Торговля Казахстана в состоянии хаоса
Поддержать

Торговля Казахстана в состоянии хаоса

ТОРГ.2-2

Купцы ищут «маму»
«Хаос и кризис» — так охарактеризовал ситуацию в казахстанской торговле президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Нурсадык Абишев. Это прямой результат пренебрежения, с которым относятся к этой отрасли в Правительстве. Торговля воспринимается чиновниками как нелюбимое и нежеланное дитя, которое всякий старается убрать куда-нибудь подальше, «с глаз долой», чтобы не надоедало и ничего не требовало.
О том, как эту «беспризорную» отрасль пытались как-то пристроить, красноречиво говорит ее история последних лет. Ликвидировав Министерство торговли вначале 90-х годов, ее начали перебрасывать «с рук на руки». Вот хронология передачи торговой отрасли в министерства:
13 июня 1994 год- Министерство промышленности и торговли РК;
13 декабря 2000г. – Министерство экономики и торговли РК;
28 августа 2002года — Министерство индустрии и торговли РК;
1 июля 2010г — Министерство экономического развития и торговли РК;
16 января 2013 — Министерство экономического развития и бюджетного планирования Республики Казахстан ( здесь даже слово «торговля» исчезло из названия ведомства).
К этому следует добавить, что редкий из руководителей торговли проработал на своем месте больше года.
— Частая передача сферы торговли в различные министерства, не позволяет сформироваться эффективной торговой политике Республики Казахстан, действенной защите предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках, профессиональному участию бизнеса в так называемых «торговых войнах» за рынки сбыта, а также не решает проблемы людей занятых в торговле. – считает Нурсадык Абишев. — Стране необходимо иметь стратегию и тактику развития торговли. Эта проблема была поднята нами еще лет пять назад. Мы просим создать не надзирающий орган, а координирующий, который мог бы наладить эффективные информационные связи между производством, торговлей, потребителями а также государственными ведомствами. Сегодня нет проблем произвести любой товар — минералку, Боинг, Мерседес – проблема продать все это. Мы не готовы к торговым войнам. У нас нет промышленности, у нас, по большому счету, нет и фермерства. Не потому, что наши люди «безрукие». Они просто не знают: какие товары и где нужны. Не знают, как развивается мировая тенденция, что завтра будет пользоваться спросом на рынке. Предприниматели, на свой страх и риск, строят заводы, которые оказываются никому не нужными. Каждое ведомство у нас самостоятельно занимается закупом и реализацией товаров и услуг. Нет единого координирующего органа, который мог бы подсказать, где купить тот или иной товар по реальной цене, без переплаты, нужного качества. Производители товаров и услуг тоже дезориентированы. И это сказывается на нас всех. Те, кто выезжал в развитые страны, наверняка удивлялся: там товары гораздо дешевле, чем аналогичные у нас в стране! Хотя жизненный уровень и зарплаты там выше. Это происходит потому, потому что у нас нет нормальной системы торговли, каждый действует на свой страх и риск, наобум. А построить такую систему торговли, без координирующего и направляющего, без изучающего рынок ведомства – невозможно. Поэтому наши товары проигрывают в конкурентной борьбе не только за рубежом, но и внутри страны.

