Пыльно, но денежно
Поддержать

Пыльно, но денежно

Софья Балакина


Сегодня средняя цена за тонну цемента в Казахстане – 54 доллара без стоимости транспортировки с завода. Для сравнения, в России тонна цемента стоит 68 долларов, в странах Европы – 150. По мнению специалистов ТОО НС Vostok-cement (компании, занимающей четверть казахстанского рынка цемента), цены в нашей стране «адекватны спросу и предложению». В ближайшем будущем их рост не предвидится.
Заметим, рынок цемента в Казахстане не претерпевает глобальных изменений. В последнее время остаются прежними как тенденции развития, так и основные игроки. По-прежнему правят бал четыре крупнейшие компании: ТОО НС Vostok-cement (владеющее Бухтарминским заводом), АО «Шымкент Цемент» (Шымкентский завод), АО Central Asia Cement (Карагандинский), АО «Семейцемент» (Семипалатинский завод). Помимо названных работает несколько небольших производств. В том числе Кордайский и Састюбинский цементные заводы. Последний стоит в общем ряду особняком еще и потому, что производит сырье специфичных марок.
Совокупная проектная мощность казахстанских предприятий составляет порядка 8,5 млн. тонн в год. Тогда как потребление цемента в 2006 г., по предварительным данным, составило около 6 миллионов. Однако по-прежнему Казахстан вынужден импортировать цемент. Из-за того, что местные заводы не могут работать на полную проектную мощность, около 25% от потребности рынка, или 1,5 млн. тонн цемента, в республику попадает извне. Его завозят из России (предприятия:  ОАО «Кузнецкий цементный завод» ), Узбекистана (заводы в городах Ахангаран, Бекабад, Кызылкум, Кувасай) и Киргизии (Кантский цементно-шиферный комбинат). Причем пять из названных заводов на сегодняшний день принадлежат казахстанским компаниям.
Строительный бум в Казахстане обуславливает три основных рынка сбыта цемента – алматинский, астанинский и западноказахстанский – в Атырауской и Мангистауской областях. Лидирующие позиции занимает Алматы. Не все знают, что цемент не является критичным материалом в стоимости строительства. В цене квадратного метра жилой площади он составляет не более 2%. Если же рассматривать элитное жилье, то здесь и вовсе доля цемента в общей себестоимости оказывается меньше процента.
Бросается в глаза разница в стоимости цемента в разных регионах страны (она может составлять 4 тысячи тенге за тонну). Это отличие объясняется географическим месторасположением заводов-изготовителей. К примеру, в Карагандинской области находится лишь одно предприятие, которое не в состоянии удовлетворить потребности всего региона. В результате транспортные издержки увеличивают рыночную цену завозимого цемента в несколько раз. Как сообщают в ТОО НС Vostok-cement, большая удаленность заводов от основных рынков сбыта — одна из основных проблем компаний-производителей в Казахстане.
По мнению самих цементников, самым актуальным вопросом в цементной тематике пока остается дефицит. И хотя Казахстан может похвастаться качественным сырьем — известняком, смысла возводить в республике много новых заводов нет. Потому что «цемент имеет смысл производить только там, где есть месторождения известняка, — большие затраты на транспортировку сырья до производства делают последнее абсолютно невыгодным делом. Однако есть и другой аспект. Строить новые заводы слишком дорого. Легче и выгоднее модернизировать существующие предприятия, увеличивать их мощности, переходить с мокрого на сухой способ производства. Метод более экономичный и менее вредный для экологии». Переход на сухой способ производства цемента – основная задача на ближайшие годы для действующих цементных предприятий Казахстана.
Уровень качества продукции цементных заводов Казахстана, по утверждению цементников, соответствует мировым стандартам. Этому способствует наличие на местном рынке крупных стратегических инвесторов, привнесших с собой в республику не только требования международных лабораторий, но и высокий уровень менеджмента.
Кстати, качественный цемент может сослужить хорошую службу в строительстве автомобильных дорог. Особое внимание, считают специалисты, стоит обратить Казахстану на строительство трансказахстанских трасс. Учитывая территориальное расположение республики, место ее на Шелковом пути, возведение качественных дорог становится насущной необходимостью, которую местные цементные заводы готовы обеспечить поддержкой.
О темпах развития цементной отрасли производители говорят с воодушевлением. На данный момент самым перспективным в Казахстане является Бухтарминский завод, принадлежащий ТОО НС Vostok-cement. В 90-е он наравне с остальными казахстанскими предприятиями пережил экономический кризис. Сегодня на этот завод пришли стратегические инвесторы – его приобрела крупнейшая в мире цементная компания из Германии HeidelbergCement Group. Проектная мощность завода в текущем году была полностью восстановлена и на сегодняшний день составляет 1 млн. 600 тыс. тонн цемента в год. В 2007 г. ТОО НС Vostok-cement предполагает увеличить производство до 2 млн. тонн. Для сравнения, конкурент Бухтарминского предприятия — Карагандинский завод производит сегодня 700 тысяч тонн, но сейчас там идет активное восстановление сухого способа производства сырья. К концу 2008 года проектная мощность Бухтарминского предприятия достигнет примерно трех миллионов тонн.
Помимо этого начато возведение новых заводов. Та же HeidelbergCement Group начала строительство нового завода мощностью 1,2 млн. тонн в Актау, кстати, впервые в новейшей истории Казахстана. Еще один завод уже начали строить под Семипалатинском. Но в отличие от Актауского это предприятие будет принадлежать отечественным частным инвесторам. Не останется без внимания Западно-Казахстанская область. Правда, там пока строительство только в проектах. Таким образом, прирост мощностей, которого планируют добиться к 2011 году, будет достаточен для того, чтобы удовлетворить не только нынешние запросы Казахстана, но их прирост. По прогнозам специалистов, станет возможным даже импорт цемента в соседние государства, где дефицит будет наблюдаться более длительный период. Особенно в Россию, где дефицит этого вида строительных материалов будет увеличиваться в ближайшие годы быстрее, чем в Казахстане.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *