Груз без права передачи
Более пятидесяти представителей бизнеса Алматинской области, участники внешнеэкономической деятельности, требуют возобновить работу таможенного поста «ЦТО – Алатау». Собравшись в Алматы, их представители объяснили, почему структурные изменения в таможенных органах наносит им огромные убытки, а доходы в казну уменьшаются.
Анатолий Скороходов — начальник отдела логистики ТОО «Кар-Тал», однго из крупнейших в стране импортера промышленного и высокотехнологического оборудования рассказал, что в результате перевода таможенных процедур на другие посты затраты бизнесменов увеличились от 20 и порой до 120 процентов. Упразднение таможенного поста «ЦТО – Алатау» вынуждает предпринимателей имеющих производственные и складские комплексы на территории области производить таможенную очистку грузов в таможенных постах, находящихся в юрисдикции ДГД г. Алматы и Алматинской области в Талдыкоргане, и направлять свои грузы на расстояние более 280 километров.
Зачем все это сделано – объяснить это не может никто. Предприниматели еще год назад обращались с письмами в ГУ Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК и получили ответ от заместителя председателя сего ведомства Р. Есенгазы, который является просто образцом бюрократической казуистики. В нем, вместо простого и понятного ответа предпринимателям, чиновник просто перечисляет некоторые статьи Таможенного кодекса, а затем завершает его пассажем, что Таможенный комитет уполномочен сам определять места доставки товаров в случаях, «определяемых на основе системы управления рисками»… Какие риски увидели таможенники в доставке грузов через самый удобный для предпринимателей таможенный пункт, конечно, не объясняется, как и то, почему прежний пост «ЦТО – Алатау» эти риски повышал… Проще говоря, предпринимателям сурово сказали: будете оформлять грузы там, где мы скажем, а не там, где вам удобно.
Кроме того, предприниматели отмечают, что необходимость вывозить грузы обратно на территорию Илийского района приводит к значительному увеличению транспортных расходов и в конечном итоге к удорожанию себестоимости продукции и товаров.
— Это ущемление прав предпринимателей Илийского района – считает предприниматель Гульзада Кузнецова. – Нам приходится нести большие издержки на бессмысленную, с экономической точки зрения, транспортировку грузов, тратить деньги. Я считаю, что кто-то просто лоббирует эти пункты таможенного оформления, имеет там свой интерес, тогда как наши законные интересы никто не берет во внимание.
Предприниматели подчеркнули, что большая часть проблем возникает именно в сфере транспортировке грузов из Китая. Причем экономический ущерб несут не какие-то мелкие частные предприниматели, везущие мешками и тюками ширпотреб, а очень крупные фирмы, ввозящие промышленные товары и оборудование. Например, потери несут такие известные фирмы, как «Самсунг», «Данон», ТОО «Беркут», АЛТЕЛ, ТОО «Лайн систем Инжениринг» и многие другие. Их налоги и платежи в доход государства составляют очень высокую сумму, и непонятно, почему государство, в лице Таможенного комитета ставит им препятствия, и безо всякой необходимости и пользы для себя заставляет их тратить деньги.
Данияр Мустафа, представлявший ТОО «Самсунг», отметил, что только на таможенных процедурах теперь компания дополнительно теряет 2-3 дня, безо всякой необходимости «гоняя» товар за сотни километров, к тому же и еще переплачивая таможенным брокерам. Это ведет к серьезным дополнительным издержкам.
Анатолий Скороходов рассказал, что когда два года назад пост «ЦТО – Алатау» внезапно закрыли, то сделано это было так неожиданно, что компании потом еще несколько месяцев были вынуждены разыскивать свои грузы. Теперь же существующие 2 пункта стали по существу монополистами, и цены на услуги там сразу повысились. Кто-то, очевидно, хорошо нажился на том, что потоки товаров теперь направляются на эти – и только эти посты. А от возросших доходов, возможно, хорошие бонусы попали и тем, кто эти решения пролоббировал… Может, в этом – то и была суть «оптимизации» таможенных постов? Хотя в Таможенном кодексе нет такого правила, что импортер должен выбирать именно тот таможенный пункт, какой ему укажут таможенники, последние, пользуясь неясностью формулировок закона, ловко использовали его, чтобы поставить под контроль товарные потоки. Поэтому и пост «ЦТО – Алатау» закрыли. Так Таможенный кодекс, который должен защищать интересы бизнесменов, удалось использовать им же во вред.
Отдадим должное хитрости и ловкости разработчиков этой схемы, ставящей предпринимателей в заведомо невыгодное положение. «Нет поста – так что же мы можем поделать? Везите на те посты, что есть.»- как бы говорят они. А то, что цена такого «управления» для бизнесменов выливается в миллионы ненужных расходов – чиновников не волнует, это не их проблемы…
Правда, после дружного возмущения предпринимателей новыми правилами и после того, как в правительство посыпались письма с жалобами, таможенники немного забеспокоились. Как рассказал представитель НПП Алматинской области Султанбек Адлет, сегодня они уже начали встречаться и обсуждать с представителями бизнеса эту проблему, которую сами же создали «на ровном месте». Прорабатывается такой вариант, чтобы направить на старое место несколько сотрудников таможни, то есть не создать не полноценный пост, а какое-то его подобие, вроде выездного пункта… Но и это половинчатое предложение – еще только слова, ничего реального для помощи бизнесу со стороны таможенников не делается. Такое положение может тянуться годам, наши чиновники это хорошо умеют.
В сложившейся ситуации бизнесмены единственно правильным считают восстановление ранее действовавшего таможенного поста с полномочиями исключающим поездки грузополучателей в г.Талдыкорган в ДГД по Алматинской области и в ДГД г.Алматы по вопросам таможенной очистки своих грузов. И просят поддержки правительства в решении данного вопроса, о чем направлено и соответствующее письмо.
Действительно – иного выхода и нет. С нашими хитрыми чиновниками может справится только правительство. Или прокуратура.
Комментариев пока нет