суммарной доли свободного обращения акций определяется суммой долей владельцев акций, каждый из которых владеет менее 5% от капитала эмитента акций.
Мурат Долгиев,
председатель правления АО ООИУПА Premier Asset Management:
— Я считаю, основная проблема развития фондового рынка кроется не в инфраструктуре в лице фондовой биржи, а в самих участниках, в частности, инвесторах. Того уровня технического оснащения, которым обладает Казахстанская фондовая биржа, вполне достаточно для удовлетворения потребностей в торговле ценными бумагами и фьючерсами. Вопрос в том, насколько у нас развит институт инвесторов, как основных игроков рынка ценных бумаг? Все развитые фондовые рынки формировались эволюционно, от появления стихийных торговых площадок с большим количеством участников до становления организованных рынков с унифицированными правилами. Создание конкуренции в столь специфичной деятельности без должного наполнения участниками приведет лишь к фрагментации налаженной структуры и к дальнейшему осложнению взаимодействия разных бирж.
По моему мнению, проблему с развитием фондового рынка нужно решать системно, но начать можно со следующих шагов:
1. Стимулировать распыление крупных пакетов акций высокоэффективных эмитентов среди мелких инвесторов;
2. Сделать распределение дивидендов по акциям более интересным процессом для эмитентов в плане налогообложения и стимулировать таким образом их выплату;
3. Стимулировать акционерные общества к раскрытию информации о себе с регулярным предоставлением отчетности, в том числе и тех, кто не входит в листинг Казахстанской фондовой биржи. Данные шаги позволят подтолкнуть мелких инвесторов к действию и в дальнейшем создадут устойчивый пласт игроков.
Рауан Даукенов,
президент АО MONEY EXPERTS:
— Считаю, что сейчас создание фьючерсной биржи не имеет смысла. Спрос на подобные инструменты невелик. Думаю, будет достаточно открыть новую площадку на KASE для производных инструментов. Рынок не будет развиваться, если не будет ликвидности, достаточного предложения акций и производных инструментов, интересных эмитентов и капитализированных инвесторов (не НПФ, которые очень консервативны). Ситуацию может изменить приход частных инвесторов и эмитентов, собственники которых проще относятся к вопросам «размывания собственности». Это произойдет, когда для бизнеса станет ясно, что капитализация играет важнейшую роль в развитии компании. Образование крупных инвестиционных банков также должно подтолкнуть рынок опционов, которые используются в качестве хеджирования на всех развитых торговых площадках, отразиться на качестве менеджмента и качестве оказания финансовых услуг, обострить конкуренцию и заставить всех участников рынка вести свой бизнес более эффективно.
На данный момент проблема стимулирования фондовой активности включает в себя решение ряда задач, в том числе повышение инвестиционной грамотности населения, увеличение капитализации институциональных инвесторов (не имеется в виду НПФ) и развитие экономических рычагов стимулирования эмитентов при выходе на фондовый рынок.
Кайрат Бектанов,
директор АО «ТуранАлем Секьюритис»:
— Потенциал единственной реально действующей сейчас в Казахстане фондовой биржи — KASE, используется не полностью. Мы считаем, что идея создания второй фондовой биржи и фьючерсной биржи (в рамках РФЦА или отдельно) является необходимой, но, возможно, несколько поспешной, в случае если биржа не будет выступать прямым конкурентом KASE.
Необходимость создания альтернативной торговой площадки состоит в возможности вывода инструментов, не подходящих под требования KASE (в первую очередь по объему эмиссии и капитализации), и именно здесь могут заработать первичные биржевые механизмы в виде активной торговли и эффективного рынка.
Однако данный проект является неактуальным, поскольку альтернативная биржа, скорее всего, столкнется с аналогичными проблемами уже действующей KASE. Такими как слабая ликвидность инструментов, их ограниченный круг, слабое присутствие индивидуальных инвесторов на рынке и прочими. Поэтому первоочередным является совершенствование механизмов работы KASE, а затем и создание еще одной биржи. В случае если новый институт будет выступать прямым конкурентом KASE, последствия борьбы неразвитых рыночных механизмов на ограниченном рынке приведут лишь к увеличению общественных издержек.
Под фьючерсной биржей, которую предлагает создать правительство, мы понимаем в первую очередь валютный рынок. Но на KASE уже существует торговая площадка для проведения операций с иностранной валютой, что говорит о необходимости совершенствования текущей торговой площадки, а не создания новой в ущерб имеющейся. Одним из изменений на текущей торговой площадке должно стать появление механизма торговли не только тенге и иностранными валютами, но и валютами стран, которые войдут в РФЦА (по кросс-курсу).
Таким образом, мы считаем, что новая фондовая биржа будет достаточно эффективной, если ее создание произойдет в среднесрочной перспективе (например, в 2008-2009 году).
Основной проблемой фондового рынка являются структурные диспропорции финансового рынка и рынка капитала в целом.
В контексте создания РФЦА хотелось бы отметить необходимость детальной подготовки проекта такого масштаба. Поскольку региональный финансовый центр станет не только дополнительным катализатором краткосрочного развития финансового сектора, он будет регулировать денежные потоки в регионе и даже, возможно, трансформировать рынки капитала с потенциальной концентрацией в Алматы. Данное обстоятельство требует более детального моделирования, а также проведения экспериментов на имеющемся рынке перед запуском новой торговой площадки. Важно понять принципиальное отличие новых бирж от имеющейся, а также принципы, на которых будут работать торговые площадки: конкуренция либо взаимодополняемость.
Комментариев пока нет