Параллельные миры
По заказу Центра исследований и мониторинга экономики Казахстана весной этого года было проведено масштабное исследование на тему «Бизнес, власть и общество в Казахстане: стереотипы, потенциальные точки напряжения и перспективы взаимодействия». Результаты этой работы, проведенной известным казахстанским политологом Досымом Сатпаевым, мы публикуем с некоторыми сокращениями.
К сожалению, в Казахстане укоренено мнение, что бизнес, действуя в своих корыстных интересах, наносит ущерб обществу. Об этом, в частности, говорят результаты экспертного опроса, проведенного Группой оценки рисков (ARG) в городе Алматы с февраля по март 2007 года. Всего было опрошено 85 человек, среди которых были политологи, журналисты, экономисты, социологи, представители политических партий и общественных движений. Отрицательная оценка роли казахстанского бизнеса отмечается почти 60% респондентов. Негатив приватизации и «дикого капитализма» начала и середины 90-х годов пока не преодолен. Главными проблемами в восприятии бизнеса гражданами являются:
1) Сформированный в 90-е годы психологический стереотип восприятия предпринимателей как криминогенной среды, деструктивной общественной группы;
2)
Глубинное интервью
1. «На мой взгляд, общество воспринимает крупный бизнес еще негативно. Я не знаю, кто должен инициировать изменение сознания общества, особенно восприятия буржуазии. Скорее всего, сама власть. Власть должна научиться доверять бизнесу. Бизнес воспринимается негативно не потому, что бизнес плохой, а потому, что власть так делает. Ведь основные каналы доставки информации сосредоточены в руках власти. Естественно это недоверие не может не почувствовать население».
2. «От власти в нашей стране все зависит. Она может манипулировать общественным мнением при помощи средств массовой информации, в ее руках силовые структуры, которые могут быть натравлены на бизнес, подмочить нашу репутацию и создать негативный имидж».
Получается, что вывод экспертов о том, что бизнес играет по правилам власти, также верен. В целом в развитии отношений бизнеса и общества можно выделить несколько стадий по уровню зрелости:
1. Конфронтация: непонимание общности проблем, поиск виноватого в социальных бедах, недоверие общества ни к бизнесу, ни к власти. На данном этапе происходит рост цен, создаются ограничивающие бизнес законы, общество негативно настроено по отношению и к политическим, и экономическим структурам. В итоге у бизнеса нет никаких средств для развития внешнего сообщества и ответственности перед персоналом. Чаще всего эта стадия заканчивается революциями, свержением власти и т.д. Данный период мы постепенно проходим. Его пик пришелся на середину 90-х годов.
2. Поиск консенсуса: происходит осознание единства и неразрывности общественных процессов. Начинается поиск точек соприкосновения, появляются первые крупные социальные проекты, которые носят одноразовый характер. Бизнес вступает в диалог с властью, которая пересматривает законодательную базу, формирует адекватные для развития экономики условия. В свою очередь предприниматели прекращают неоправданный рост цен, внедряют экологические программы, проводят грамотную корпоративную политику. Появляется само понятие социальной ответственности и ее принципов. Вместе с тем степень лояльности общества к бизнесу и власти низкая. Нет полного понимания того, что никто ничего никому не должен сверх меры, установленной законом. Казахстан находится на начальном этапе данной стадии.
3. Взаимопонимание, или стадия «социального партнерства» — собственно социальная ответственность, когда бизнес приходит к пониманию важности своего участия в развитии социальной связности — партнерства с элементами социальной среды, формирование полноценных PR. В этой связи переход к зрелому социальному партнерству является ключевой задачей для бизнес-сообщества во взаимоотношениях с обществом. Важно подчеркнуть, что большое значение будет иметь и встречное движение общества навстречу бизнесу — в лице неправительственных, некоммерческих организаций. 1. Но что именно ждут граждане Казахстана от бизнеса.
Глубинное интервью
«В первую очередь это чисто экономическая миссия плюс социальная ответственность. Мы должны платить налоги, а их справедливым распределением должно заняться государство».
Но в последнее время государство требует от бизнеса участия в социально значимых проектах, постоянно говорится о частно-государственном партнерстве. Этому, кстати, было посвящена и апрельская встреча президента страны Нурсултана Назарбаева с представителями крупного казахстанского бизнеса. В частности, президент заявил: «Настала пора вам серьезно поработать на экономику страны, которая вас всех вырастила, полноценно подключиться к решению социальных проблем. И правительству пора серьезно сотрудничать с оте-чественным бизнесом…». Более того, премьер-министр Карим Масимов перечислил основные перспективные сферы для развития государственно-частного партнерства: электроэнергетика, инфраструктура, переработка сырья, нефтехимия, создание новых свободных экономических зон, развитие индустриальных и технологических зон, сельскохозяйственное производство, строительство и производство строительных материалов, фармацевтическая промышленность, новые технологии, туризм и др. Однако восприятие всего этого процесса в глазах простых казахстанцев неоднозначно. Ведь формат частно-государственного партнерства для многих из них в новинку, даже само это словосочетание пока еще не вошло в общеупотребительный лексикон. Можно предположить, что отношение к этому феномену будет зависеть от общего контекста, в котором сегодня находятся отношения общественности к бизнесу и власти. Одно и то же явление может восприниматься с точностью до наоборот, в зависимости от контекста. Скажем, если отношение к государству и к бизнесу скорее отрицательное у большинства членов общества, то частно-государственное партнерство будет восприниматься как сговор, как заговор против общества. Причем сговор, в котором не остается места для интересов третьего субъекта – общества. Это первый вариант. Второй вариант – если этот контекст позитивен, то сложение усилий двух позитивно оцениваемых институтов должно восприниматься позитивно.
Глубинное интервью
«Совместно мы должны сделать так, чтобы общество научилось гордиться своими богатыми людьми, так же как гордится своими учеными, литераторами и спортсменами. Хорошо, если он честно заработал деньги. Но их меньшинство. А что с остальными? Скорее всего, народ должен гордиться своими богатыми людьми вне зависимости от того, где они эти деньги взяли, иначе мы совершенно зайдем в тупик, иначе будет передел собственности».
Продолжение, пожалуйста, в следующем номере.
Комментариев пока нет