ТОРГОВ.1

— Всем, наверное памятна, недавняя ситуация с пшеницей: фермерам говорили – «Давай, выращивай как можно больше, все купим!» В результате вырастили — и сгноили половину урожая. Точно так же и с луком получилось в прошлом году.- продолжает Нурсадык Абишев. — И торговый бизнес тоже встроен в эту «систему». Он действует наугад, потому что в торговле у нас творится хаос! Да разве только в торговле? Производство, не получающее четких сигналов от торговли, зачастую выпускает не нужные товары. Кто подсчитал, в какие миллиарды ущерба выливается такая политика?
«Бумажные» программы и реальное рейдерство
Жибек Ажибаева, председатель профсоюзной организации предприятий торговли и сферы услуг, дала свою оценку ситуации:
— У нас принято, по советской привычке, смотреть на торговлю, как на что-то «второстепенное». А ведь это — целая огромная отрасль экономики. В сфере торговли работает 14, 4% от общего числа населения, занятого в экономике (1,06 млн. чел.). По экспертным оценкам, фактическое число занятых составляет до 2 млн. чел или 28%.
Торговля является социально уязвимой отраслью, в ней осуществляют предпринимательскую деятельность 54 % так называемых «самозанятых» граждан.
По данным Агентства по статистике РК предприниматели торговой отрасли производят 10% от валовой добавленной стоимости в РК. В 2012 году объем торговли на рынках, включая и рынок индивидуальных предпринимателей, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 15%, доля его в общем объеме розничной торговли составила 49,9%.
В структуре розничной торговли преобладают непродовольственные товары (63,6% к общему объему розничной торговли). Розничная реализация непродовольственных товаров увеличилась на 11,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продовольственных товаров — на 14,3%.
И вся эта отрасль не имеет своего профильного министерства или агентства. Тот Комитет по торговле, который есть, совершенно недостаточен.
Именно по этой причине вопросы, касающиеся торговли, решаются медленно. А чаще всего — вовсе не решаются. Недавняя реорганизация Министерства и передача части полномочий Министерству регионального развития и вовсе поставила в тупик предпринимателей. Министерство экономического развития и бюджетного планирования будет разрабатывать торговую политику, а министерству регионального развития отвели проблемы предпринимательства. Ясно, что министерства будут перекладывать решения важных вопросов друг на друга, вместо того, чтобы в комплексе решать их.
В 2014 году завершается отраслевая Программа развития торговли в Республике Казахстан. Но завершаться нечему – Программа так и не началась. Потому что на местах люди даже не знают, что есть такая Программа, в штатном расписании местных исполнительных органов нет людей, которые этим бы занимались. Доходит до абсурда: управления местных органов по поддержке и развитию бизнеса сами принимают участие в отъеме бизнеса на торговых рынках! Такие факты были в Атбасаре, Таразе и других местах.
Поэтому мы считаем, что отсутствие единого государственного органа, который занимался бы торговлей, наносит огромный ущерб всем предпринимателям, которые заняты в этой сфере бизнеса. Особенно это касается малого, среднего бизнеса.
— Но эта же проблема тревожит и крупные торговые компании. – продолжает Жибек Ажибаева. — У них возникает масса вопросов, а разрешить их негде. Ведь у нас почти нет национальных торговых сетей, активно развивается только «Мега». А где наши сети, подобные «Пятерочке», «7-я», ««Cash & Carry» ? Их нет, потому что они не могут у нас развиваться. Вот, к примеру, то же «Cash & Carry». Они пришли в нашу страну, за последние лет восемь начали активно сотрудничают с нами, с другими ведомствами. Но как только они пытаются контактировать с нашим профильным министерством, решать какие-то вопросы – возникает тупик. Даже на их письма, на имя министра — никто не отвечает!
Мы ничего не создали для иностранных компаний. У них же есть свои стандарты, чтобы входить на наш рынок. Мы не соответствуем этим стандартам ни по торговым площадям, ни по инфраструктуре, ни по логистике. И все-же иностранные торговые сети хотят работать в Казахстане, они готовы даже готовить наши кадры, чтобы те могли работать в торговле на новом, высоком уровне. Но не к кому обратиться.
Огромное количество проблем накопилось в сфере законодательного обеспечения торговли. Доходит до парадокса: один департамент министерства разрабатывает документ, о котором Комитет торговли даже не знает! Если не выстроена система внутренней торговли – то как мы можем вообще говорить о развитии нашего экспортного потенциала? Мы становимся все боле зависимыми от иностранных товаров. Даже рынок овощей мы потеряли! Здесь у нас уже реализуются товары из Аргентины, Польши, я уже не говорю о Киргизии, Узбекистане и Китае. А наши производители не знают, что нужно выращивать, потому что в условиях такого хаоса в торговле к ним не поступает правильных «сигналов». Наши заработанные деньги «вымываются» из страны.
— Пусть создадут Министерство, агентство, даже пусть это будет расширенный Комитет, но с полномочиями, которых у него сегодня просто нет – вот что нам сегодня жизненно необходимо. – говорит Жибек Ажибаева. — Этот орган будет как бы «генштаб» для всех отраслей, потому что оно будет подсказывать, какие товары нужны сегодня и потребуются завтра на рынке.
Кто говорит сегодня нашему фермеру, какой салат или морковь нужны на рынке? Да никто! И потому он делит свой гектар на десять грядок, высаживая на каждой отдельную культуру – авось что-то «выстрелит»! Один-два вида овощей удастся продать, а остальные придется выбросить на свалку. Значит, много дней он работал впустую. О какой рентабельности производства в таком случае мы можем говорить, и как наш фермер может соревноваться с импортной продукцией, которая выращена с применением новейших технологий и маркетинговых исследований?
— Торговый бизнес у нас очень незащищен.- считает Назим Гусейнов, предприниматель, много лет работающий в торговле. — Мы испытываем постоянное давление со стороны разных органов, а если магазинчик рентабельный, то это «лакомый кусок» для рейдерского захвата. Из-за отсутствия единого органа, занимающегося торговлей, нам не к кому обратиться. Огромные проблема возникают у нас с банковскими кредитами, в связи с растущими ценами на коммунальные услуги, на недвижимость… А ведь доход торговцев остается, в лучшем случае, прежним. Поэтому многие из малых и средних магазинов сегодня стоят на грани разорения.
К этому стоит еще добавить, что хаос в торговле неизбежно ведет к огромному уровню коррупции и злоупотреблений чиновников разного ранга в этой сфере, созданию «теневых» схем бизнеса, росту цен на товары и снижения их качества. Кому-то это очень выгодно…

