Кашаган есть, рентабельности нет. Цены на нефть могут снова рухнуть
30 ноября должно состояться долгожданное событие – саммит стран экспортеров нефти, где предполагалось принять решение о заморозке нефти, тем самым поддержав зависимые от экспорта углеводородов страны. Казахстан заранее сообщил, что на сокращение добычи не пойдет, но вероятно ожидал бонусов от саммита, в качестве роста цен на углеводороды. Однако достижение консенсуса под угрозой, намеченная неформальная встреча представителей картеля со странами не входящими в ОПЕК сорвалась, Саудовская Аравия отказалась участвовать в ней, Россия дала понять, что не пойдет на сокращение объемов добычи, а готова лишь к заморозке на нынешних уровнях.
Позиция Казахстана оказалась своеобразной. Так, еще 1 ноября министр энергетики РК Канат Бозумбаев сообщил, что Казахстан в решении о заморозке объемов добычи будет зависеть от позиции России.
«Саудовская Аравия, Российская Федерация должны определиться и сказать свое веское мнение. Ежесуточно каждая из этих стран добывает более 10 млн баррелей нефти. Они занимают более 60% всей добычи. Кроме этого, есть Иран, он производит около 4 млн баррелей, еще другие страны Персидского залива. Есть Бразилия и Мексика, которая больше нас. Когда ключевые страны свое мнение скажут, тогда Казахстан определится со своей позицией. Поэтому мы, конечно, участвуем во всех этих переговорах в качестве наблюдателя, но мнения своего говорить пока не можем. Наша позиция осложняется тем, что месяц назад, 28 сентября, мы запустили Кашаган. И речи об ограничении добычи на Кашагане быть не может, потому что есть обязательства. Огромные средства вложены, никто ограничивать не будет. Есть естественное снижение добычи на других месторождениях: Кумкольское, некоторые месторождения Прикаспийской впадины, Актюбинской области, Узень, Каражанбас, Каламкас. Эти месторождения вышли на пик, прошли плато, при сегодняшних ценах на нефть они увеличение добычи поддерживать не могут, там нужно бурить и бурить. Будет ограничение в мире или нет — у этих компаний есть естественное снижение. Какие-то сейчас меры объявлять, что мы ограничимся, мы считаем преждевременным. В целом мы считаем, что если нефтедобывающие страны эту проблему решат, это даст очень хороший сигнал рынку. Если будет меньше добываться нефти, быстрее наступят равновесие и баланс», — заметил Канат Бозумбаев.
Но, вероятнее всего, меньше нефти добываться не будет, по крайней мере, глобальные игроки не готовы, судя по всему, серьезно ограничить добычу. Между тем, ключевым для Казахстана остается вопрос рентабельности Кашагана, если после саммита ОПЕК 30 ноября цены на нефть не взлетят, а наоборот серьезно просядут. Как известно, ранее председатель правления акционерного общества «Национальная компания «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев говорил, что добыча на Кашаганском месторождении имеет смысл при минимальном коридоре хотя бы от $80 до 100 за баррель.При этом в министерстве энергетики ожидают, что до конца текущего года месторождение даст более 1 млн 100 тыс. тонн, то есть это дополнительные объемы свыше миллиона тонн, которые так или иначе будут давить на рынок и вести к возможному снижению цен. С другой стороны простой Кашагана также не выгоден консорциуму, так как он обходится, по всей видимости, даже дороже тех убытков, что он будет нести от продажи нефти ниже себестоимости. Никаких конкретных расчетов на этот счет нет, и минэнерго их не предоставляло.
Канат Бозумбаев сообщил, что после подтверждения начала коммерческой добычи Казахстан также станет получателем своей доли от производства на Кашагане. Сейчас добыто более чем 450 тыс. тонн нефти. Изначально проект оценивался в $15 млрд, но в итоге на него было израсходовано более $136 млрд. И эти деньги консорциуму в любом случае нужно будет отбить.
Между тем, министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев рассказал о том, что члены ОПЕК могут потребовать у стран не членов организации, сократить объем добычи в последующие шесть месяцев начиная с 1 января 2017 года в районе 880 тыс. баррелей из общей суточной добычи. Но действительно ожидать реального прорыва от саммита ОПЕК и передышки для нефтедобывающих стран все же не стоит. На это указывает неспособность не то что договориться, но даже сесть за стол переговоров стран входящих в ОПЕК и не входящих в картель.
Региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас отметил, что страны ОПЕК хотят, чтобы Казахстан и Россия пошли именно на сокращение добычи, полагая, что заморозка при таких объемах производства будет неэффективной. В свою очередь Россия дала понять, что готова только на заморозку, которая будет равносильна сокращению добычи на 200-300 тыс. баррелей в сутки. При этом Иран по-прежнему надеется, что картель не станет настаивать на том, чтобы Тегеран зафиксировал добычу на уровне 1,1 млн баррелей в сутки. Непреклонны и саудиты, которые по-прежнему хотят участия Ирана в инициативе ОПЕК по сокращению добычи.
Вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер заметил, что консенсус до сих пор так и не удалось достичь, что делает переговоры бессмысленными. Интрига, тем не менее, сохраняется, поскольку остаются надежды, что 30 ноября соглашение все же будет достигнуто. Может к нему примкнуть и Россия с рядом других стран, которая получила приглашение на рабочий завтрак накануне саммита, однако сейчас царит неопределенность.
Аналитик GLOBAL FX Павел Берлинов более пессимистичен. Он отметил, что за три дня до решения ОПЕК Саудовская Аравия отказалась от участия в переговорах 28 ноября с участием стран, не входящих в картель. Саудиты заявили, что сначала нужно согласовать сокращение внутри стран членов ОПЕК. Россия уже дала понять, что не будет сокращать добычу нефти, и пойдет лишь на заморозку на ноябрьских уровнях 11,2 млн баррелей в сутки. Ливия и Нигерия освобождены от соглашения. Иран продолжает заявлять о намерении нарастить добычу до досанкционных уровней.
«По факту мы видим лишь увеличение добычи всеми странами, производящими нефть, включая США, где добыча выросла с 8,5 до 8,7 млн баррелей в сутки. И все меньше шансов остается у картеля найти общий язык внутри своей организации. Даже если картель сможет удивить рынок и договориться о сокращении нефти, это вызовет лишь временный рост котировок. Целесообразно продавать нефть при попытках роста в сторону 55$. Основной же сценарий предполагает отсутствие договоренностей и падение стоимости бочки нефти до 40$», — сказал он.
Между тем, сегодня цены на нефть уже упали, стоимость марки Brent ушла вниз до $46,28 за баррель, разница с вечерними торгами в прошлую пятницу составила более чем 1%.
Комментариев пока нет