Союз Кереев и найманов
Долг кыргызов перед Поднебесной — 30 процентов ВВП страны.
Кыргызстан задолжал Китаю около 30 процентов своего ВВП, больше доля только у Джибути, Мальдив, Конго и Тонги — такие данные приводят российские СМИ со ссылкой на исследование Института мировой экономики – сообщает 24kg.
Всего Кыргызстан должен Китаю 1,7 миллиарда долларов, хотя еще в 2008 году долг не превышал 10 миллионов долларов.
Пекин кредитует Бишкек в обмен на участие в крупных проектах, преимущественно в энергетике, среди которых: модернизация ТЭЦ Бишкека (проведенная китайской компанией TBEA на $386 миллионов, выделенных Экспортно-импортным банком КНР), строительство подстанций «Датка» и «Кемин» и ЛЭП между ними на $400 миллионов, НПЗ в Кара-Балте мощностью 800 тысяч тонн нефти в год (оценка — $250 миллионов). Ряд китайских компаний участвует также в освоении месторождений золота, против чего выступают местные жители.
Годовой товарооборот между странами составляет около $2 миллиардов, из них $1,9 миллиарда — китайский экспорт в Кыргызстан. Китай выделяет также различные гранты, в частности на ремонт дорог, археологические раскопки и даже на развитие армии ($14 миллионов в 2017 году). За счет китайских средств открыт ряд учебных заведений.
Так, в 2017-м в Бишкеке начала работать школа с углубленным изучением китайского языка, работает кыргызско-китайский университет «Новый Шелковый путь», а в Кара-Балте открыт филиал китайского Северо-Западного университета. По официальным данным, в 2018 году в КР прибыли 35 тысяч граждан КНР, по неофициальным — в несколько раз больше. В начале 2019-го в Бишкеке прошел ряд антикитайских митингов, были задержаны несколько десятков человек.
Для сравнения, второй крупный должник в Центральной Азии — Таджикистан. Он должен Китаю около $1,2 миллиарда — почти половину своего внешнего долга.
Стоит учесть, что правительства развивающихся стран, таких как Кыргызстан и Таджикистан, должны Китаю гораздо больше, чем предполагалось раньше. Об этом сообщает Eurasianet со ссылкой на доклад «Кредитование Китаем зарубежных стран», опубликованный Национальным бюро экономических исследований (NBER).
Около половины всех китайских кредитов скрыты от общественности из-за непрозрачных систем учета в КНР. Во всем мире в течение 10 лет (до 2016 года) объем теневого финансирования Китаем составил около $200 миллиардов.
«Документы об экспорте капитала из Китая в лучшем случае непрозрачны. КНР не сообщает о правительственных кредитах, и нет исчерпывающих стандартизированных данных по объему кредитов и потокам зарубежных займов, предоставленных КНР», — сообщают авторы доклада.
В результате сами страны-должники имеют неполную картину того, сколько они взяли в долг у Китая и на каких условиях.
В исследовании приводится список стран, имеющих наибольшие долги перед Китаем, в котором Кыргызстан занимает 5-е место в мире (30 процентов ВВП страны), Таджикистан — 20, Туркменистан — 23, а Узбекистан — 40. При этом отмечается, что оценки объемов задолженности занижены вследствие непрозрачности, что создает определенные риски.
По мнению авторов исследования, стране-получателю, не имеющей точных данных о размере долга, трудно планировать обслуживание своих долгов. Непредсказуемость усугубляется тем фактом, что Китай часто кредитует по коммерческим ставкам (более половины кредитов в 2000-2017 годах) и в долларах (85 процентов кредитов). Странам с ослабляющейся валютой будет очень трудно погашать долларовый кредит, принимая во внимание тот факт, что за этот период таджикский сомони уже потерял более 76 процентов своей стоимости, a кыргызский сом — 32 процента.
фото из открытых источников
Комментариев пока нет