Где и почему умирает наш бизнес?
В первые три года работы в Казахстане выживает лишь 67% малых предприятий. тому есть три причины: дефицит залогов, собственных оборотных средств и квалифицированных кадров.
Тяжелее всего приходится строительным предприятиям — 38% закрываются в первые же три года.
На 1 мая 2017 года в Казахстане зарегистрировано 385,3 тысячи МП, из которых действующими являются 235,5 тысяч или 61%. По сравнению с уровнем на конец 2012 года доля действующих предприятий выросла на 8%.
Самый сложный период для новых компаний — первые три года. После первых трех лет работы на рынке выживает 67% малых предприятий. При этом самый низкий показатель в Алматы — лишь 62% справляются в условиях жесткой конкурентной среды, так как на регион приходится 26% всех МП. Самый высокий уровень выживаемости в Кызылординской области — 82% (3% всех МП в регионе).
В отраслевом разрезе наименьшей жизнеспособностью отличаются строительные предприятия — в первые три года выживают 62% от общего числа.
В торговле в течение трех лет выживают 67%, в горнодобывающей промышленности — 68%, в обрабатывающей -72%. Высокий уровень показателя наблюдается в государственном управлении и обороне — 100%, и в образовании — 77%.
Среди предприятий в возрасте от 21 до 25 лет трудно выживают малые предприятия финансовой и страховой деятельности — лишь 21% из них остаются на плаву, МП отрасли электроснабжения -23% и в торговли — 26%.
Причины, по которым закрываются предприятия практичес все так или иначе связаны с эффективностью государственной поддержки МСБ: дефицит залогов, собственных оборотных средств и квалифицированных кадров.
Несмотря на то, что правительству удалось мобилизировать рост малого бизнеса: к итогу 2015 года действующих компаний увеличилось на 13%, объем продукции в денежном выражении вырос на 27%, а портфель займов стал больше в полтора раза, стратегическая задача сбалансировать качественные и количественные показатели роста между провинцией и мегаполисами не решена. Дефицит залогового обеспечения для привлечения банковских займов обозначен как наиболее распространенный барьер роста предпринимательской активности. Из 10 опубликованных свот-анализов по развитию МСП 7 акиматов выделили эту проблему. Банкиры предпочитают кредитовать бизнес мегаполисов, где стоимость основного залогового ресурса, недвижимость, гораздо выше, чем в регионах.
На конец 2015 года областной бизнес консолидировал 30% от всего ссудного портфеля банков по малому предпринимательству. По итогам первого квартала 2017 года залоговый дефицит в регионах обострился. Удельный вес регионов в общем объеме займов малым компаниям снизился до 23%. Почти половину банковских займов освоил малый бизнес Алматы, еще 29% — Астана.
Вторая по популярности слабая позиция в развитии регионального МСП — недостаток собственных оборотных средств. В свот-анализах ее указали 5 областных акиматов.
По итогам 2015 года из общего объема материальных затрат малого бизнеса на области пришлось 56,8%, по итогам 2016 — 57,5%. За год региональная проблема осталась фактически на прежнем уровне.
Дефицит квалифицированных кадров занимает третье место среди слабых позиций в развитии МСП в регионах. Данная проблема указана в свот-анализах четырех областей.
Списочная численность наемных работников, задействованных в малом бизнесе, за год (декабрь 2015 — 2016) увеличилась на 179,5 тысяч, превысив 1 миллион человек. Региональные малые компании обеспечили 634,5 тысяч рабочих мест — это 58%. Год назад штат наемных работников малых компаний в областях занимал 57,3%.
Также укрепились позиции регионального бизнеса по количеству действующих малых компаний. К итогу 2015 году число работающих малых компаний в областях увеличилось на 14 тысяч до 107,8 тысяч. Соответственно удельный вес вырос с 53,4 до 54%.
Комментариев пока нет