ТОРГ.4-4

Виноваты все. Что делать?

Торговцы и представители их общественных организаций предлагают срочно принимать меры, чтобы вернуть торговлю в цивилизованной русло. Среди них — срочно преобразовать комитет торговли в Министерство либо агентство по торговле. Ныне действующий комитет торговли исчерпал себя и необходимо расширить полномочия, с целью координации отделов по вертикали, подобно США, Китаю, ЕС и таможенному союзу. Их основная функциональная обязанность — содействие торговому предпринимательству, обеспечение государственной поддержки с целью выхода этого бизнеса на экспорт.
Необходимо также ввести изменение в штатное расписание местных исполнительных органов, с вертикальным подчинением отделов Министерству торговли либо агентству. На региональном уровне в большинстве акиматов областного, городского и районного аппаратов отсутствуют отделы, курирующие торговлю. Кураторство над торговлей на местах поручено специалистам, как дополнительная нагрузка.
Очень важно обеспечить координацию действий министерств и исполнительных органов для успешной реализации Государственных программ. Министерство экономического развития и бюджетного планирования РК и местные органы власти еще не пришли к взаимопониманию и поддержке малого и среднего бизнеса, отсутствуют региональные отраслевые программ по активному использованию человеческих ресурсов, в политику поддержки малого бизнеса не включены крупные компании, как это делается в Японии, когда «акулы поддерживают мелких рыбешек». А пока имеют место конфликты интересов между госорганами и бизнесом, факты рейдерства и превышения служебного положения государственными чиновниками.
Отраслевая программа развития торговли РК на 2010-2014 годы подходит к своему завершению, так и не начав своей реализации в регионах. Ожидание бизнеса не оправдались в вопросах поддержки бизнеса по строительству объектов новых торговых форматов, реконструкции действующих торговых рынков, привлечения иностранных инвесторов в сферу торговли, в защите интересов отечественного бизнеса в условиях Таможенного Союза и вхождения в ВТО. Поэтому, считают предприниматели, необходимо ввести отрасль торговли в список приоритетных направлений индустриально-инновационных технологий, включение в программу «Дорожной карты -2020». Эти и другие предложения уже направлены в Правительство. Вот только есть серьезные сомнения, что им и в этот раз удастся до него «достучаться».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *