Суровая нить в шелковой ленте
На территории «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» завершилась 2-я казахстанско-китайская торговая ярмарка «Новый Шелковый путь». Опять – ни шатко, ни валко…
Несмотря на все усилия, Центр «Хоргос», который должен был стать флагманом и даже символом приграничного сотрудничества предпринимателей Казахстана и Китая, никак не может «набрать обороты». И дело тут, скорее, не в отсутствии активности с китайской стороны – с этим как раз все в порядке. Китайцы в кратчайшие сроки возвели на своей территории целый город, с современной инфраструктурой, дорогами, небоскребами, торговыми павильонами и гостиницами.
А на казахстанской стороне по прежнему царят сон и лень, нужные объекты инфраструктуры возводятся по методу «долгостроя», а даже те, которые построены, простаивают, как, например, новенький вокзал, на который очень редко приходят поезда.
Предприниматель из Алматы Санат Баянбаев уже не первый год пытается наладить сотрудничество с китайцами через Хоргос, вместе с ним мы побывали на 1-й казахстанско-китайской торговой ярмарке в прошлом году, вместе прошли томительный путь пересечения наших пограничных постов и сегодня я опять решил спросить его: что изменилось?
-Ну, в сущности… Мало что изменилось – с нашей, подчеркну, именно с нашей стороны. Опять желающие попасть на китайскую сторону часами томятся в очередях, опять идут битва за посадку в автобусы, которые везут на китайскую сторону. Сколько говорилось о дороге к Хоргосу, это же просто срам – сплошные выбоины, ямы, асфальт разбит! И сегодня, хотя кое-где видны следы ремонта, дорога в таком же состоянии. На нашей стороне по –прежнему проблема – элементарно поесть в нормальной обстановке, нет ни приличных кафе, ни гостиницы, где можно было бы помыться, отдохнуть…
-А что предприниматели, больше их стало, что они говорят?
— Как всегда – ругают наш бардак и хвалят китайцев, у них порядка и инициативы неизмеримо больше. Многие говорили мне, что за год смогли наладить неплохие связи с китайскими бизнесменами, те стали доставлять в Центр нужные товары. Но заключение контрактов на крупные партии здесь все же исключение, чем правило. Преобладают шопники. Пока и ассортимент, и качество товаров китайцев оставляет желать лучшего. Хотя, на мой взгляд, и китайских компаний, и товаров стало все же больше, чем в прошлом году.
Во время ярмарки работали четыре торговых центра: Международный выставочный центр «Дунфан», Центр «Су Синь», торговый центр «Чжун Кэ», и современный международный торговый центр «Цзян Юань», где у покупателей была возможность приобрести товары, заключить контракты непосредственно с поставщиком китайской и казахстанской продукции. Была представлена электроника и техника, сельскохозяйственные и продовольственные товары, продукты животноводства, строительные материалы и инструменты, мебель, текстильная продукция, крупногабаритное механическое оборудование, а также строительная техника, автомобили. Среди казахстанских компаний внимание китайских партнеров привлекли такие компании, как ТОО «Aigul Line» — по производству интерьерных изделий, детской одежды и сувенирной продукции. ТОО «Султан Маркетинг» представило макаронные и кондитерские изделия, ИП «Болатбеков С.» — ювелирные изделия, ИП «Жолтуков» — хлебобулочную продукцию, ИП «Дильманов Б.А.» — музыкальные инструменты. Примечательно, что на выставке, как и в прошлом году, не было практически ни одной казахстанской компании, представлявшей какую-либо сложную техническую продукцию.
Господин Хуан Сань Пин, представлявший Народный Комитет и Народное правительство Или-Казахского автономного округа, на церемонии открытия сообщил, что эта ярмарка – отличная площадка для сотрудничества между отечественными и зарубежными компаниями, и выразил уверенность, что посредством бизнеса она будет способствовать долгосрочной стабильности, взаимовыгодному сотрудничеству, стимулировать торговые связи и обмен. От китайской стороны в выставке приняли участие представители Или-Казахского автономного округа, Округ Тачэн (Чугучак), провинции (г. Сучжоу, Льянюньган), Нинся-Хуэйский автономный район и другие.
— Или- Казахский автономный округ богат природными ресурсами, стабильностью развития, на западе граничит с государствами Центральной Азии, на востоке с внутренними провинциями Китая, имея стратегическое месторасположение. В ближайшее время Или-Казахский автономный округ превратится в логистический хаб и станет основной точкой «Экономического пояса Шелкового пути». Участники ярмарки могут воспользоваться уникальным шансом посетить Или-Казахский автономный округ и рассмотреть возможность инвестирования, создания бизнеса. Надеюсь, сегодняшняя ярмарка оправдает все ожидания, — подчеркнул Хуан Сань Пин.
Но действительность пока не очень соответствует пожеланиям китайской стороны. Может, дело в том, что казахстанским бизнесменам пока не очень-то интересно покупать те товары, которые приходят в Хоргос? Это вопрос я задаю опять Санату Баянбаеву.
— Мне кажется, здесь все взаимосвязано: мало покупателей с нашей стороны – мало продавцов и товаров с китайской. Поэтому и низкие цены, на которые наши торговцы надеются, были далеко не везде и не на все. Если говорить о технике, то отделов, где она бы продавалась, было не так много. Я надеялся купить партию кухонных комбайнов, но, к сожалению, ничего подобного там не было. Смотрел пылесосы, мультиварки, наборы кастрюль, ножи… Прикинул цены — показалось, что тащить все это оттуда нет смысла.. По приезду в Алматы окончательно в этом убедился: на барахолках и в магазинах (посудные ряды) тоже самое можно было взять по той же, цене, а кое что даже дешевле. Порадовала цена на шезлонги: замечательный шезлонг, который у нас продается по цене, начиная от 9000 тенге и выше, там можно взять в среднем за 5000 (как будешь торговаться). Детские игрушки там тоже дешевле, но выбор не самый большой , я насчитал всего пять бутиков. В качестве примера: управляемый вертолет, самый большой из имеющихся у них в наличии — 7500 тенге. У нас в два раза дороже. Постельное белье, одеяла, очень хорошего качества оказались дешевле чем в Алматы, да и выбора побольше. Но не настолько, чтобы брать их солидными коммерческими партиями. Китайские «мобильники» — тоже потенциально хороший товар. Они делятся на просто «китайские», и, как они их называют «китайский оригинал». Видимо, это те, которые изготовлены на лицензионных западных предприятиях на территории КНР. «Китайский оригинал» стоит от 15 до 30 тысяч тенге, опять же все зависит от того, как будешь торговаться. Качество неплохое – я сам уже второй год хожу с подобным, и нет проблем. У нас такие аппараты примерно в два, а то и три раза дороже, но тут возникает проблема со сбытом… Особого выбора одежды не было, разве что были хорошие детские вещи. Словом, общее впечатление: не так много товаров, и не так дешево. Как нам хотелось. Но ведь и покупателей мало! На Алматинскую барахолку, по опыту знаю, приходят в день 10-15 тысяч человек в день, а здесь, в этих огромных павильонах было, на мой взгляд, не более 2-2,5 тысяч.
Конечно, мнение одного среднего предпринимателя может быть субъективнм, но в нем как в капле отражается океан проблем. Хоргос – яркий пример того, что в сотрудничестве с нашим великим соседом, Казахстан придерживается противоречивой позиции. Казалось бы, проект возрождения Великого Шелкового пути рожден и поддерживается главами двух стран, о нем постоянно говорит Президент Н. Назарбаев. Почему же с нашей стороны так мало реальных дел, чтобы тот же Центр сотрудничества заработал в полную силу?
Дело, наверное, и в том, что КНР сегодня испытывает серьезные проблемы в экономике. К власти в Китае пришло новое поколение политиков.Поэтому Си Цзинпин провозгласил одну очень важную вещь: решение проблем Китая находится за пределами Китая. Надо идти за границы страны.
Одна из магистральных стратегий КНР — концепция Нового Шелкового пути. КНР говорит о горизонтальной и вертикальной интеграции и воссоздании огромного транспортного коридора, от западного Китая до Западной Европы. КНР предлагает сформировать новое «ожерелье» стран, каждая из которых была бы включена в этот проект. Снимаются все таможенные платежи, повышается конкурентоспособность для китайских товаров – прежде всего. Иными словами, Китай сегодня предлагает новую геополитическую стратегию. Что, кстати, в огромной степени противоречит стратегии ЕАЭС и стратегии ШОС. Россия спрашивает: Если в ШОС не удаются многие экономические инициативы, почему они должны успешно реализоваться в Великом Шелковом пути? А потому, говорит Китай, что мы при этом проекте можем охватить рынок в три миллиарда человек, что не удалось до сих пор никому другому. За счет этого будут развиваться северо-западные регионы Китая.
По всем параметрам критичным партнером КНР в этом проекте является Казахстан. Ясно, что тогда зависимость нашей страны от КНР возрастет. Как только Казахстан решит поддержать этот проект – начнется реализация этого плана. Не будет недостатка ни в финансировании, ни в материальных, ни в людских ресурсах. Китай уже сегодня предлагает полностью обустроить и казахстанскую часть Центра в Хоргосе, построить там все – от гостиниц до торговых центров и небоскребов. Но он, конечно, будет решать свои проблемы, реализовывать свои интересы, но все подается так, что проект решит и проблемы Центральной Азии, России и даже Европы. Поэтому Казахстану и хочется стать частью этого грандиозного проекта, и колется, потому что никто не знает, во что, в конечном счете, все это выльется, особенно в геополитическом смысле. Эта «суровая нить» сомнения и опасений неизбежно появляется в яркой шелковой ленте сотрудничества, когда речь идет о такой махине, как КНР.
Дамир Салимов
Комментариев пока нет